Особенности работы с гиперактивным ребенком
консультация на тему

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада.

                   

Представляет педагог-психолог  Янкина Н.А.

Место проведения: музыкальный зал

Материал: компьютерная презентация, мяч, предметы разной фактуры( мех, вата, стекло, дерево…), маска.

 

 

Цель: повышение психологического просвещения воспитателей о работе с гиперактивными детьми.

2

Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.

Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей. Одной из сфер, которая подвергается изменениям является эмоционально - волевая.

3

Выделаю следующие отклонения в эмоционально-волевой сфере:

·        Гиперактивность

·        Тревожность

·        Агрессивность

·        Аутизм

 

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема будет посвящена сегодня именно детской гиперактивности.

4

 

Что такое гиперактивность? "Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".


Гиперактивность — это совокупность симптомов психической и моторной активности. Чаще всего гиперактивность сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВГ). Она проявляется в двигательной расторможенности ребенка и его неспособности сосредоточить внимание на какой-либо конкретной деятельности, отсутствии целенаправленности. Обычно диагноз гиперактивности ставится ребенку при жалобах взрослых на его чрезвычайную подвижность, непоседливость, плохое поведение, непослушание. Также гиперактивность может сопровождаться нарушениями сна. У детей с СДВГ  имеется минимальная мозговая дисфункция головного мозга, что, в свою очередь, проявляется в плохой координации движений, эмоциональной неустойчивости,  дефектах речи и легких неврологических нарушениях, выявляемых при осмотре неврологом.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.  Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы.

5

Что же входит в понятие СДВГ?

Входят следующие симптомы:

 

Что такое дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.

Что такое импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. во время занятий выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Что такое гиперактивность?
гиперактивности в дошкольном возрасте проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

6

 

Причины гиперактивности:

·        Общее ухудшение экологической ситуации.

·        Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.

·        Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.

·        Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

·        Угрозы выкидыша.

·        Хронические заболевания матери.

·        Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

·        Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.

·        Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

 

 

7-8-9

Особенности проявления иперактивности.

 

Характерными чертами поведения гоперактивного  ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный. Гиперактивный ребенок общителен, у него много товарищей, но отношения с ними нестабильны, поверхностны, так как свое поведение он не контролирует.

 Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Т.к.постоянно отвлекается, не доводит начатое дело до конца, не слышит обращенной к нему речи, отвечает невпопад, не понимает последствий своего поведения. Ему тяжело усваивать учебный материал.  Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна. Находясь в общественных местах, такие дети сразу привлекают к себе внимание, поскольку все время что-то хватают, трогают и совершенно не слушают родителей.

             Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением.            Особенности поведения таких детей  свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

 

В целом прогноз развития у гиперактивных детей обычно благоприятный. По мере взросления и роста симптомы гиперактивности сглаживаются и ослабевают.

 

10

Но не все подвижные дети явлются гиперактивными, и нам важно научиться распознавать  где распущенность, и ребенок является в силу своего темперамента подвижным, а где СДВГ, и нам просто надо ему помочь совладать с собой т.к. он не виноват в своем недуге.

 

Тест на гиперактивность


Итак, Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку  почитать, и тот же паззл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

 

 

11

Но без определенного вмешательства со сторона взрослых ему сложно находтся в социуме. Поэтому основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.
 

Эффективные результаты коррекции достигаются при  сочетании  психологических и педагогических методов, один из которых  являются упражнения и  игры, направленные на    развитие движений и самоконтроля поведения детей.
         Также игры и упражнения направленные на развитие внимания и координации у детей, в которых подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением. 


     Игровая терапия имеет широкие возможности при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, сопровождающиеся стихотворным текстом проводящиеся под руководством взрослого.


        Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на  ней хотя бы на непродолжительное время, 

Т.е.для достижения  эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.

         Проводя с дошкольниками подобные игры, необходимо максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. На фоне приятных сенсорных впечатлений можно выстроить игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. (Игра «Зайчик»)Чтобы ребёнок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

         Работая с гиперпожвижными детьми,  следует помнить , что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому наша задача – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей.

12

 

Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
В условиях детского сада  педагог  может придерживаться следующих правил:

·        Ребенок всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

·        включать в занятия физкультминутки элементы игры и соревнования,;

·        предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

·        направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы, раздать материал для занятия и т.д.).

·        Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению взрослых.

·        Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Количество запретов должно быть адекватным возрасту. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь. Но хвалить следует не слишком эмоционально, чтобы не вызвать перевозбуждения ребенка.

·        будьте последовательны в своих требованиях к нему.

·        создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

·        помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

 

Практическая часть

1.Развитие внимания:

«Лови не лови»

2. Релаксационные игры

«Прикосновения»

3.Развитие волевой регуляции:

«Говори по сигналу», «Замри»

4.Коммуникативные навыки:

«Скульптор и скульптура»

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИПЕРАКТИВНЫм РЕБЕНОКом Особенности работы с Педагог-психолог Янкина Н.А.

Слайд 2

Л.С.Выготский писал: « Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений » . То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей. Одной из сфер, которая подвергается изменениям является эмоционально - волевая.

Слайд 3

Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы сферы гиперактивность тревожность агрессивность аутизм

Слайд 4

Гиперактивность — это совокупность симптомов психической и моторной активности. Чаще всего гиперактивность сопровождается синдром дефицита внимания (СДВГ). Она проявляется в двигательной расторможенности ребенка и его неспособности сосредоточить внимание на какой-либо конкретной деятельности, отсутствии целенаправленности. «подвижные» « вулканчик и » «шустрики» «вечный двигатель» «импульсивные» «норовистые» «моторчик на ножках»

Слайд 6

Биологические Генетические Факторы внешней среды Органисеские повреждения головного мозга во время беременности Употребление алкоголя, курение Родовые травмы Недоношенность Соматические заболевания в раннем возрасте Наследственная предрасположенность Экологическая обстановка Факторы формирования синдрома

Слайд 7

3-4 года Пик максимального проявления 4-7 лет

Слайд 8

5-7 лет

Слайд 9

Психологическая характеристика гиперактивного ребенка Поведение Процессы внимания Двигательная сфера Ребенок чрезвычайно подвижен Постоянные движения во время выполнения заданий Отвлекается на внешние раздражители Избирательность внимания Неспособность длительного сосредоточения на деятельности Отвлекаемость с переключением с одного занятия на другое Двигательное беспокойство Нарушение координиации движения Несформированность мелкой моторики Низкая способность к выполнению сложных целенаправленных движений

Слайд 10

Отличия активного ребенка от гиперактивного Активный ребенок Гиперактивный ребенок Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным ( пазлы , конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку почитать, и тот же пазл собрать . Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит . Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей. Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства:

Слайд 12

Правила общения с гиперактивным ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с гиперактивными детьми

раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях воспитания подвижных детей...

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...

Особенности работы с гиперактивными детьми.

Особенности работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для воспитателей....