Конкурс для русскоязычных воспитателей “Табигать-шоу”
материал на тему

Материал содержит  конкурсные задания на татарском языке для русскоязычных педагогов: диалоги по экологическому воспитанию, названия лекарственных трав, животных, птиц, деревьев родного края. Большое внимание уделяется проблеме загрязнения окружающей среды, повышению экологической культуры педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Әлмәт муниципаль районы белем бирү идарәсе

20нче балалар бакчасында

рустелле тәрбиячеләр белән

үткәрелгән “Табигать-шоу”

программасының эчтәлеге

      Әзерләде һәм үткәрде

      20 балалар бакчасы татар теле

      тәрбиячесе Акберова Р.Р.

Әлмәт 2015 ел

Хәерле көн, кадерле кунаклар!

Добрый день дорогие гости , уважаемые члены жюри!

Мы рады приветствовать Вас в своем гостеприимном, уютном детском саду. Сегодня у нас экологический праздник и украсят его своим участием наши педагоги. Разрешите их представить, рәхим итегез, кызлар!

Мин Валентина Матвеевна ... Безнең команданы исеме ... «Йолдыз».

Мин Светлана Геннадьевна ... Безнең команданы исеме ... «Кояш».

Безнең девиз: Кояш кебек балкыйбыз!

Безнең девиз: Алга, йолдызларга!

Итак, «Табигать-шоу» начинается! Башлана!

Беренче конкурс.

Разминка.

Внимание на экран.

1. Вы должны узнать и назвать по-татарски деревья. (Чыршы, нарат, каен, чаган, миләш, тал, юкә, имән).

Дополнительные вопросы: Как называется дерево? А во множественном числе? Что дерево делает? (Үсә, бизи).

2. Вы должны узнать и назвать по-татарски птиц. (Сыерчык, карга, чыпчык, кызылтүш, песнәк, күгәрчен, сандугач, карлыгач).

Дополнительные вопросы: Как называются птицы? (Кош). Во множественном числе? (Кошлар). Что птицы делают? (Оча, сайрый).

Икенче конкурс.

Мы все любим лес. Но, чтобы он оставался здоровым и красивым, нужно соблюдать определенные правила. Чего нельзя делать в лесу?

Я начинаю предложение, вы его заканчиваете.

Агачларны … сындырма.

Чәчәкләрне ... өзмә.

Чүп ... ташлама.

Үләннәрне ... таптама.

Учак ... якма.

Кош оясына ... тимә.

Что можно делать в лесу? Как вы попросите друг друга что-то сделать?

Ирина: бир, Света: сикер, Вера: җырла, Лена: аша... и т.д. ( эч, уйна, кил монда, кит, сал, ки, ярат, укы, рәсем яса, бие, ю, куй, ал, утыр, йокла, ят, бас).

Примечание: слова называются поочередно командами.

Өченче конкурс.

В лесу можно набрать лекарственные растения, а какие?

Внимание на экран.

На экране: мәтрүшкә, кычыткан, уги ана яфрагы, бака яфрагы, сары мәтрүшкә, гөлҗимеш, балан, тукранбаш, әрем, тузганак.

Команды поочередно называют их.

А теперь у вас есть прекрасная возможность угостить членов жюри травяным чаем с пирогом.

Представители команд угощают гостей: «Мәгез, рәхим итегез! Мәтрүшкәле чәй эчегез, чәйләрегез тәмле булсын!»

«Мәгез, рәхим итегез! Балан бәлеше ашагыз! Ашларыгыз тәмле булсын!»

Дүртенче конкурс.

 В лесу много красивых цветов. Узнайте про какой цветок я рассказываю:

1. Үзе ак, үзе матур. Зур да була, кечкенә дә. Аның таҗларын өзәләр: ярата, яратмый, ярата, яратмый... ура! ярата! диеп кызлар шатлана, яратмый, диеп кызлар уфтана. (Ак чәчәк)

2. Башта сары, аннан ак. Уф диеп өрәсен, чәчәк юк. (Тузганак)

3. Бу чәчәкнең исеме күп мәгънәле. Ул мәктәптә бар, ул бакчада музыка инструменты. Бу чәчәк урманда, бакчада үсә. (Кыңгырау)

4. Бу чәчәк кыр астыннан беренче шытып чыга. Аны эзләп бер кыз кыш көне урманга барган. Әлмәттә шундый исемле кафе да бар. (Умырзая) 

Дополнительные вопросы: Как называется цветок по-татарски? Во множественном числе? Что цветы делают? (үсә, чәчәк ата, дөньяны бизи)

Бишенче конкурс.

Погуляли в лесу, собираемся домой. Что нужно сделать?

Конечно же, убраться. Закрытыми глазами собираем мусор. После нас должно быть чище, чем было.

Бер, ике, өч!

Представители команд с завязанными глазами под музыку собирают разбросанный мусор, потом считают.

Алтынче конкурс. «Составь из слов предложение».

Мы вернулись в город. И с этим связано следующее соревнование.

Вы должны из данных слов быстро и правильно построить предложение, прочитать и перевести их.

Суны саклап тот!

Кышын кошларны ашат!

Урамнарда чисталыкны сакла!

Өйдә, эштә электр энергиясен сакла!

Дополнительные вопросы: На каком месте стоит глагол в татарском языке? В какой форме он здесь употреблен? (повелительное наклонение - боерык фигыль).

Җиденче конкурс. «Кибеткә барабыз»

Участвуют по два представителя от каждой команды.

1.-Исәнмесез! Хәлләр ничек?

-Әйбәт, рәхмәт. Мин сезне күрергә шат.

-Мин дә бик шат.

-Сезгә нәрсә кирәк?

-Горчица кирәк.

-Горчица белән нишлисез?

-Савытлар юам.

-Бик яхшы! Ничә горчица кирәк?

-Ике пачка.

-Мәгез ике пачка горчица.

-Рәхмәт, сау булыгыз.

2. -Исәнмесез! Хәерле көн! Хәлләр ничек?

-Әйбәт, рәхмәт. Сезгә нәрсә кирәк?

-“Фери” кирәк.

-“Фери” белән нишлисез?

-Савытлар юам.

-Начар. Мин сезгә сода, горчица, яки кер сабыны бирәм.Алар яхшы.

-Ярар, чәй содасы бирегез.

-Мәгез, рәхим итегез.

-Рәхмәт, сау булыгыз.

 

 Ведущая: А сейчас поиграем в игру «Вопрос-ответ». Ответы должны быть самые краткие да или нет, но на татарском языке. прошу вас отвечать осознанно, честно и дружно. Итак, «әйе, юк».

(В это время жюри подводит итоги, участники переодеваются для сказки.).

Вопросы к игре:

1. Вы относите себя к защитникам природы?

2. Вы когда-нибудь бросали мусор на улицу?

3. Существует ли в Татарстане популяция бурых медведей?

4. Вы считаете, что нужно беречь электроэнергию, потому что это энергетический ресурс земли?

5. Вы когда-нибудь подкармливали уток на каскаде прудов?

6. Справедливо ли утверждение: Если на дубе много желудей – значит земля будет холодная?

7. Используют ли древесину липы для производства посуды и предметов быта?

8. Можете ли вы пройти мимо, если кто-то лузгает семечки прямо на мостовую?

9. Вы сделаете замечание?

10. Вы беспокоитесь за экологию нашей планеты?

11. Вы что-нибудь делаете, чтобы её улучшить?

12. Вы считаете, что что-то зависит и от вас?

13. Вы согласны с утверждением, что употребление моющих средств, это прежде всего огромная потеря пресной воды?

14. Существуют ли птицы в Татарстане, выводящие зимой птенцов?

15. Когда вы отправляете в мусор очередной полиэтилен. пакет, вы знаете что будет с ним дальше? Это вас останавливает?

16. Растет ли кедр в лесах Татарстана?

17. Существует ли «Красная книга» Татарстана?

18. Вы любите нашу Землю?

19. Вы хотите сохранить ее для потомков?

20. Значит ли это то, что вы всегда будете к ней бережно относится и учить этому своих и чужих детей?

Сказка - Әкият “Шалкан”.

Перед домом әби, кыз, Акбай, Мырау сидят пьют чай.

Входит бабай с лопатой.

Бабай: Цыц! Барыгыз! Гел чәй әчеп утыралар! Эшләргә кирәк, эшләргә!

Копает землю, сажает репку.

Бабай: Шалкан чәчем, шалкан чәчем!

Балаларга бүләккә!

Выходит әби, хочет полить репку удобрением.

Әби: Бабай, мин шалканга ашлама салам.

Бабай: Чү,карчык, пестицид салма. Мин тирес салам.

С большой лейкой выходит внучка.

Внучка: Бабай, мин шалканга су сибәм. (долго поливает репку)

Бабай: Чү, кызым, күп сипмә.

Әби: Суны сакларга кирәк.

Репка растет.

Әби, бабай, кыз нахваливают ее: Шалкан зур, шалкан матур, шалкан тәмле, баллы, сары.

Яхшы шалкан!

Әби: Әйдә,  шалканны тартабыз.

Все: Әйдә, бер, ике, өч, һич тә җитми  көч.

Кыз: Мин чакырыйм маэмайны

Үзебезнең Акбайны.

Акбай, әйдә кырга.

Шалкан йолкырга.

Акбай: Хәзер, хәзер киләм.

Бер, ике, өч ...

Акбай: Мин чакырыйм песине.

Безнең песи бик көчле.

Мырау, өйдә кырга.

Шалкан йолкырга.

Мырау: Хәзер, хәзер киләм.

Бер, ике, өч ...

Мырау: Мин чакырыйм тычканны.

Безнең тычкан бик көчле.

Тычкан, әйдә кырга.

Шалкан йолкырга.

Тычкан: Хәзер, хәзер киләм.

Бер, ике, өч ... – миндә бик күп көч!

Әйдәгез, тартыйк булмаса!

Бер, ике, өч ... –Булды! Шалкан чыкты!

Заключительная песня «Матур булсын».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарие на конкурс среди русскоязычных воспитателей « Я разговариваю и работаю по-татарски»

Сценарие на конкурс среди русскоязычных воспитателей « Я разговариваю и работаю по-татарски»...

Конспект по закреплению материала по татарскому языку в старшей группе русскоязычными воспитателями.

Задачи: Развивать умения отвечать на вопросы обдуманно, понимая смысл своего ответа; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение вести диалог друг с другом на татарском языке....

Обучающая консультация для русскоязычных воспитателей по проекту "Минем өем"

Игровая ситуация: "Танышу - Знакомство", "Минем гаилә - моя семья", "Әйе - Юк,   Да - нет", " Минем туганнарым - мои родственники"....

Деловая игра для русскоязычных воспитателей "Дидактическая игра с использованием УМК "Говорим по-татарски"

С использованием в детском саду  программы "Говорим по-татарски" наши русскоязычные воспитатели прошли обучения по овладеню татарским языком. Они активно закрепляют с детьми пройденный материал в...

Дидактические игры для обучения русскоязычных воспитателей татарскому языку с использованием ИКТ-технологии

Дидактические игры для обучения русскоязычных воспитателей татарскому языку с использованием ИКТ-технологии...

Речевой тренинг по закреплению лексического материала по татарскому языку с русскоязычными воспитателями

Представлены диалоги на татарском языке на темы: "Встреча. Вокзал.", "Детский сад"...