Проект по теме: "Подготовка детей к школе"
проект (подготовительная группа) на тему

Соколова Ольга Геннадьевна

Проект  "Подготовка детей к школе" разработан для подготовительной группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №63 «Лесная полянка» комбинированного вида города Белова»

Проект  по  теме:

«Подготовка детей  к школе»

Подготовила:

Воспитатель I кв. категории

Соколова  О. Г.

Содержание

Паспорт проекта  -------------------------------------------------------------------- 3

  1. Актуальность  проекта -------------------------------------------------------6                                                                
  2. Краткое описание проекта по этапам  -------------------------------7                                      
  3. Ожидаемые   результаты ---------------------------------------------------8                                                        
  4. Механизмы оценки результатов----------------------------------------9
  5. Целевые группы проекта---------------------------------------------------9
  6. Объем и содержание работ-----------------------------------------------10

Список литературы----------------------------------------------------------------12

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Комплексная программа подготовки детей к школе»

Основные разработчики проекта

Волкова Г.К., Соколова О.Г.

Цель и задачи проекта

Цель: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе, с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специальных интегрированных групп.

 Задачи:

  1. Развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
  2. Определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
  3. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;
  4. Формирование речевой активности, обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;
  5. Развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности;
  6. Привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных  пауз.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап (планово – прогностический).

II.  Основной этап  (организационно – исполнительный).

Перечень основных мероприятий

I Подготовительный этап:

  1. Сбор информации о детях и их семьях;
  2. Дифференциация детей по подгруппам на основании психолого–педагогической диагностики;
  3. Оформление необходимой документации («карты индивидуального развития», журнал посещаемости, заявки-обращения за консультативной помощью);
  4. Проведение первичной диагностики развития познавательных процессов.

II Основной этап

Срок реализации 8 месяцев.

Занятия с педагогом проводятся  2 раза в неделю, занятия с психологом в группах 2 раза в неделю, занятия инспектора по физо 2 раза в неделю, физ. минутки  проводятся ежедневно в перерыве между занятиями, продолжительность одного занятия 30 минут.

III Заключительный

 (аналитико-диагностический)

Итоговая диагностика, анализ, выводы.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, родители, дети.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Результатами осуществления проекта являются:

  • перспективное  и оперативное планирование экспериментальной работы, прогноз возможных затруднений;
  • первичность, главенство семейного воспитания по сравнению с общественным, где ведущая роль в решении педагогических задач принадлежит родителям ребенка, его семье;
  • построение жизни группы детей по принципам большой семьи, которая как бы продолжает семью самого ребенка, возрождая тем самым исконно-русскую традицию организации детской среды, где ребенок находится в постоянном общении с детским коллективом;
  • естественный переход детей дошкольников к школьному обучению;
  • готовность детей к школе, и есть главный результат.

Целевая группа проекта

Педагоги, воспитанники, родители.

Актуальность проекта

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной  и букетом в руках отправляется в 1 класс, первый раз. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?  Так подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса. И сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли её предпосылки, а наличием или отсутствием  у него определенных знаний по учебным предметам. Однако, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для  овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.

В первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно  помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться  учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья  может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы. В связи с этим нами был разработан проект подготовки детей к школе.

В ходе реализации этого проекта дети приобретут элементарные вычислительные навыки, сделают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. В ходе работы будут развиваться коммуникативные навыки, познавательные процессы, творческие способности. Все это закрепится в игровой,  адаптированной к возрасту детей форме, на занятиях по физической культуре.

Цели и задачи проекта

Цель данного проекта: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе, с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специализированных интегрированных групп.

Реализация проекта будет способствовать решению следующих задач:

  • развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
  • определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
  • формирование психологической готовности  детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;
  • формирование речевой активности, обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;
  • развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;
  • привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.

Краткое описание проекта по этапам

I   Подготовительный   этап    (планово-диагностический)  с 1.09 по 30.09

На данном этапе предлагается осуществить:

  •  сбор информации о детях и их семьях;
  • Дифференциацию детей по подгруппам;
  • Оформление необходимой документации (тетрадь посещаемости, заявки-обращения за консультативной помощью);
  •  первичная диагностика развития познавательных процессов, диагностика показателя «Мотивация к школьному обучению»;
  •  создание интегративной основы деятельности всех специалистов  в рамках проекта.

II Основной этап с 01.10  по 01.05.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с педагогами группы, занятия психолога с детьми в группах 2 раза в неделю, занятия с инструктором по физо 1 раз в неделю, занятия ручным трудом 1раз в неделю, физ. минутки проводятся ежедневно между занятиями. Продолжительность занятия 30 минут. Формы работы: групповые и индивидуальные занятия педагога, психолога, инструктора по физо; групповые и индивидуальные консультации; родительские лектории.

III Заключительный этап

На этом этапе планируется:

  1. Проведение итогового праздника «Путешествие в Букволандию»;
  2. Проведение итоговых диагностических исследований(развития познавательных процессов, психологической готовности детей к школьному обучению);
  3. Сбор отзывов детей и родителей;
  4. Осуществление анализа проведения проекта, коррекция и дальнейшие перспективы его развития.

Ожидаемые результаты

  • Облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе;
  • Воспитание положительного отношения к школе;
  • Повышение уровня готовности детей к школе;
  • Выработка навыков общения и поведения в коллективе;
  • Сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений;
  • Повышение уровня речевого развития;
  • Развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе;
  • Воспитание у детей организованности,  сплоченности в группе, уважения к старшим;
  • Воспитание у детей навыков ЗОЖ и осознанного отношения к здоровью, развитие общей и мелкой моторики, общее оздоровление организма.

Механизмы оценки результатов

  1. Визуальный (метод наблюдения).
  2. Психодиагностические методики эмоциональных состояний, коммуникативных связей.
  3. Диагностика развития познавательных процессов, речевой активности, сформированности элементарных математических представлений.
  4. Выставка творческих работ «Мы будущие школьники».
  5. Коллективная работа «Мы вместе».
  6. Итоговый праздник «Путешествие в Букволандию».
  7. Фотовыставка «Наши успехи».

Целевые группы проекта

Реализация данного проекта  поможет решить проблемы общения и развития эмоциональной сферы детей, будет способствовать организации содержательного досуга детей, подготовке их к дальнейшему обучению в школе, мотивации детей к самообразованию.

Реализация этапов данного проекта подтолкнет педагогов к поиску новых нестандартных и нетрадиционных  форм организации деятельности детей.

Объем и содержание работ

1. Педагогический блок.

Данный блок состоит из занятий по формированию элементарных математических представлений; развитию речи; познавательному развитию и уроков творчества.

На занятиях по формированию математических представлений осуществляется:   формирование  у детей  мыслительных   операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, классификации); развитие образного и логического мышления, творческих способностей; формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

На занятиях по обучению грамоте осуществляется: формирование у дошкольников умений различать на слух и в произношении все звуки родного языка,  совершенствование  фонематического слуха у детей, расширение словарного запаса, развитие словотворчества, связной речи; формирование представлений о структуре предложения.

Занятия по творчеству включают в себя лепку из пластилина, глины, работу с бумагой и картоном. Уроки творчества способствуют развитию у детей эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни, эстетических и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем. Творческие работы способствуют развитию глазомера,  чувства формы, умения соотносить части и целое, воспитывают аккуратность, терпеливость,  помогают выражению фантазии детей.

Занятия по познавательному развитию направлены на систематизацию и обобщение знаний детей о многообразии окружающей действительности, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.

II Психологический блок.

Данный блок включает в себя групповые занятия с детьми и индивидуальные и групповые консультации родителей: « Школа для родителей».

Занятия с детьми позволят осуществлять диагностику психического развития детей,  снятие психоэмоционального напряжения  при помощи специальных упражнений, формирование эмоциональной сферы, развитие коммуникативных умений, развитие познавательных процессов.

Консультации для родителей направлены на повышение психологической грамотности, поддержку родителей в трудных ситуациях, коррекцию семейных взаимоотношений.

Темы занятий: «Этапы взросления», «Общаться с ребенком. Как?», «Разрешение конфликтов».

III Оздоровительный блок.

В рамках этого блока ребят научатся делать гимнастику для глаз, суставную гимнастику, дыхательную гимнастику, самомассаж рук, лица, ушей. Занятия  способствуют развитию мелкой и общей моторики, формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей.

Список литературы

  1. Булухто, Л. Примерный конспект занятия по обучению грамоте [Текст] / Л. Булухто // Дошкольное воспитание. – 1997. - №5. – С. 10-11.
  2. Данилова Е. Энциклопедия развивающих игр [Текст] / Е. Данилова. – М.: Олма – пресс, 2002. – 295с.
  3. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст). Вып.1 [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов / авт. – сост. Е. Н. Панова. – Воронеж : ЧП «Лакоценин С. С.», 2007. – С. 79-91.
  4. Доронова  Т.   Работаем  по  программе  «Радуга»  [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – С. 30-33.
  5. Михайленко А., Романова Л. Методические рекомендации по работе с бумагой [Текст] / А. Михайленко, Л. Романова // Дошкольное образование. – 1999. - №9. – С. 12-15.
  6. Петерсон А. Г. Раз – ступенька,  два – ступенька [Текст] / А. Г. Петерсон. – М.: Просвещение, 2008. – 63с.
  7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович; под ред. В. И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990. – 420 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Подготовка детей к школе".

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребёнок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него всё получалось. Познание окру...

Сценарий родительского собрания в подготовительной логопедической группе на тему: «Подготовка к школе детей с недостатками речи (советы и в шутку, и всерьёз)».

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является пере­ход в новый социальный ста­тус: дошкольник становится школьником. Переход от иг­ровой деятельности к учебной существенно влияет на моти­вы и поведение...

Тема: «Подготовка руки детей к письму посредством развития мелкой моторики».

Мелкая моторика – основа развития психических процессов: памяти,внимания,восприятия, мышления, речи.Многие ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становле...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей по теме "Подготовка детей к школе"

Образовательный маршрут "Подготовка детей к школе"  содержит информацию для родителей, которая поможет  узнать все сведения о подготовке детей к школе: какие занятия следует посещать, к...

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы на тему: «Подготовка детей к школе»

Данный материал актуален для родителей,которые через год поведут своих детей в первый класс.Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя о...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме:«Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».В настоящее время в связи с совершенствование...