ЭССЕ "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"
статья по теме

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 г. Липецка

ЭССЕ

"МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

воспитателя первой квалификационной категории

детского сада №5 города Липецка

САВИНОЙ СВЕТЛАНЫ ЮРЬЕВНЫ

г. Липецк, 2015 г.

Моя педагогическая философия

 «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас».

                                                     К. Д. Ушинский

       «Все еще работаешь воспитателем? И не надоело? Почему не хочешь поменять профессию на любую другую, спокойнее, чем эта, более оплачиваемую?» - слышу я  иногда от знакомых. Что  я могу на это ответить? Разве могут они понять, что для меня быть воспитателем не работа, не деятельность, а дорога длиною в жизнь, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих воспитанников. Бесспорно - быть воспитателем непросто, но все сложности отступают, когда к тебе доверчиво тянутся детские руки, а в их глазах, обращенных на тебя, светится чистая и искренняя любовь. Ради таких мгновений стоит жить! И я живу с ними, делю их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях. Дети в дошкольном возрасте во всем стремятся подражать своему воспитателю, и я это всегда помню и стремлюсь к тому, чтобы такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к людям, сострадание, проявлялись в моих воспитанниках, и оставались с ними на всю жизнь.

      Сегодня происходит обновление современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ, в которое включились  все  педагоги и педагогические коллективы. Практически в каждом детском саду происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Чтобы решать все эти проблемы, необходимо воспитателю работать по-новому, уметь прогнозировать и предвидеть, хотя работать по-старому проще, но не интересно. Никакие перемены, тем более столь масштабные, не проходят легко и быстро. Но в образовании, как и в любой гуманитарной науке, вряд ли возможно изобретение чего-нибудь нового. Большая часть понятий сложилась в педагогике очень давно и переходит из поколения в поколение, обретая лишь новые термины или новые акценты. Зачастую тонкое и едва уловимое, на первый взгляд, изменение акцентов приводит к созданию, значительно отличающихся друг от друга, образовательных систем. Например, утверждение «Взрослый принимает решение вместо ребенка» - это учебно-дисциплинарная модель, а «Взрослый принимает решение вместе с ребенком» - личностно-ориентированная модель. И если такие понятия, как «индивидуализация», «личностное развитие ребенка» воплотить в конкретные инновационные педагогические технологии, то они для воспитателя обретают новый смысл.

     Хочется отметить, что постепенно складывающаяся в группе атмосфера доверия между взрослыми и детьми, признания и уважения индивидуальности каждого ребенка, способствует большей открытости детей, дает возможность лучше их узнать, строить с ними действительно неформальные отношения и соответственно более эффективно влиять на их развитие, а значит,  в будущем я увижу своего воспитанника - не только любознательным, творческим, активным, успешным, но и добрым, отзывчивым, великодушным.

       По словам Л.С. Выготского, «социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса», и вся роль воспитателя сводится к управлению этим рычагом. Как садовник был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, подбирая и примешивая почву и удобрение, т.е. опять-таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка. Мой опыт показывает, что перепланировка помещения группы и разделение его на учебные центры приближает малыша к более привычным для него масштабам его квартиры. Из беззаботных посетителей группы дети превращаются в ее ответственных хозяев. Вместе с детьми мы решаем, как оборудовать и оформить помещение группы, где разместить свой личный уголок каждому, сообща вырабатываем основные правила поведения в группе и формируем традиции дня. Уважение к труду детей и использование детских работ для оформления группы придает помещению поистине «детский» вид и вселяет в ребенка уверенность в том, что это его мир, т.к. в нем есть частичка его труда.

     Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Информационные технологии открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы.  И сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Я считаю, чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.

     Современная семья, на мой взгляд, тоже нуждается в разнообразных знаниях. Большинство родителей самоустранились от воспитания своих детей, заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. И разработанные до сегодняшнего дня технологии построения партнерских взаимоотношений в образовательном процессе ДОУ направлены не на объединение педагогов, детей и родителей в едином образовательном пространстве, а на парный диалог типа «ребенок - педагог», «педагог – родитель». Кроме того, существующая практика работы с семьей  была ориентирована на общий «портрет» родителей без учета индивидуальных особенностей не только разных семей, но и членов каждой семьи. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме, и не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Поэтому выстроенное триединое взаимодействие «ребенок – родитель – педагог», позволяет значительно повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, расширить творческие возможности специалистов дошкольного учреждения, что в свою очередь приводит к хорошим результатам в работе по формированию личности воспитанника и его всестороннего развития. И если семья станет активным участником образовательного процесса в детском саду, а соответственно и в школе, то это предопределит успех в работе на благо ребенка. И я над этой проблемой работаю.

      Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. Воспитатель, увлечённый своей профессией, осознаёт важность и нужность своей работы. Считаю, что по-настоящему счастливым может быть только человек, занимающийся любимым делом.

А я люблю  свою профессию, свой детский сад, своих детишек и коллег. Я счастливый человек. У меня есть любимое дело.  Я счастлива, потому что, отдавая тепло своей души детям, становлюсь богаче.  Уверена, что не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить и никогда не останавливаться на достигнутом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...