Консультация для воспитателей "Основные функции дидактической игры"
консультация на тему

Купыра Татьяна Алексеевна

Дидактическая игра является игровым методом обучения, формой обучения самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Основные функции дидактической игры"

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

                                                                                                                                В. А.Сухомлинский 

            Для ребят дошкольного возраста дидактическая игра имеет исключительное значение: игра для них это учеба, труд, форма воспитания. Дидактические игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

         Игра имеет огромное значение в жизни дошкольника. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать  и направить в целях решения определенных программных задач. В последнее время особенное значение приобретают применение дидактических игр при обучении дошкольников основам математики. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса в развитии у детей математических представлений, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное  настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

          Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. В обучении детей дошкольного возраста, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, с упражнениями, умственным развитием детей. Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

        С помощью дидактических игр воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре.

        Можно сказать, что дидактические игры стимулируют активную интеллектуальную деятельность ребенка-дошкольника, способствуют развитию его познавательной деятельности, увеличивает творческий потенциал детского коллектива. Применение дидактических игр в процессе обучения и воспитания дошкольника помогает сформировать у него те качества, которые помогут ему в дальнейшем на первых этапах обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Доклад на тему "Основные функции дидактической игры".

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида 2 категориидетский сад №5                    ...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для воспитателей: «Теоретический семинар. Основные функции дидактической игры».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...