Музыкально – эстетическое воспитание детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
статья по теме
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека.
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Побежимова Людмила Васильевна,
музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 39»,г.Бийск, Алтайский край
Музыкально – эстетическое воспитание детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. . Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Кроме разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.
Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)
Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально- ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.
Детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение музыкально-нравственных интересов ребёнка. "Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры". В детском саду закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
2. Алиев Ю Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. М.: Педагогика, 1998;
3. Философский словарь М.: Наука, 1983;
4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. - М., 1984;
5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
6. Как определить и развить способности ребенка? / Сост. В.М.Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996;
7. Радынова О.П. Методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 1994;
8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
10. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982.
Предварительный просмотр:
Побежимова Людмила Васильевна,
музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 39»,г. Бийск, Алтайский край
Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ.
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин. Руководитель международной
лаборатории Образовательных технологий
«Образование для Новой Эры»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Функции компьютера в педагогической деятельности
музыкального руководителя.
- Источник (учебной, музыкальной) информации.
- Наглядное пособие.
- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
- Средство подготовки выступлений.
Информационные технологии, например на музыкальных занятиях, помогают решить ряд задач:
- делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Да и мы с вами можем сказать, что занятие, включающее слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, вызывает огромный интерес каждого ребенка. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей;
- использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.;
- становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит следующая задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.
Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. Для педагога данная программа открывает широкие возможности, так как проста в использовании, почти не требует специальных навыков, позволяет создавать в ней не только иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты и даже мультфильмы. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования.
К ним относятся:
- Информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
- Компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
- Доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
- Наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
- Мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;
- Многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.
Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:
- восприятие музыки - во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.;
- музыкально – ритмические движения и танцы - использование мнемотаблиц (схем, в которых заложена определенная информация), с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев;
- пение - по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни;
- музыкально – дидактические игры, развивающие музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма ( презентации «Весело –грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.);
- игра на детских музыкальных инструментах: по схемам разучивать партии в оркестре.
На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно. При оформлении мероприятий могут использоваться следующие компьютерные программы:
- Vegas Pro 11.0 (программа для создания видео, для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
- Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);
- PM Nero 7 (программа записи на электронный носитель).
Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.
В каждодневной работе педагог использует ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценариев и развлечений, различных музыкально-дидактических игр , консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников и т.д.).
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. По сравнению с традиционными формами обучения мультимедиа обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации;
- движения, звук, мультипликация и иллюстрации надолго привлекают внимание ребенка.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий материал, как систему ярких опорных образов. При использовании средств ИКТ у детей задействуются различные каналы восприятия.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- недостаточная методическая подготовленность педагога;
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- бесплановость, случайность применения ИКТ;
- перегруженность занятия демонстрацией.
Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационная культура становиться частью общей педагогической культуры. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.
Литература.
Интернет-ресурсы:
1.Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
2.Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
3.Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
4.Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно - информационной среды детей дошкольного возраста».
5. Князева Ю. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ [Текст] / Ю. Н. Князева, Т. В. Гаус // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.
6.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
7. Алиев Ю Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. М.: Педагогика, 1998;
8. Философский словарь М.: Наука, 1983;
9. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. - М., 1984;
10. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
11. Как определить и развить способности ребенка? / Сост. В.М.Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996;
12.. Радынова О.П. Методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 1994;
13. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;
14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
15. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система музыкально-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи"
Описание специфики музыкальной деятельности в коррекционном детском саду...
«Музыкально - развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении»
«Музыкально - развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении »...
Организация музыкально-звуковой среды в дошкольном образовательном учреждении
Окружающая среда одна из важнейших средств воспитания и развития личности. Дети должны знакомиться с богатством и разнообразием мира звуков, развивать тонкость и чуткость слуха, фантазию, мышление....
"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Методическая разработка по теме:"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"...
Музыкальная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения
Консультация для педагогов ДОУ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №20» г. Лнениногорск Цибизовой Лилии Рафгатовны на межаттестационный пер
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 20&qu...
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС
Проблема педагогического взаимодействия актуальна в наше время, от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Воспитывая ребенка дошкольного возраста средствами музыки,...