Переходный период: самоопределение. смена ориентиров, поиски новых подходов.
статья на тему

Алексеева Галина Ефимовна

Цели и задачи работы коллектива ДОУ в переходный год Крыма в образовательное пространство Российской Федерации, внедрение ФГОС в работу  образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕХОДНЫЙ    

ПЕРИОД:  самоопределение,  смена ориентиров,

поиски новых подходов.

Алексеева Галина  Ефимовна,

воспитатель – методист  ДОУ № 11 г. Феодосии

 2014  год для  дошкольников Крыма  - год перехода  в образовательное пространство Российской Федерации, внедрение в практику работы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  создание проекта  основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.  Хочу заметить, что в любой переходный период,  очень важно  объединить общие усилия  в  работе  одной сплочённой  команды, что  является залогом эффективного внедрения  инноваций и любых нововведений  в педагогической практике.   Перед началом  ответственной работы перед каждым  руководителем  встаёт очень много проблем: с чего начать? как подготовить коллектив к работе, в новых условиях? какую примерную  общеобразовательную программу дошкольного  образования выбрать?  каким образом улучшить  условия личностного развития ребенка  соответствующих  возрасту и разным  видам деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и Программы?  Над решением этих проблем  и работал наш коллектив.

 Новые тенденции, связанные с внедрением в практику работы ФГОС ДО,  потребовали определения иных  подходов к  организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Работа   началась  с  решения следующих задач:

  • Определение этапов работы и составление плана введения ФГОС ДО  в работу ДОУ;
  • Изучение с коллективом основных положений ФГОС ДО  и нормативно – правовых документов регламентирующих деятельность ДОУ в рамках законодательного поля РФ;
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей;
  • Помощь воспитателям в осознании необходимости изменений, исходя  из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
  • Разработка проекта основной образовательной программы ДОУ, перспективно- тематического плана  воспитательно – образовательной работы с дошкольниками, модели календарного планирования;
  • Обновление  развивающей, предметно – пространственной среды;
  • Определение диагностического инструментария для проведения мониторинга развития детей;
  • Информирование родителей  относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Во время  работы  по решению поставленных задач постоянно проходили заседания рабочей группы, которая анализировала содержание   плана по введению  ФГОС в работу ДОУ, работала  над содержанием разделов,  вариативной части   и  регионального компонента проекта ООП  в соответствии с возрастом детей, корректировала и вносила изменения в его содержание.

В переходной период произошли изменения  в подходах к управлению ДОУ.

Функциональные изменения: повышение  внимания к реализации  основных функций – прогностической, консультативной, менеджерской, широкое внедрение  в работу модернизованных методов  управления (рекомендаций, советов, общения на основе диалога, консультаций).

Психологические изменения: направленность работы педагогического коллектива  на  определение собственной системы  работы,  формирование личностных качеств  творческой личности, таких как: организованность, настойчивость, инициативность, компетентность.

Содержательные изменения: целевой отбор содержания  воспитательно – образовательной  работы с дошкольниками на основе  введения ФГОС, внедрение новых образовательных технологий, усиление взаимодействия в работе с родителями и общественностью, активизация работы творческих групп и др.

Процесс модернизации содержания дошкольного образования  потребовал изучения  примерных общеобразовательных  программ  дошкольного  образования: «От рождения до школы»,  «Истоки», «Детство»,  «Успех» и др. Изучив  целевые  установки,  концептуальные  основы  программ,  методические материалы мы выбрали примерную  общеобразовательную  программу  дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией»  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей,  способностей и интегративных качеств. Она позволила нам варьировать,   вносить изменения в представленный материал, делая воспитательно-образовательный процесс интересным,  доступным для ребенка на основе  традиций  и педагогического опыта воспитателей ДОУ,  а так же  осуществить творческий подход  к планированию, выбору средств и приемов для реализации задач. 

Решая задачи по реализации личностно – ориентированной модели  дошкольного образования, мы искали пути не стандартного подхода  к  планированию воспитательно – образовательного процесса  с учётом его составляющих:

  • Непосредственно организованное  обучение  детей в виде занятий (НОД);
  • Совместная деятельность взрослого и ребёнка;
  • Самостоятельная ( свободная) деятельность детей;
  • Наблюдение за детьми и анализ их развития.

В результате работы была разработана  модель перспективно – календарного  планирования   по режимным моментам. Календарное планирование тематической недели (дня) составляется  соответственно перспективного плана, который определяет содержание работы с детьми  с учётом  интеграции   образовательных областей  на каждом возрастном этапе.

Конечно же, главной задачей было максимально обеспечить условия для  равных возможностей  каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. На начальном этапе мы провели мониторинг развития детей в соответствии с программой «От рождения до школы».  Полученные  результаты  помогли нам  вместе с воспитателями  откорректировать как  план образовательной работы с группой в целом, так и с каждым воспитанником в отдельности.

 В соответствии с этими планами педагоги направили усилия  на создание  благоприятных условий для создания  интересной жизнедеятельности  дошкольников, развития у  них творческой  активности  в  специфических  для  этого  возраста  видах  деятельности: сюжетно-ролевой  игре,  продуктивной  деятельности, общения  и  взаимодействия  с взрослыми  и  сверстниками.

  Немало  важно было в переходный период объединить  усилия педагогов детского сада и родителей. В основе взаимодействия современного дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество направлено на формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а у ребенка – уважительного отношения к своим близким.

Исходя из вышесказанного, отмечу что, целью  сотрудничества является психолого-педагогическое просвещение родителей для повышения их педагогической культуры и компетентности в вопросах семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Кроме этого, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта необходимо было  познакомить родителей с жизнью и работой дошкольного образовательного учреждения в новых условиях. В настоящее время, взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников  реализуется  по двум основным направлениям:

  • 1-ое направление – повышение педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах семейного воспитания;
  • 2-ое направление – активное вовлечение родителей в образовательный процесс по реализации проекта основной общеобразовательной программы дошкольного образования Учреждения и ФГОС ДО.

     Совместная,  творческая  работа  педагогического  коллектива  дала  возможность  создать  в  нашем  дошкольном  образовательном  учреждении  благоприятные  условия  для  введения  ФГОС ДО. Ориентация  педагогов  на  поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  послужило  основой  для  реализации  поставленных  перед  нами  задач. Надеемся, что  наш  опыт  поможет  коллегам  в  новом  учебном  году   успешно  реализовать  ФГОС ДО  в  дошкольных  образовательных  учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис 7 лет - это переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.

При  переходе  от  дошкольного  к  школьному  возрасту,  ребенок  резко  меняется  и  становится  более  трудным  в  воспитат...

«Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС»

Переход к ФГОС ДО требует очень тщательной работы по созданию развивающей среды в группах. В статье раскрываются  требования к  развитию творческих споособностей детей для получения равных в...

Проект примерной образовательной программы на переходный период ФГОС ДО

Проект  примерной образовательной программы на переходный период ФГОС ДО.Примерный проект образовательной программы ДО разработан в соответствии ФГОС и с учетом проекта основной образовательной п...

План-график переходного периода по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В плане-графике (дорожной карте) показаны мероприятия по введению ФГОС ДО в практику работы учреждения на 2014-2016 годы....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....