Адаптация ребёнка к детскому саду
статья (младшая группа) на тему

Мягкова Наталья Викторовна

Опыт работы по теме "Адаптация ребёнка к детскому саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_rasshirennyy.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

В прошлом учебном году мы со своей напарницей набирали очередную новую группу детей раннего возраста. Поэтому проблему адаптации детей к д/с мы знаем не понаслышке, а на собственном опыте, которым я и хочу с вами сегодня  поделиться.

Вспомним определение. Адаптация (от лат. «приспособляю») – процесс вхождения и приспособления ребенка к новой для него среде. В силах родителей и педагогов сделать адаптацию к детскому саду лёгкой, а жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!

3 следующий

В данной презентации мы рассмотрим этапы развития адаптации, реакции организма ребёнка, факторы, влияющие на адаптацию.

4 следующий

Нашу группу «Зачарованный лес» мы начали набирать в июле 2013 года. Медсестра нашего  д/с О. А. старалась давать по 1 ребёнку в 1-2 дня. Поэтому с каждым новеньким у нас была возможность осуществлять индивидуальный подход.

 Адаптация – активный процесс, приводящий либо к позитивным результатам (адаптированность, т. е. совокуплённость всех полезных изменений организма и психики), либо к негативным (стресс). Малыши по-разному привыкают к новым условиям. Есть 3 степени адаптации: тяжёлая, средней степени и лёгкая. Адаптация считается тяжелой, если ребенок отказывается играть, плохо ест и спит, капризничает, часто болеет. Длится она обычно в течение полугода. Адаптация средней степени – когда малыш переменчив в настроении, аппетит и сон – неустойчивы, если заболевает, то не более, чем на 7-14 дней. При средней степени тяжести адаптации аппетит и сон восстанавливаются через полтора месяца, эмоциональное  состояние  - через 60 дней, двигательная и речевая становятся обычной через полгода. Легкой считается адаптация, если ребенок без труда прощается с родителями, общителен с детьми и взрослыми, заболевает не более, чем на 7 дней. Обычно захватывает период до одного месяца, а основные негативные симптомы исчезают в течение первых двух недель.

5 следующий

Различают 3 этапа развития адаптации: подготовительный, основной и заключительный.

6 следующий

1-ый этап – подготовительный – это подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.

Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также заболеваниями.

Поэтому готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Поэтому, когда родители 1 – ый раз приходят в д/сад знакомиться с воспитателями и группой, мы прежде всего обращаем их внимание на режим дня детского сада  и рекомендуем безотлагательно начать его соблюдать дома: в то же время, как и  в садике  кормить ребёнка завтраком и обедом , в такое же время  как и  в д/саду – укладывать его спать.

Хорошо, когда родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями  и группой. И лучше, когда первый приход мамы с ребёнком происходит в тихий час. В это время  мы можем уделить им больше внимания, спокойно, не отвлекаясь на других  детей поиграть  и  побеседовать с новым ребёнком.

 Мы ласково встречаем  нового малыша, показываем, какие интересные игрушки есть у нас в группе. Предлагаем выбрать шкафчик и   наклейку, которая ему больше всего понравилась, из заранее приготовленного набора наклеек. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему”  шкафчику. Задача этого этапа – постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию…

О поступлении в д/с нужно говорить, как о желанном, радостном событии. Именно такие рекомендации нужно давать родителям на данном этапе.

7 следующий

2-ой этап – основной этап – приход  ребенка в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы и воспитателя в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя и д/сада. Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на 2 часа. Далее время пребывания ребёнка в д/с постепенно увеличивается. Так, например, во вторую неделю оставляем ребёнка и на обед, родители забирают малыша перед сном. Для каждого ребёнка  эти сроки индивидуальны. Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя и постепенное привыкание к условиям д/с. Мы же должны в свою очередь постараться найти подход к каждому  ребёнку, чтобы ребёнок  стал доверять «второй маме», испытывать около нас ощущение физической и психической защиты.

8 следующий

3-й – заключительный этап. Ребенок посещает детский сад по 3 ч и более. На сон мы оставляем малышей, когда поведение ребёнка начинает меняться, нормализуются настроение, самочувствие, аппетит , ребёнок ведёт себя спокойно в течение дня.  Здесь подход тоже сугубо индивидуальный. Некоторые дети способны хорошо засыпать и спать весь тихий час сразу, другим требуется постепенное привыкание к длительному тихому часу. И мы рекомендуем родителям забрать ребёнка, когда он проснётся. В конце концов, исчезают и проблемы со сном, и тогда ребёнка можно оставлять в детском саду на целый  день.

9 следующий

Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:

  • Особенностей высшей нервной деятельности (темперамента);
  • Возраста ребёнка;
  • Состояния здоровья;
  • Разницы в обстановке, в которой ребёнок находится дома, и в той в которой находится в д/саду;
  • Условий в дошкольном учреждении;
  • Поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм…)

Например, маленькому ребёнку (от1г6м до 2 лет) адаптироваться легче, чем более взрослому; также легче, если режим дня д/с и дома совпадают, ребёнок здоров и не имеет хронических заболеваний, общителен и доброжелателен, а взрослые, которые сопровождают его в д/с спокойны и уверенны. Влияет на адаптацию и тип темперамента. Замечено, что сангвиники и холерики быстрее привыкают к новым условиям, а флегматикам и меланхоликам приходиться туго. Они медлительны  и поэтому не успевают за темпом жизни д /сада:  не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Поэтому нам очень важно понимать тип высшей нервной деятельности  ребёнка  и стараться помочь ему адаптироваться к условиям д/сада, проявлять к детям личностно – ориентированный подход.

10 следующий

Путь к успешной адаптации:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  • Формирование у ребёнка чувства уверенности.
  • Приобщение ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным.
  • Охрана и укрепление здоровья детей.

11 следующий

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе. Важно сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в д/с. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Также важно правильно организовать предметно-пространственную развивающую образовательную среду в группе, чтобы каждый ребёнок мог найти себе дело по душе и интересам. В нашей группе «Зачарованный лес» предметно-пространственная развивающая образовательная среда строится с учётом требований ФГОС ДО.

12 следующий

В группе имеется центр сенсорики и центр воды и песка. Эти центры обязательны в группе раннего возраста. Центр сенсорики содержит в себе пирамидки, вкладыши разного типа, кубики, предметы для развития мелкой моторики рук: шнуровки (разного типа), застежки-«молнии», «сухой бассейн», настольный конструктор, набор объёмных геометрических форм и т.д. В процессе работы  мы  добавляем необходимый дидактический материал. В центре воды и песка – камешки, деревянные кубики, шарики, рыбки, уточки, сачки, мерные стаканчики, ведёрки и т. д. Эти игры предназначены для формирования действий руки с целью активизации ориентировочно-исследовательских действий с предметами.

13 следующий

Центр сюжетно - ролевых игр. Игровая «жилая» комната. Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобретали жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях, овладели определёнными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта.  Имеется игровая мебель:    кукольные кровати, кухня, столик, мягкие диванчики, на которых дети любят и сами полежать  и уложить кукол спать. Для сюжетно-ролевых игр имеются игрушки: куклы, пупсы, комплект постельного белья, спальные принадлежности, наборы посуды и т.д.

14 следующий

Мы  проводим игры-занятия с использованием игрушек «жилой комнаты». Цель этих занятий: расширять представления детей о назначении предметов, учить действовать с ними, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь.

Темы занятий: «Купание куклы», «Приготовим кукле Маше кашу», «Оденем куклу на прогулку», «Накроем на стол», «Уложим куклу спать» и др.

15 следующий

В дальнейшем сюжетно-ролевые игры детей усложняются, и мы выставляем атрибуты для игр в «больницу» и «магазин».

16 следующий

Центр экологии и Центр художественного творчества. Центр художественного творчества  – это место, где находится стол, магнитная доска, для демонстрации детских работ, листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши. Материалы для изобразительной деятельности находятся в недоступном для свободного пользования детей месте (во избежание травм) и применяются детьми только под строгим присмотром воспитателя.

17 следующий

Центр музыки, театра и ряженья. В центре музыки собраны музыкальные инструменты: барабаны, дудочки, погремушки, игрушечное пианино, гармошка, металлофон, гитара, балалайка, различные шумелки и трещотки, сделанные своими руками. В начальный период адаптации к д/с нередко приходилось успокаивать детей этими игрушками. Дети очень любят слушать детские песенки: «вот собачка жучка», «Пляшет возле ушка наша погремушка», «Киска к деткам подошла», «Жучок», «Птичка» и т. д.

Уголок ряженья включает в себя зеркало на уровне глаз ребенка (с необходимыми аксессуарами для ряженья). Набор необходимых предметов (косынки, фартуки, ленты, бусы, одежда для кукол, и т. п.) предназначены для формирования представлений «о себе» у детей и  для ролевых игр детей. Для различных инсценировок у нас в группе имеется сундук и маленькие сундучки. В них находится различная одежда, маски, шапочки. Тут же находятся элементы некоторых видов театра (настольный, теневой, на фланелеграфе, пальчиковый, кукольный и т. д.).

18 следующий

Центр Литературы и Центр Краеведения. Здесь находится столик, на котором  расположена  коробка с детской литературой. Центр предназначен для  развития речи и ознакомления с художественной литературой. В центре краеведения находятся куклы в национальных костюмах, старинная утварь, геральдика России и Татарстана. Эти центры мобильны, содержимое их меняется в зависимости от программы, возраста детей и тематики календарного плана.

19 следующий

Центр физического развития. Одна из основных потребностей ребёнка – потребность в движении. Формирование центра физического развития требует продуманного, грамотного подхода, т.к. необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.

В этом центре находится лестница-стремянка, «дорожка здоровья»,  массажные коврики разной фактуры, гимнастическая скамейка.  Здесь же находятся мячи, гимнастические палки, скакалки и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики, для организации подвижных игр детей этого возраста. В основном спортивное оборудование изготовлено нами и родителями группы. Всё  изготовлено из материалов с водоотталкивающим покрытием или легко стирающимся, выполнены ярко, красочно. Это оборудование необходимо для сохранения здоровья малышей, формирования правильной осанки, способствует достаточной двигательной активности малышей.

20 следующий

Чтобы ребёнку было приятно приходить в д/с, нужно «одомашнить» группу. Маленькие дети очень привязаны к маме, поэтому в группе имеются семейные альбомы с фотографиями всех детей и родителей.

21 следующий

Формирование у ребёнка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой; знакомство с персоналом детского сада.

22 следующий

В адаптационный период необходимо проводить игры на установление контакта с ребёнком. Например, игра «Дай ручку». Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Игра «Хлопаем в ладоши». Педагог хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Игра «Лови мячик». -Давай поиграем в мячик. Лови мячик! Можно организовать игру на полу: Давай покатаем мячик друг другу Кати мячик! Oй! Поймала мячик!  Необходимо эмоционально комментировать ход игры.

Для детей раннего возраста очень велико значение фольклора.

Когда ребёнок плачет, его можно успокоить игрой по русской народной потешке «По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!».

Очень хорошо использовать всем известные пальчиковые игры: «Сорока, сорока», «Пальчики здороваются» и т. д. А например, пальчиковую игру «Утречко» я люблю использовать для начала занятия с подгруппой детей. Давайте и мы с вами в неё поиграем. Я буду воспитатель, а вы – дети. Повторяйте за мной… Детям очень нравится, что взрослый ласково обращается к ним, нежно прикасается. Новенькие дети поначалу могут стесняться говорить «здравствуйте», но по примеру других детей тоже вскоре идут на контакт.

23 следующий

Приобщение ребёнка к общепринятым нормам поведения. В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

24 следующий

Охрана и укрепление здоровья детей. Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе российского образования. Ежедневные прогулки, соблюдение гигиены, физкультурные занятия и досуги, утренняя гимнастика – составляющее режимного процесса.

25 следующий

С первого дня пребывания ребёнка в д/с на каждого ребёнка заводится адаптационный лист, где мы отмечаем состояние настроения, аппетита, продолжительность сна и взаимодействие с детьми и взрослыми в определённые дни. Наблюдение по адаптационному листу ведётся 128 дней.

закрыть адаптационный лист

Диагностика. На основе адаптационных листов проводится диагностика, где мы выводим процент детей с лёгкой, средней и тяжёлой степени адаптации. А на основе диагностики анализируем причины той или иной степени адаптации ребёнка. Например, с тяжёлой адаптацией у нас был 1 ребёнок. Проанализировав, мы пришли к выводу, что всё же в этом случае виноваты родители. Девочка до посещения д/ сада общалась только с членами семьи, не желала общаться   даже с  родными  бабушками и дедушками. Конечно, такому ребёнку приходиться очень трудно в большом коллективе.

 Ситуация усугублялась тем, что у родители не желали слушать рекомендации по организации  адаптационного периода , длительное время не водили девочку в д/с , а потом  , после длительного  перерыва   - резко оставляли её  на целый день, да так, что всех детей группы уже забирали домой  и мы оставались уже  вдвоём .

26 следующий

Работа с родителями. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание.  В адаптационный период проводятся: Анкетирование; Консультации (групповые и индивидуальные); Родительские собрания; Презентации; Совместные игры родителей и детей. Применяется наглядность (ширмы, папки – передвижки, уголки родителей…). Даются: Памятки, Советы. Например, 1-е анкетирование мы проводим с родителями ещё  в подготовительный этап. Анкета называется «Давайте познакомимся». Здесь мы просим указать сведения о ребёнке и его семье такие, как место жительство, место работы и образование родителей, сколько детей в семье. В следующем анкетировании мы просим поделиться с родителями информацией о ребёнке: любимое занятие  малыша  дома, как ласково родители  называют своего ребёнка, какой у ребёнка сон, есть ли аллергия. В нашей группе основная масса детей начала посещать д/с в июле-августе, поэтому уже  к началу сентября мы подготовили для родителей презентацию «Наши 1-е шаги в ДОУ. Адаптация». В этой презентации родители увидели своих деток среди других детей ясельной группы: первые игры, первые прогулки и т.д.  Была проведена консультация на тему «Первый раз в детский сад», где мы рассказывали об особенностях поведения ребёнка во время адаптации к д/с, о формировании единого подхода к соблюдению режима дня и воспитании детей. Беседы и консультирования о требованиях к одежде ребёнка, меткам на одежде и обуви. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2-3-х лет», где мы познакомили родителей с предварительными результатами адаптации, с правилами посещения д/с. Вся проводимая с родителями работа была направлена на решение следующих задач: 1. Планомерное и активное педагогическое просвещение молодых родителей. 2. Удовлетворение индивидуальных запросов родителей по вопросам воспитания и образования, знакомство с возрастными особенностями детей данного возраста, методов педагогического воздействия и оздоровления ребёнка. 3.        Оказание практической помощи семье в овладении различными умениями и необходимыми навыками ухода за детьми. 4.Включение родителей в единое образовательное пространство детского сада. 5.Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.

27 следующий

И, конечно же, советы, которые мы даём  родителям в адаптационный период: например,

  • не отучать малыша от вредных привычек в период адаптации к д/с. Если ребёнок ещё сосёт соску или пьёт из бутылочки, пусть он продолжит это делать, пока не привыкнет к д/с.
  • Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком. Пусть он радуется покупке новой вещи и ассоциирует её с д/с.
  • Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.
  • Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
  • Выработайте единые требования к поведению ребенка

с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям.

28 следующий

И закончить своё выступление   я хочу всем известными изречениями  Монтессори.

  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
  • если ребёнок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребёнка поддерживают, он учится  ценить себя.
  • Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

В наших силах сделать жизнь ребёнка счастливой , интересной и насыщенной! А адаптацию к д/с – лёгкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день       Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...