Игра как ведущий вид детской деятельности
консультация на тему

Любовь Владимировна Паутова

Игра как ведущий вид детской деятельности

 

Говоря о детских видах деятельности, необходимо заострить внимание на том, что практический процесс должен быть направлен на формирование творческой личности ребёнка через различные виды деятельности в зависимости от способностей и здоровья ребёнка, педагогического потенциала педагогов и запросов родителей. Для этого необходима разработка и внедрение новых педагогических технологий, методов воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_vedushchiy_vid_detskoy_deyatelnosti.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как ведущий вид детской деятельности

Говоря о детских видах деятельности, необходимо заострить внимание на том, что практический процесс должен быть направлен на формирование творческой личности ребёнка через различные виды деятельности в зависимости от способностей и здоровья ребёнка, педагогического потенциала педагогов и запросов родителей. Для этого необходима разработка и внедрение новых педагогических технологий, методов воспитания и обучения.

Главными формами организации жизни ребёнка в детском саду является игра и связанные с нею формы активности: занятия, предметно-практическая деятельность.

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников является сюжетная игра. Для проведения сюжетных игр в группах имеется необходимое оборудование и соответствующие атрибуты. Воспитатели при проведении игр не меняют и не переделывают ребёнка, не учат его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дают возможность “прожить в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослого”.

Определяющей для нас является позиция, что игра должна не разъединять, а объединять “мир взрослых” и “мир детей”, обеспечивая тем самым создание условий для психического развития и “взросления”, подготовки ребёнка к будущей жизни.

В последнее время главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень его готовности к школе, то есть умение считать, читать, писать. В связи с этим на свободную игру остаётся мало времени и она как бы пущена на самотёк. Игры сюжетные практически мало применяются. Это чревато тем, что дети всё более стали отдаляться от взрослого, погружаясь в мир телевизионных героев. Однако эти сюжеты оторваны от жизни. Чтобы игра не ушла на задворки, а наоборот, по-прежнему являлась ведущим видом деятельности, построили сетку занятий так, чтобы гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.

Аспекты игровой деятельности ребёнка, которые наиболее значимы для педагогической практики и недостаточно используются воспитателями в работе с детьми:

  • представление об игре как зоне ближайшего развития ребёнка;
  • возможности использования эффективных игровых методов и приёмов в работе с детьми.
  • с помощью игры превратить обучение в осознанное и интересное для ребёнка дело;
  • освоение детьми игровой деятельности для формирования готовности к обучению через использование игровых технологий.

В контексте с сюжетно-ролевой игрой применяются подвижные игры с правилами, игры - драматизации, результативные игры, дидактические и развивающие игры. Эти игры имеют важное значение для умственного и личностного развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем самостоятельной, спонтанной игре детей, не навязывая своих правил. Дети самостоятельно организовывают свою деятельность, наполняют её смыслом. Играя и выполняя игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывают действия и интересы других, соблюдают нормы и правила. Только принимая позицию играющего партнёра, воспитатель может создать зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Игра не должна использоваться в детском саду лишь как “довесок” к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного детства. Наблюдая динамику игры от первого уровня (в младшем возрасте) и до четвёртого (в старшем дошкольном возрасте), можно сделать вывод, что многие дети к концу дошкольного детства достигают четвёртого (образцового) уровня, что безусловно сказывается на показателях их общего психического и личностного развития. Проблема здесь заключается в том, что сюжетно-ролевые игры необходимо использовать через все виды деятельности, при этом зная развитие теоретических представлений и значение детской игры.

Для того чтобы стимулировать ребёнка к игре, мы, представляя игрушки, демонстрируем способы действий с ними и подчёркиваем сходство игровых действий с реальными. Необходимо учитывать, что мотивы игры определяются, с одной стороны, стремлением ребёнка быть таким, как взрослый, действовать так, как взрослый, а с другой - внутренней логикой хода его психического развития. Только при правильной организации сюжетно-ролевой игры она становится способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребёнка к действительности.

С целью возвращения сюжетной, совместной со сверстниками игре, осмысления её места в условиях возникновения новых форм символики моделирующей деятельности (компьютерные игры, видеофильмы, телевизионные передачи), нужен пересмотр программ воспитания дошкольников.

Для развития игровой деятельности необходимо применение педагогических технологий. (Под технологиями имеются в виду конкретные приёмы и средства, используемые в обучении). Технология должна учитывать конкретного ребёнка. А игровая деятельность будет направлена на развитие только при использовании технологии гибкой, индивидуально-ориентированной, направленной на гарантированный результат.

Для развития игровой деятельности в детском саду разработаны и внедрены технологии по использованию развивающих дидактических игр, необходимых для коррекции речевого развития в старших группах, а также приёмы организации игровых и реальных отношений между играющими детьми.

Для решения задачи по использованию эффективных игровых методов и приёмов в работе с детьми, можно взять за основу технологии О.А. Карабановой и Т.Н. Дороновой.

Создание игровой мотивации с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры требует специальной подготовки и умения.

Технология Т.Н. Дороновой предполагает использование специальных упражнений на фантазирование и тренировку воображения с магическим “если бы”, цель которых научить переключаться с реальной жизни на воображаемую, применяя следующие приёмы:

  • воспроизведение “биографий” различных предметов - спичечного коробка, коробки из-под конфет, чашки, часов, и т.п.;
  • рассматривание кусочков древесной коры, лоскутков ткани и т.п., чтобы определить, на что они похожи;
  • придумывание рассказов о том, что было с героями той или иной живописной картины до того, как их изобразил художник, и после;
  • “обфантазирование” имеющихся рядом предметов (умение в стульях видеть пни, в люстре - сказочную птицу, в ковре - цветущую лужайку и т.п.) и использование их при разыгрывании различных сценок (прогулка в лесу, переход речки в брод и т.п.).

Для поднятия высокого уровня среди детей с низким уровнем игровой деятельности можно применять технологию О.А. Карабановой. Это такие приёмы как:

  1. совместное обсуждение сюжета и содержание игры с целью обеспечения её совместного планирования;
  2. обсуждение начального замысла игры и распределение ролей (каждый ребёнок смог поочерёдно побывать во всех ролях - как основных, так и второстепенных);
  3. знакомство с игровым материалом и распределение игрушек;
  4. совместная подготовка игровой площадки и оформление игрового пространства.

Из всех игровых технологий для работы с воспитателями необходимо выбирать те, которые действительно способны повлиять на развитие творчества детей и повышение уровня педагогической культуры.

На мой взгляд, для развития детских видов деятельности необходимо:

  • выбор оптимальных структур для конкретного детского сада, содержания и форм методической деятельности;
  • использование новых форм активного обучения (моделирование, анализ ситуации, ролевые игры и другое), модернизация традиционных форм;
  • развитие методической деятельности от организационных форм к самообразованию;
  • и самое главное - педагог должен иметь возможность творить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как ведущий вид детской деятельности

Говоря о детских видах деятельности, необходимо заострить внимание на том, что практический процесс должен быть направлен на формирование творческой личности ребёнка через различные виды деятельности ...

Музыкальная игра - как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольников

В данной презентации рассмотрена связь игры и музыки, выделены принципы и задачи ,прведены примеры....

«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ».

«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»....

Консультация для педагогов. Игра как ведущий вид детской деятельности

Аспекты игровой деятельности ребёнка, которые наиболее значимы для педагогической практики и недостаточно используются воспитателями в работе с детьми: ·...

Конспект НОД по теме «В семье все бывает» ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы ( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)

"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взросло...

Игра-ведущий вид детской деятельности в физическом развитии детей

Игра-ведущий вид детской деятельности в физическом развитии детей...

Ведущий вид детской деятельности -игра!!!

В своей работе с детьми я стараюсь включать как можно больше игр,особенно воспитанники любят придумывать новые!!!Давать возможность детям самовыражаться-залог успешного развития ребенка!...