Презентация на тему: "Портфолио дошкольника"
методическая разработка по теме
Данный материал подготовлен к семинару на тему: "Портфолио дошкольника". Содержит: презентацию, текст к презентации, памятку для педагогов, структура создания портфолио, таблицу для мониторинга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио
1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.
2. Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.
3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д.
4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.
5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений.
6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей
7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития , это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Задачи Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха; Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; Поощрять его активность и самостоятельность; Формировать навыки учебной деятельности; Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ. Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
ОСОБЕННОСТИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.
Условия Добровольность Необходимость чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио . Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Удобство хранения Индивидуальность Систематичность в сборе информации.
Функции портфолио Диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка; Целеполагающая – поддерживает учебные цели; Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты; Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ; Социообразующа – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельностия; -Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Портфолио-раскраска . Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. Виды портфолио
Принципы работы по составлению портфолио: Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий .
Этапы работы по составлению портфолио 1 этап: Постановочный . 2 этап: Поисковый. 3 этап: Заключительный .
Взаимодействие с семьей С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Критерии оценивания Творческий подход к оформлению Интерес и желание ребенка Значимость для ребенка, его родителей, педагогов
Алгоритм работы по составлению портфолио Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей. Определение временного отрезка , во время которого будет собираться информация. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.) Презентация.
Структура создания портфолио дошкольника Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
Титульный лист
Я расту
Я хожу в детский сад
Мне больше всего нравится
Я учусь быть самостоятельным
Я учусь общаться
Я учусь правильно говорить
Мои награды
Портфолио выпускника детского сада
Предварительный просмотр:
Результаты освоения воспитанником образовательной программы по итогам мониторинга
Направление | 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Физическое | ||||||||||
Социально-личностное | ||||||||||
Познавательное | ||||||||||
Речевое | ||||||||||
Художественно-эстетическое |
Предварительный просмотр:
Структура создания портфолио дошкольника
Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
Титульный лист
На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия,имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, а также дата окончания.
Я расту | |
Это я | 1 младшая группа – 2 младшая |
Разрешите представиться | Средняя группа |
Мой портрет | Старшая -подготовительная |
Моя ладошка | Все группы |
Какой я | 2 младшая |
Расскажи о себе | Средняя -подготовительная |
Разрешите представиться | Старшая -подготовительная |
Я и моя семья | Все группы |
Генеологическое дерево семьи | Старшая -подготовительная |
Члены моей семьи | Все группы |
Нарисуй свою семью | средняя |
Расскажи о своей семье | старшая |
Я хожу в детский сад | |
Это мой детский сад | Все группы |
Я в детском саду | Все группы |
Моя группа | Все группы |
Расскажи о своей группе | Младшая подготовительная |
Я и мои друзья | Средняя - подготовительная |
Мои друзья в детском саду | Средняя - подготовительная |
Фотографии с праздников | Все группы |
Мои праздники в детском саду | Старшая -подготовительная |
Мне больше всего нравится | |
Моё самое любимое занятие | Средняя - подготовительная |
Самая интересная игра | Все группы |
Самый любимый праздник | Средняя - подготовительная |
Самое вкусное блюдо | Средняя - подготовительная |
Я уже умею | Старшая -подготовительная |
Я хочу научиться | Подготовительная |
Я учусь быть самостоятельным | |
Копилка моих умений | Средняя - подготовительная |
Я учусь быть опрятным | Средняя - подготовительная |
Я учусь самостоятельно одеваться | Средняя - подготовительная |
Я учусь общаться | |
Мой портрет «Какой я в общении» | Старшая - подготовительная |
Мой портрет «Какой я в общении» (чему я научился). | Старшая - подготовительная |
Я учусь правильно говорить | |
Я умею правильно произносить звуки | |
Разговаривать с другом | |
Составлять рассказ | |
Выделять звуки в словах | |
Знаю буквы | |
Умею читать | |
Моя рука готова к письму | |
Умею писать | |
Мои достижения в развитии речи | |
Я научился произносить звуки | |
Я научился разговаривать с другом | |
Я научился составлять рассказ | |
Я научился выделять звуки в словах | |
Я научился читать | |
Я научился обводить | |
Я научился штриховать | |
Я научился писать | |
Мои награды | |
Портфолио выпускника детского сада |
Предварительный просмотр:
Цель семинара: представить педагогам новую технологию «портфолио дошкольника».
Задачи: семинара:
1. Познакомить педагогов с технологией «портфолио дошкольника».
2. Раскрыть структуру и алгоритм запуска технологии.
3. Предложить примерный план работы по технологии.
4. Дать представления об оформлении и составлении портфолио дошкольника.
С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители, записывают в альбомы, снимают на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.
Что такое портфолио и для чего оно преднозначенно?
Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог –успехи своего воспитанника в детском саду.
Стоит подойти к этой непростой задаче ответственно, потому что с этим самым портфолио вы будете в недалеком будущем поступать в первый класс.
При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача педагогов и родителей – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей между ДОУ и начальной школой.
Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования дошкольника;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Создание портфолио дошкольника - это новая и пока ещё не освоенная технология.
Особенности «Портфолио дошкольника»:
- Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
- Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,
направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.
- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником
в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
- Портфолио дошкольника – перспективная форма представления
индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
- Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио
дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
- Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного
оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребёнка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Результаты работы показали, что в большинстве случаев – это накопительное портфолио, «Всё обо мне» - так его называют дети.
- Данный вид технологии, исходя из индивидуальных особенностей наших
детей, может оказать неоценимую услугу, как педагогам, так и их родителям. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить путь развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. С помощью портфолио можно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка, при необходимости провести коррекцию обучения, что особенно важно для наших детей.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
- Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
- Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.).
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.).
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.
- Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
- Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
- Индивидуальность. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
- Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Определены основные функции портфолио:
- диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка
- целеполагающая – поддерживает учебные цели
- мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты
- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ
- социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
- рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Портфолио можно разделить на несколько видов:
- Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
- Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
- Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Портфолио показывает динамику развития ребёнка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает.
Портфолио – копилка любых успехов ребенка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:
- в быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т. д.;
- на занятиях, которые проводятся в детском саду;
- при посещении различных кружков, секций;
- в общении со взрослыми, сверстниками.
Заполнение портфолио поможет узнать, как развивается ребенок, когда лучше начать обучение в школе, учитель же получит представление о том, что ребенок думает о себе.
Работа с портфолио поможет нам:
- установить более близкие отношения друг с другом;
- создать атмосферу общности интересов;
- активизировать свое внимание к успехам ребенка, своевременно их отмечать;
- поддерживать интерес к различным видам деятельности малыша;
- формировать у ребенка самоконтроль и самооценку.
Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, как способ анализа индивидуальных достижений.
Принципы работы по составлению портфолио
Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.
Этапы работы по составлению портфолио
1 этап: Постановочный.
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. Цель может быть, как:
- оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко) Оценочно-диагностический портфолиоявляется индивидуальной программы развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится он у педагога) (личная папка ребёнка).
- накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника.
- Портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе. Структуру портфолио определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
2 этап: Поисковый.
- Сбор информации
Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.
3 этап: Заключительный.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения.
Работа над созданием портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
Взаимодействие с родителями
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Критерии оценивания
Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:
- творческий подход к оформлению;
- интерес и желание ребенка;
- значимость для ребенка, его родителей, педагогов.
Алгоритм работы по составлению портфолио
- Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
- Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
- Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
- Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
- Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
- Презентация.
Структура создания портфолио дошкольника
Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
Титульный лист
На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия,имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, а также дата окончания.
Разделы портфолио:
Я расту | |
Это я | 1 младшая группа – 2 младшая |
Разрешите представиться | Средняя группа |
Мой портрет | Старшая -подготовительная |
Моя ладошка | Все группы |
Какой я | 2 младшая |
Расскажи о себе | Средняя -подготовительная |
Разрешите представиться | Старшая -подготовительная |
Я и моя семья | Все группы |
Генеологическое дерево семьи | Старшая -подготовительная |
Члены моей семьи | Все группы |
Нарисуй свою семью | средняя |
Расскажи о своей семье | старшая |
Я хожу в детский сад | |
Это мой детский сад | Все группы |
Я в детском саду | Все группы |
Моя группа | Все группы |
Расскажи о своей группе | Младшая подготовительная |
Я и мои друзья | Средняя - подготовительная |
Мои друзья в детском саду | Средняя - подготовительная |
Фотографии с праздников | Все группы |
Мои праздники в детском саду | Старшая -подготовительная |
Мне больше всего нравится | |
Моё самое любимое занятие | Средняя - подготовительная |
Самая интересная игра | Все группы |
Самый любимый праздник | Средняя - подготовительная |
Самое вкусное блюдо | Средняя - подготовительная |
Я уже умею | Старшая -подготовительная |
Я хочу научиться | Подготовительная |
Я учусь быть самостоятельным | |
Копилка моих умений | Средняя - подготовительная |
Я учусь быть опрятным | Средняя - подготовительная |
Я учусь самостоятельно одеваться | Средняя - подготовительная |
Я учусь общаться | |
Мой портрет «Какой я в общении» | Старшая - подготовительная |
Мой портрет «Какой я в общении» (чему я научился). | Старшая - подготовительная |
Я учусь правильно говорить | |
Я умею правильно произносить звуки | |
Разговаривать с другом | |
Составлять рассказ | |
Выделять звуки в словах | |
Знаю буквы | |
Умею читать | |
Моя рука готова к письму | |
Умею писать | |
Мои достижения в развитии речи | |
Я научился произносить звуки | |
Я научился разговаривать с другом | |
Я научился составлять рассказ | |
Я научился выделять звуки в словах | |
Я научился читать | |
Я научился обводить | |
Я научился штриховать | |
Я научился писать | |
Мои награды | |
Портфолио выпускника детского сада |
Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио
1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.
2. Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.
3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д.
4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.
5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений.
6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он
рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей
7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету на тему: "Портфолио дошкольника"
Портфолио дошкольника...
Проект по теме: «Портфолио здоровья дошкольников II группы раннего возраста в рамках ФГТ».
Организация здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях....
Доклад на тему: «Портфолио дошкольника как современная образовательная технология»
Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образов...
Презентация по теме: Портфолио воспитателя 2 младшей группы.
Я с полной уверенностью могу сказать, что «Дети – мое призвание». «Проживая» день вместе с «моими детьми» открываю для себя мир ребенка и в своей взрослой жиз...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме « Портфолио дошкольника" (подготовительная группа)
Инновационная форма работы с родителями и детьми - создание портфолио дошкольника....
Презентация на тему: «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»
Данная презентация содержит теоретические сведения о портфолио, как одной из инновационных технологий в ДОУ, а также знакомит с видами портфолио и рекомендациями по его созданию как в условиях отдельн...
Презентация на тему "Портфолио дошкольника"
Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника....