Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО
материал на тему
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО
в рамках опорного ДОУ – центра по социально – личностному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального
образования городского округа «Усинск»
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшынмуниципальнőйюкőнлőнадминистрацияса
йőзőсвелőдőмőнвеськőдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöсвелöданвеськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска
(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)
«Челядьöссöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдзвелöдан Усинск карса
муниципальнőйсьöмкуд учреждение
(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)
Выступление
Кутовой Полины Сергеевны, воспитателя
на тему: Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО
в рамках опорного ДОУ – центра по социально – личностному развитию дошкольников.
2015 г.
г. Усинск
Слайд 1Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Свое выступление я хотела бы начать с народной китайской пословицы
Слайд 2 «Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
В условиях быстроменяющейся жизни, в связи с модернизацией образования от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. А это диктует нам пересмотр форм и методов работы с детьми.
ФГОС ДО(пункт) 2.6 говорит нам:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Таким образом ФГОС ДО указывает на необходимость постоянного развития познавательных интересов дошкольников.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Из опыта своей педагогической работы, я сделала вывод, что знания ребенка усваиваются прочно и надолго, когда он не только слышит, видит, но и делает сам...
Выстроенная мною опытно - экспериментальная деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности, и составляет с ними единое целое.
Использую в практике своей работы два основных видаопытно -экспериментальной деятельности:
Слайд 3
1.Ребенок сам становится инициатором, его заинтересовывает какой-то предмет или явление, он обращается со своим вопросом к воспитателю, и воспитатель организует опытно-экспериментальную деятельность, в процессе которой ребенок сам находит ответ на свой поставленный вопрос.
2.воспитатель сам инициирует организацию опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенным действиям.
Но всегда следует помнить о том, что руководить экспериментом нужно так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности открытия.
Слайд 4Основными составляющими опытно-экспериментальной деятельности является:
*выявление проблемы;
*формулирование гипотез;
*наблюдение, опыты, эксперименты…и
*сделанные на их основе умозаключения.
Слайд 5МЕТОДЫ которые я использую
Объяснительно- иллюстрированный
Репродуктивный
Метод проблемного изложения
Эвристический
Исследовательский.
Слайд 6При решении проблемных ситуаций использую приемы
*подведение детей к противоречию и предложить способ его решения;
*рассматривание различных точек зрения, на один и тот же вопрос и выбор наиболее правильной.
*постановка корректных вопросов, побуждающих делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.
Слайд 7Для создания условий проведения опытов и экспериментов, в группе, совместно с родителями создана мини лаборатория
Наша лаборатория оборудована всем необходимым:
Слайд 8ПРИБОРЫ ПОМОШНИКИ (увелич. стекла, весы, песочные часы, магниты, микроскоп, колбы, компас, секундомер).РАЗНООБРАЗНЫЕ ПО ФОРМЕ И ОБЪЕМУ СОСУДЫ.
Слайд 9ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Слайд 10РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГИ (картон, наждачная бумага, гофрированная,обычная)
Слайд 11МЕДИЦИНСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (пипетки, палочки, колбы)
Слайд 12ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ (зеркала, воздушные шары,цветные и прозрачные стекла)
Слайд 13 Коллекция камней
Наша лаборатория постоянно пополняется новыми материалами.
Собрана литература познавательного характера
Слайд 14 и 15Для организации опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками,в группе создан БАНК ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
В этом учебном году я работаю с детьми подготовительной к школе группы. Работа по опытно-эксперементальной деятельности началась со второй младшей группы,уже с первых дней организовывались простейшие опыты.Знакомлю родителей с опытно-экспериментальной деятельностью. Привлекаю их к совместному проведению опытов и экспериментов. Общими усилиями пополняем наш банк опытов.
И В ЗАВЕРШЕНИИ своего выступления хочу напомнить уважаемые коллеги,что РЕБЕНОК –это маленькое зернышко,его нужно обязательно посадить в благоприятную почву. Обогреть его солнышком, поливать его новыми знаниями,проводить опыты и эксперименты тогда можно увидеть,как из не смелого, хрупкого росточка вырастет дерево, которое в свое время даст добрые плоды….. Спасибо за внимание. Слайд 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....