Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО
материал на тему

Кутовая Полина Сергеевна

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО

в рамках опорного ДОУ – центра по социально – личностному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшынмуниципальнőйюкőнлőнадминистрацияса

йőзőсвелőдőмőнвеськőдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöсвелöданвеськöдланiн)

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 24»  г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 24»  г. Усинска)

«Челядьöссöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдзвелöдан Усинск карса

муниципальнőйсьöмкуд учреждение

(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Выступление

Кутовой Полины Сергеевны, воспитателя

на тему: Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО

в рамках опорного ДОУ – центра по социально – личностному развитию дошкольников.

2015 г.

г. Усинск

Слайд 1Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Свое выступление я хотела бы начать с народной китайской пословицы

Слайд 2                 «Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

 дай попробовать и я пойму»

В условиях быстроменяющейся жизни, в связи с модернизацией образования от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.  А это диктует нам пересмотр форм и методов работы с детьми.

ФГОС ДО(пункт) 2.6 говорит нам:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,  любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах  и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Таким образом ФГОС ДО указывает на необходимость постоянного развития познавательных интересов дошкольников.

Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Из опыта своей педагогической работы, я сделала вывод, что знания ребенка усваиваются прочно и надолго, когда он не только слышит, видит, но и делает сам...

Выстроенная мною опытно - экспериментальная деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности, и составляет с ними единое целое.

Использую в практике своей работы два основных видаопытно -экспериментальной деятельности:

Слайд 3

 1.Ребенок сам становится инициатором, его заинтересовывает какой-то предмет или явление, он обращается со своим вопросом к воспитателю, и воспитатель организует опытно-экспериментальную деятельность, в процессе которой ребенок сам находит ответ на свой поставленный вопрос.

2.воспитатель сам инициирует организацию опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенным действиям.

Но всегда следует помнить о том, что руководить экспериментом нужно так, чтобы у  детей сохранилось чувство самостоятельности открытия.

Слайд 4Основными составляющими опытно-экспериментальной деятельности является:

*выявление проблемы;

*формулирование гипотез;

*наблюдение, опыты, эксперименты…и

*сделанные на их основе умозаключения.

Слайд 5МЕТОДЫ которые я использую

Объяснительно- иллюстрированный

Репродуктивный

Метод проблемного изложения

Эвристический

Исследовательский.

Слайд 6При решении проблемных ситуаций использую приемы

*подведение детей к противоречию и предложить способ его решения;

*рассматривание  различных точек зрения, на один и тот же вопрос и  выбор наиболее правильной.

*постановка корректных вопросов, побуждающих делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.                                            

 Слайд 7Для создания условий проведения опытов и экспериментов, в группе, совместно с родителями создана мини лаборатория

Наша лаборатория оборудована всем необходимым:

 Слайд 8ПРИБОРЫ ПОМОШНИКИ (увелич. стекла, весы, песочные часы, магниты, микроскоп, колбы, компас, секундомер).РАЗНООБРАЗНЫЕ ПО ФОРМЕ И ОБЪЕМУ СОСУДЫ.

Слайд 9ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Слайд 10РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГИ (картон, наждачная бумага, гофрированная,обычная)

Слайд 11МЕДИЦИНСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (пипетки, палочки, колбы)

Слайд 12ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ (зеркала, воздушные шары,цветные и прозрачные стекла)

Слайд 13 Коллекция камней

Наша лаборатория постоянно пополняется новыми материалами.

Собрана литература познавательного характера

Слайд 14 и 15Для организации опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками,в группе создан БАНК ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

В этом учебном году я работаю с детьми  подготовительной к школе группы. Работа по опытно-эксперементальной  деятельности  началась со второй младшей группы,уже с первых дней организовывались простейшие опыты.Знакомлю родителей с опытно-экспериментальной деятельностью. Привлекаю их к совместному проведению опытов и экспериментов. Общими усилиями пополняем  наш банк опытов.

И В ЗАВЕРШЕНИИ своего выступления хочу напомнить уважаемые коллеги,что РЕБЕНОК –это маленькое зернышко,его нужно обязательно посадить в благоприятную почву. Обогреть его солнышком, поливать его новыми знаниями,проводить опыты и эксперименты  тогда можно увидеть,как из не смелого, хрупкого росточка вырастет  дерево, которое в свое время даст добрые плоды….. Спасибо за внимание. Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....