Приобщение детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Пугашова Елена Анатольевна

Детский сад берет на себя решение задачи формирования у подрастающего поколения позитивной самооценки собственной этничности и толерантного отношения к представителям других народов. Освоение народной традиции обычно связывается с фольклором: его былинами, народными играми, песнями, плясками, музыкой, обрядами и праздниками. Разнообразные виды народного творчества удивительно мудры, органичны внутреннему миру ребенка, эффективны с точки зрения развития творческой инициативы, инициирования личности и ее адаптации в коллективе. Сколько же высвобождается прежде скованной энергии детей, когда сама атмосфера занятий приближена к народной, где каждый находит себе роль в творящемся на его глазах «действе» и импровизирует, не боясь сделать что-то «не так». Приобщение детей к истокам русской культуры делает их восприимчивыми ко всему лучшему, что есть в культуре человечества. Это и современное искусство, классические произведения, устное народное творчество, в том числе и былины, которые являются достоинством и умом народа Вхождение в русскую культуру рождает в ребенке уважение и интерес к другим культурам. Ведь это основа для совместного бытия народов России, основа толерантности. Толерантность – это терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Использование былинного материала в разных видах деятельности создает у детей осознанное чувство сопричастности не только к семье, группе, но и к общностям более высоких порядков (город, народ), что является основой будущего патриотизма и толерантности. В современных условиях это является актуальным в воспитании духовно-нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_kopiya.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

           Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

Проанализировав работы Озаровской О.Э. «Бабушкины старины», Пропп В.Я. «Русский героический эпос», Липец Р.С. «Эпос и Древняя Русь», Халанский Н.Е. «Великорусские былины Киевского цикла» и других авторов,  был сделан вывод, что тема «Приобщение детей дошкольного возраста к былинному эпосу» редко используется в работе с дошкольниками (отсутствуют программы и технологии), поэтому она оказалась интересной и актуальной в работе с детьми.

Детский сад берет на себя решение задачи формирования у подрастающего поколения позитивной самооценки собственной этничности и толерантного отношения к представителям других народов.

Освоение народной традиции обычно связывается с фольклором: его былинами, народными играми, песнями, плясками, музыкой, обрядами и праздниками. Разнообразные виды народного творчества удивительно мудры, органичны внутреннему миру ребенка, эффективны с точки зрения развития творческой инициативы, инициирования личности и ее адаптации в коллективе. Сколько же высвобождается прежде скованной энергии детей, когда сама атмосфера занятий  приближена к народной, где каждый находит себе роль в творящемся на его глазах «действе» и импровизирует, не боясь сделать что-то «не так».  Приобщение детей к истокам русской культуры  делает их восприимчивыми ко всему лучшему, что есть в культуре человечества. Это и современное искусство, классические произведения, устное народное творчество, в том числе и былины, которые являются достоинством и умом народа

Вхождение в русскую культуру рождает в ребенке уважение и интерес к другим культурам. Ведь это основа для совместного бытия  народов России, основа толерантности. Толерантность – это терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Использование былинного материала в разных видах деятельности создает у детей осознанное чувство сопричастности не только к семье, группе, но и к общностям более высоких  порядков (город, народ), что является  основой  будущего патриотизма и толерантности.   В современных условиях это является актуальным в воспитании духовно-нравственной личности.

 Цель работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Задачи:

  • осуществить теоретический анализ педагогической

       литературы по данной теме;

  • развить интерес  к русским традициям и промыслам;
  • расширить представления детей о городах Древней Руси;
  • развить чувство гордости за подвиги былинных героев;
  • сформировать толерантность, этническое самосознание, чувство

        патриотизма;

  • привлечь педагогов и родителей к совместной работе.

Обратившись к былинным образам, вошедшим в сокровищницу культурного наследия человечества и представляющим собой универсальные общечеловеческие ценности для разных народов, был систематизирован материал с учетом дидактического принципа, от простого к сложному,  и выделено образовательное пространство с обособленной зоной сказочно-былинной культуры.

Работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу выстраивается по следующей схеме:

          Предварительный  этап  начинается с  прослушивания былинного стиха, написанного на древнерусском языке, мелодично построенных фраз, особенностей звучания древнерусских слов, сложных для восприятия.  После этого дети погружаются в содержание былинного эпоса. Былина читается в литературной обработке   с последующей беседой по её содержанию. На этом этапе уделяется большое внимание словарной работе: толкованию  сложных слов, поэтичности выражений, сравнения.

После предварительной работы  проводится  основной этап, в котором дети  играют в русские народные подвижные игры, пересказывают отрывки из былин, подбирают пословицы и поговорки, объясняя их смысл, знакомятся с русским бытом  и народным костюмом  в музее «Русская изба» и  в группе в зоне сказочно – былинной культуры.  Сложные древнерусские слова вводятся в активный словарь ребенка.  Через занятия основного этапа ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует ранее полученные знания.

Одним из компонентов основного этапа работы является  изобразительная деятельность, которая включает в себя не только традиционные техники, но и работу с витражами, тканью, бумагой (квилинг), где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

Завершает работу над былиной итоговый этап, который проводится в форме комплексного занятия. На нем обобщаются и систематизируются полученные знания по данной былине.

               Таким образом, проводится работа по трем былинам.  Завершением цикла является интегрированное занятие. Основным  «ключом» данного занятия является воспитание толерантности, уважение к другим культурам, патриотизма. Создание игровых ситуаций  с  проблемными  задачами, где, вживаясь в образ былинного героя, ребенок  выражает свое отношение  и находит их решения. Это все формирует полноценную духовно-нравственную личность.

                Проводя эту работу с детьми, был замечен интерес со стороны коллег, что привело к тематическим встречам: консультациям, семинарам, деловым играм.  Презентация темы «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу»  состоялась на одном из педагогических советов.  На проблемном семинаре педагогов познакомили с системой работы по данной теме. Консультации помогли воспитателям войти в мир былинного эпоса. После этого проводились деловые игры такие как: «Колесо истории», «Былинный кроссворд», викторины и т.д.

                Работа с педагогами  помогла им лучше узнать, понять атмосферу русского национального быта, самобытность былинного эпоса и применить этот материал в своей работе с детьми и родителями.

Реализация поставленных задач по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны  направляют свои усилия на всестороннее  развитие каждого ребёнка, создавая  благоприятные условия в детском саду и дома.

Первичное знакомство  родителей с этой темой  проходит на родительском собрании, где дети выступают главными героями былины. Основная задача - привлечь внимание родителей к былинному эпосу, раскрыть красоту и величие русских былин. В дальнейшей работе с родителями используются  как традиционные формы работы такие как:    консультации - «Знакомим ребенка с былинным эпосом», «Развиваем творчество детей на былинах», тематические выставки -  «Былина – кладезь народной мудрости» (нравственно – патриотическое воспитание), «Богатырская наша сила, сила духа и сила воли» (физическое воспитание), опросник, так и нетрадиционные: мастер – классы -  «Учимся понимать и работать с былинами», «Техника изготовления витража» (по содержанию былин), игры – викторины по типу игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Посиделки» в музее «Русская изба», проведение совместных занятий детей с родителями на былинном материале.

Совместные мероприятия  способствуют установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России.

               Для выявления результативности работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу два раза в год проводится диагностирование  (в начале и в конце учебного года).

               Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в знаниях детей о жизни, быте, основных занятиях людей в Древней Руси, знаниях основного содержания былин и их героях.

               Новый подход к использованию эпоса дает устойчивый положительный результат в формировании у дошкольников интереса к устному народному творчеству и истории России. Былины можно и нужно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста, они помогают заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Список используемой литературы:

  1. "Русское народное поэтическое творчество", Ю.Г. Круглов, Москва "Высшая школа", 1986.
  2. «Русский героический эпос»  Пропп В.Я., 1999.
  3. "Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
  4. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург "Детство-пресс", 1999.
  5. "Новое воспитание", Н.Е. Щуркова, Педагогическое общество России, Москва, 2000.
  6. "Энциклопедия дошкольников", С.В. Новиков, Москва, 1998."Праздники христианской Руси", Э.О. Бондаренко, Калининград, 1993.
  7. "Почемучка", А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникрва, Москва, 1987.
  8.  «Бабушкины старины» Озаровская О.Э. 1989
  9.  «Эпос и Древняя Русь», Липец Р.С., 1990.
  10. "Пословицы русского народа", В. Даль, Москва, 1984."Мы - Славяне!", М. Семёнова, Санкт-Петербург, 1999.
  11. "Русский эпос", Ф.М. Селиванов, Москва "Высшая школа", 1988.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

«Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя ...

Методическая разработка. «Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

     Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять р...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...