Декоративно – прикладное искусство как средство гармонического развития личности.
материал по теме

ТИХОНОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ"

выступление подготовила учитель-логопед Тихонова М.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №2414

Выступление на семинаре

 «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

Декоративно – прикладное искусство как средство гармонического развития личности.

          Подготовила и выступила

               учитель-логопед Тихонова М.А

Ноябрь 2013

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. 

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством  мы учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.

Начиная с младшего возраста, детей знакомили с народными игрушками: дымковской, матрешкой и ванькой-встанькой. В этом возрасте привлекаем внимание детей к народной игрушке, формируем у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней.

 Стремимся вызывать желание действовать с игрушкой  (посвистеть, поиграть, собрать…) Побуждаем детей узнавать игрушки,  учим видеть их красоту.

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней  воспитатели знакомили детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

     Знакомство детей с народно – прикладным искусством мы начинаем  с дымковской игрушки.

Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им.

Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем вносится игрушка на занятия зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). На первом этапе знакомства, сообщались краткие сведения об истории народного промысла. Дети с интересом рассматривали репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети зарисовывали контур народных игрушек, используя орнаменты: круги, точки.

При рассматривании игрушек дети учились выделять узор, выделяли основной цвет при рисовании, и, наконец, учились рисовать один из элементов узора. Затем задания усложнялись - дети рисовали уже круг с точкой посередине, и точки вокруг круга. Изучение происходило на нескольких игрушках. Учились расписывать силуэт, используя точки, круги, и внося новые элементы- прямые линии и дуги. Учились рисовать узор тычками. Дети с удовольствием расписывали силуэты игрушек, радуясь результатам своего труда. В новом учебном году мы, вместе с детьми, продолжили знакомство с народными промыслами. Теперь уже при знакомстве с глиняной игрушкой учили выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы, композицию узора на изделиях. Для этого в группе были созданы такие условия, что полученные знания о предмете декоративно - прикладного искусства, дети используют в самостоятельной деятельности. Это дает возможность решать задачи выделения цветового и композиционного решения народных узоров, их характеристик, мотивов.

Мы не стремились ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок дымковской игрушки.

В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. В этом возрасте мы привлекаем  внимание детей к народной игрушке, формируем  у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Вызывать желание подействовать с игрушкой  (посвистеть, поиграть, собрать…) Стремимся  побуждать детей узнавать игрушки, видеть их красоту.  Знакомим   с элементами орнамента. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаем вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента.      Параллельно с изучением орнамента проводим освоение пластической формы Дымки.

В старшей группе  будем продолжать  знакомить детей с разными видами декоративно-прикладного искусства.

          Чтобы работа была интереснее,  мы постоянно обыгрываем продукты детского творчества. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.

Материал по декоративно-прикладному искусству  подбираем с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.

 Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Стараемся пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Знакомство детей с декоративно - прикладным искусством интегрируем

практически через все виды деятельности детей. Для развития  навыков коммуникации изделия народных мастеров дают богатый материал: составление описательных рассказов по игрушкам (дымковские игрушки, матрешки), придумывание сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - часть природы, а именно это и является основой гармоничного развития ребенка.

В своей работе особое место в плане художественного развития детей отводим  дидактической игре. В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах русского декоративно - прикладного искусства сформируются не только на занятиях но и в процессе дидактических игр.     «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Все дидактические игры проводятся в течение года во всех видах деятельности.

В своей работе используем  наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Это элементы дидактических игр и пособие для занятий. В группе имеется уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания.

В нравственном и художественно-эстетическом  воспитании детей важную роль играет и приобщение их к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи является произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Для полного развития творческих способностей у детей используем технические средства: магнитофон. В свободное время дети слушают сказки, сопровождаемые показом иллюстраций, танцуют под веселую музыку с цветными платочками, предметными игрушками

Важным этапом работы является проведение  промежуточной диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития детей. По итогам диагностики планируем  свою работу на следующий год, вносим необходимые изменения, дополнения к видам работы, пробелы в которой были выявлены диагностикой. Проводя работу систематически, дети приобретают определённые знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке у детей развивается устойчивый интерес к изобразительному  творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел: декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры.

     Результаты промежуточной диагностики за прошлый год  показали, что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ. Работа стала доставлять детям много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, создавать свои собственные изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

Декаративно-прикладное искусство как часть нашей повседневной жизни и как очень важный компонент в воспитании и развитии личности дошкольников....

Самообразование «Использование декоративно прикладного искусства как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста».

Применение нетрадиционных техник рисования является незаменимым в развитии творческих способностей, ведь они создают атмосферу непринужденности, свободы, раскованности, простоты, способствует развитию...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.

Декаративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников....

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...