Социоигровая педагогика: работа в малых группах
консультация на тему
Консультация для педагогов «Социоигровая педагогика: работа в малых группах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_socioigra_sisoeva.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социоигровая педагогика:
работа в малых группах».
Подготовила:
Сысоева О.М.
Воспитатель
1 квалификационная категория
г. Братск – 2014 год.
Социоигровая педагогика: работа в малых группах.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений детей, но и повышение их культуры, максимальное развитие их способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья.
Наиболее эффективный результат в достижении поставленных целей дает использование личностно-ориентированных технологий на основе активизации и интенсификации детской деятельности.
Одной из таких технологий является социоигровая педагогика.
Законы (постулаты) социоигровой педагогики.
Их всего три. На них базируется вся педагогика.
- «Не учи Ученого».
Ученого учить, только портить. Ребенок все знает, все понимает, он сам имеет свое представление (по любому вопросу). Уже с раннего возраста необходимо не учить, не опекать ребенка излишне, а «интуитивно» отпустить его, задавать ему дела, создавать ситуации. Своим обучением мы тормозим развитие ребенка.
- 133 зайца – полезность, что я этим добьюсь, что дети «словят».
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. А если за 133 погонишься, то с десяток все равно поймаешь». В любом общении с детьми задавать открытые вопросы, которые дают ребенку возможность на неординарные ответы.
- Не бояться быть Идиотом, не надо быть Всезнайкой.
Воспитателю не надо бояться оказываться в ситуации «я ничего не знаю», «растолкуйте мне, расскажите», «я, конечно, знаю, но хочу услышать от вас». Быть откровенным с детьми. Говорить с детьми по-взрослому: «Давайте поговорим, потолкуем». Дети обязательно должны общаться: спрашивать у взрослого, у другого ребенка, объединяться для общего дела, знакомиться с решением других и использовать их по-новому в своих работах.
Главный принцип социоигрового подхода – снятие с воспитателя оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. Достигаются эти задачи путем организации детской деятельности, как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социоигровая»).
Основной предмет этой педагогики не в обучении, и не в воспитании, а в умной организации жизни детей. А ее лозунги: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения». «Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника) и тогда дела становятся игрой».
Поэтому социоигровая педагогика практикует работу в малых группах как наиболее рациональный способ организации жизни, игровой и познавательной деятельности детей в ДОУ. Эти микрогруппы называют «компании» (от англ. слова «компани» - собрать всех вместе).
Компания – это удовольствие, а команда – это необходимость. Компания не предполагает лидеров, т.к. в лидерство может выбиться любой. Ребенок учится быть лидером и быть ведомым, не боится сделать ошибку. Дети в компаниях объединяются, а не разделяются на подгруппы. Они сами договариваются о выборе общего дела и способов его реализации, распределяют роли и место каждого в общем деле, держат правила и создают какой-то результат. Для детей важней всего детское сообщество, сверстники влияют значительно сильнее, чем взрослые.
Малые группы (компании) воспитатель организует специально или использует в работе спонтанно возникшие детские объединения, направляет интересы детей друг на друга, объединяя их общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Объединять детей в компании лучше со средней группы. Во второй младшей группе только пары и давать задание на двоих. Идеальное число участников компании 6 (так как именно в такой компании лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей и 6 удобно разделить на 3 пары или 2 тройки). Поэтому в одной возрастной группе должно быть не менее 18 детей. А идеальное число детей в группе 24.
Суть работы детей в малых группах – договориться между собой.
Специальные приемы на объединение детей в компании:
- Использование спонтанных детских объединений (когда дети играют
сами в каких-либо группах и в них же переходят к организованной воспитателям деятельности).
- Объединение детей по их собственному желанию и выбору (когда дети
по предложению воспитателя находят себе товарищей для совместной работы.) Например, собраться так, чтобы при этом были девочки и мальчики (или только девочки, только мальчики). Собраться в группу со своими друзьями, с тем, кем живешь рядом, с кем спишь рядом в детском саду, с кем сидишь за обеденным столом, с кем больше любишь играть (лепить, рисовать, общаться).
- Образование малых групп по какому-либо общему признаку, сходству,
жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задает определенный признак). Например, собраться так, чтобы они были чем-то похожи (по любимому цветку, игрушке, книжке и т.д.) Чтобы все были одинакового роста; чтобы у всех было что-либо одного (разного) цвета, размера, формы. Или назвать названия пальцев, животных, растений, видов транспорта и т.д. и собраться в группы по одинаковому названию.
- Объединение в подгруппы по наглядному материалу (мелким
раздаточным предметам и разрезным изображения). Например, воспитатель разбрасывает на полу части открыток, а дети берут по одной части открытки и собираются в группы, сложив целую открытку.
- Создание малых групп путем образования пар, троек, четверок,
шестерок по общему делу (когда каждый ребенок делает свое дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы).
После того, как дети объединились в компании, они могут придумать название своей компании. Потом детям дается задание – выбрать посыльного (посыльный получает задание от воспитателя и доносит его до своей компании). Чтобы не было раздора в компании при выборе посыльных хорошо использовать считалки. Можно выбрать посыльного по-другому, например, у кого рука длиннее, у кого больше пуговиц на одежде, у кого есть полоски, круги в одежде и т.п.
Воспитатель дает игры-задания посыльным для всех одно или разные, вызывая всех посыльных вместе или по одному (постоянно идет соблюдение тайны, секрета, интрига).
Заданиями для детей могут быть: составить рассказ на любую тему. Нарисовать рисунок, сделать аппликацию, поделку из природного, бросового материала, лепку на определенную тему (или без нее), а после выполнения задания найти себе товарищей для дальнейшей работы. Составить предложение или подобрать слово, затем найти с кем его объединить и что-либо сочинить. После раздачи игр-заданий проверить донесли ли посыльные до своих компаний задание.
После того, как дети получили задание – дальше все делают сами самостоятельно. Единственная задача воспитателя – следить, чтобы все дети были задействованы, чтобы не было детей – изгоев. «Вы все договорились, а Саша?» или «Миша, а ты со всеми, что ты делаешь? Дети, что у вас Миша делает, какая его роль?».
Функция воспитателя – наблюдать и анализировать. Воспитатель постоянно направляет детей друг на друга, спрашивая: вы договорились, вы решили, вы распределили и т.д. Педагог не лезет в деятельность детей, а только уточняет: «Если я правильно поняла, то это так? А как?» Воспитатель удивляется, его позиция нейтральная. Если в какой-то компании дети не справляются с заданием, то нужно детей заново перемешать, собрав их в круг и объединив в другие компании.
Роль воспитателя – время. Перед выполнением заданий детьми спросить у них – сколько им нужно времени. После того, как время (обязательно песочные часы у воспитателя) вышло, напомнить детям, что время закончилось (показ на часы).
А дальше идут разговоры, что у вас случилось – результат работы детей. Результаты обсуждают дети, рассматривая.
Варианты представления и обсуждения результатов детской деятельности:
- Публичная презентация детьми. Каждая группа публично представляет
свое дело всем, выбрав способ представления: хором, по цепочке, кто-то один или двое (трое). Если ребенок выступает один, главное, чтобы он говорил не от себя, а от имени всех. Если оратор не справляется, компания может его заменить.
- «Мы попробуем догадаться, что вы сделали, а вы молчите».
- «Идем в гости» - по кругу от компании к компании, хозяева
показывают, что они сделали, что и как у них получилось. Гости задают вопросы, высказывают свои мнения, суждения, дают советы.
- «Спрос – переспрос». С помощью вопросов компания узнает, что
сделали другие.
- Выставка всех работ. Дети идут по внешней стороне круга друг за
другом или парами и при этом ведут разговоры об увиденном, задают вопросы друг другу, делают комментарии.
По представленному продукту работы нужно организовывать обсуждение того, что получилось, привлекая к этому детей. Дети могут сосчитать, найти одинаковые и отличающиеся по цвету, форме, величине, качеству предметы. Можно находить странности, нелепости, несоответствия в работах других. Подобрать стихотворение, песню, сказку. Придумать название к рисунку или рассказу другой компании, можно создать рекламу, похвалу, портрет, инсценировку. Можно рассказать, дополнить, улучшить, изменить, создать общую картину.
Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных компаний и друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.
Рассмотрим логику делового разговора.
Состоит из трех основных моментов:
- ОБЩИЙ РАЗГОВОР или общие разговоры.
В самом начале сбора детей, длится 2-7 минут. Это выяснение представлений. Как правило, дети в кругу или на ковре. Воспитатель дает вопрос, ситуацию. Не повторяет за детьми ответы, не оценивает детей и не хвалит их. Позиция воспитателя идиота или психотерапевта. Воспитатель говорит «да», «интересно», «о». Нейтрально стеклянные глаза воспитателя, дети говорят не вам, а друг другу.
- ДЕЛОВЫЕ РАЗГОВОРЫ – разговоры по делу.
Объединение детей в компании и работа детей (10-30 минут). Избегать слова задание первое, второе и т.д. говорить «а сейчас вот это, а потом вот то». Не предупреждать детей, что сейчас будет трудное задание, не спрашивать «хотите или нет».
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ.
Разговор между группами – публичное выступление, хождение в гости, презентация своего общего результата (5-10 минут).
Общее время на все игры-задания к подготовительной группе достигает 1,5 часа без перерыва, но каждые 10-15 минут смена позы, мизансцены.
Социоигровая педагогика – это постоянная смена позиций - мизансцен, действий, хождение по группе детей и воспитателя.
Таким образом, социоигровая педагогика – это стиль, образ жизни, где:
- работа детей в малых группах (компаниях);
- свободное перемещение в пространстве;
- нет технологической методики, мы не учим, а создаем ситуации;
- деятельность детей ориентирована не на ответы, а на вопросы;
- позиция воспитателя «под», дети в позиции «над»;
- «сколько детей в группе, столько и ответов на вопрос воспитателя» -
свобода действий, высказывания своего мнения;
- воспитатель говорит мало, дети говорят много (умение воспитателя
держать паузу – молчание золото), роль взрослого незаметна;
- если помощь нужна детям, они получат ее от других детей, но не от
воспитателя;
- «похоже – не похоже», а не «правильно – не правильно», спрашивать у
детей, дети сами выясняют, используют слова «почему», доказательства высказывания своего мнения;
- разговоры после деятельности детей «Как случилось?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социоигровой технологии во второй младшей группе «В гостях у Солнышка».
Конспект занятия по социоигровой технологии во второй младшей группе «В гостях у Солнышка»....
Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....
Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...
Статья на тему "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)"
Леонтьева А.Л., воспитательГБДОУ детский сад №37 Пушкинского районаСанкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной г...
Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).
Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...
Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....
Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...