КВН о птицах - методическая разработка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Росликова Ольга Викторовна

Конкурсы и викторины для повышения экологического уровня дошкольников и младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_o_ptitsakh_metod_razrab.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование мероприятия: Экологический КВН «Наши друзья – птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Номинация: Методическая разработка игрового мероприятия (КВН, викторина т.д.)

ФИО автора: Росликова Ольга Викторовна, воспитатель

Наименование учреждения: Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50», г.Северск, Томской области

       

                                                                                                   

Цель: формировать экологически грамотное и экологически культурное поколение

Задачи: 

  • формировать эмоционально-положительное отношение к птицам, чувство     ответственности за них;
  • расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
  • развивать у детей стремление помочь птицам в зимних условиях;
  • развивать желание узнать о птицах как можно больше;
  • способствовать пониманию роли человека в природе

Предшествующая работа: чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений о природе; беседа на тему «Птицы – наши друзья»; подкормка птиц и наблюдение за ними около кормушек и на площадках для подкормки птиц; дидактические игры: «Угадай, кто я такая», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Кормушка»; рисование на темы «Птицы к кормушкам прилетели», «Волшебная птица»; сочинение девизов, эмблем команд; рисование эмблем команд; театрализация на тему «Птицы прилетели», «Птицы кормят птенцов»; сочинение и разучивание экологических частушек

Словарная работа: зимующие, перелетные, кормушка, колибри, страус

Материал: эмблемы, картинки с изображением птиц, костюмы птиц: сова (для взрослого), колибри и страус (для детей); яйца из папье-маше; коробки из-под новогодних подарков; пластиковые бутылки, ножницы, скотч, клей, тряпочки для клея; подкормка для птиц: пшено, овес, семечки, крошки хлеба, кость, конфета, калина, рябина; фонограмма «Голоса птиц»; жетоны с изображением птиц для игр со зрителями; геометрические фигуры различной формы для фланелеграфа; фланелеграф; памятные сувениры для награждения.

Ход:

КВН проводит взрослый в костюме «Мудрой Совы»

1 конкурс  «Представление команд»

Правила конкурса: Команды произносят девизы собственного сочинения. Побеждает та команда, которая дружней и четче произнесла девиз, у которой красочнее эмблемы

Команда «СОРОКИ»:

Говорим мы целый день,

Нам трещать совсем не лень,

Но зато мы на хвосте

Новость принесем тебе.

Команда «ДЯТЛЫ»:                      

Зря мы время не теряем,

По лесу весь день летаем.

Мы стучим то тут, то там –

Обращайтесь к докторам.

2 конкурс  «Зимующие и перелетные птицы»

Правила конкурса: Командам по очереди показывают картинки с изображением птиц. Они должны выбрать и назвать перелетных и зимующих птиц. Побеждает та команда, которая назвала больше правильных ответов.

Отступление: Мудрая сова, после подведения итогов, хвалит детей и приглашает в зал гостей-птиц (колибри и страуса), которые рассказывают о себе:

   Колибри: Я самая маленькая птичка на земле. Размером я со шмеля, умею летать на боку, на спине и даже хвостиком вперед. Питаюсь я нектаром цветов.

   Страус: А я – самая большая птица на земле. Мой рост составляет 2,5 метра, то есть высота моего роста  - одноэтажный дом. А мои шаги достигают 4 – 5 метровой длины.

   Страус и колибри предлагают детям разделиться на 2 команды и поиграть с ними в подвижную игру «Донеси яйцо».

                                                Подвижная игра «Донеси яйцо»

    Правила игры: Каждый из игроков зажимает между коленями «яйцо» (сделанное из папье-маше, можно использовать воздушный шарик, мяч) добегая до стула, огибает его, возвращается к своей команде и передает эстафету следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее пробежит всю дистанцию не выронив «яиц».

3 конкурс «Птицы, которых мы знаем»

Правила конкурса: Команды по очереди называют известных им птиц. Выигрывает та команда, которая последней назовет какую – либо птицу.

4 конкурс «Кормушка»

Отрывок из стихотворения «Зима»  Т.А. Шорыгиной (читает ребенок):

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга –

Сидит, поджимая лапки.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном –

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Правила конкурса: Представители команд (с помощью взрослых) вырезают кормушки (из коробок для подарков, пластиковых бутылок) и выбирают корм (из предложенного на столе), нужный птицам. Побеждает та команда, которая аккуратно сделала кормушку и правильно выбрала подкормку для птиц.

5 конкурс «Крылатый театр»

 Правила конкурса:  Мудрая сова читает стихотворения по очереди каждой из команд, а члены команд должны угадать, про какую птичку говорится в стихотворении и назвать ее. Затем Мудрая Сова имитирует движения какой-либо птицы из отгадок, а дети должны их повторить и угадать, какую птицу они изображали. Выигрывает та команда, которая назовет всех птиц правильно и точнее покажет.

Она летает по кустам,

Всегда бывает тут и там.

Стрекотлива, белобока,

А зовут ее …..(сорока)

По дороге прыг – прыг

И поет он чик – чирик.

Не боится голубей –

Серый, хитрый…(воробей)

Словно капельки зари –

Там, зимой в саду, смотри,

В роли яблок на деревьях

Разместились…….(снегири)

К нам зимой в окно стучится

Желтогрудая……..(синица)

В деревянный свой дворец

Прилетел весной……(скворец)

Песен звонких не жалей

Нам весною……(соловей)

6 конкурс «Загадки Мудрой Совы»

Правила конкурса:  По очереди каждой из команд Мудрая Сова задает вопросы. Побеждает та команда, которая будет наиболее близка к правильным ответам.

- Как надо ходить по лесу, чтобы не спугнуть птиц?

- Если вы увидите, что кто-то хочет разорить гнездо птиц, то, что вы ему скажете?

- Какая птица гнезда не вьет и детей своих не высиживает?

- Если вы увидите птенца на дорожке, то, как вы поступите?

- Что произойдет, если поймать птенца и выпустить его на волю?

- Кто подбрасывает своих детей в чужие гнезда?

7 конкурс «Птицелов»

 Правила конкурса:  Из 2 команд Мудрая Сова выбирает водящего. Остальные дети становятся птичками (1,2,3 – покружись, быстро в птичку превратись). Под фонограмму дети-птицы «летают» по залу. Как только останавливается музыка, птицы летят в «гнезда», а птицелов старается поймать как можно больше птиц. Птицы, которых птицелов ловит, из игры выбывают. Выигравшей считается та команда, у которой по итогам 3 игр осталось больше не пойманных птиц.

8 конкурс  «Догадайтесь по описанию»

Правила конкурса:  Мудрая Сова предлагает конверты с изображением птиц, каждый из капитанов по очереди выбирает один конверт. Сова зачитывает описание птицы из конверта, а команда должна угадать, о какой птице идет речь. Выигравшей считается та команда, которая угадает больше птиц по описанию.

- Очень красив его наряд – черная шапочка на голове, ярко-красная грудка и брюшко, крылышки и хвостик – блестяще-черные, а спинка – серо-голубая (снегирь)

- У нее большая круглая голова, которой она может крутить в разные стороны. Глядит пристально, не мигая. За ее большую голову и пристальный взгляд, люди прозвали ее мудрой (сова)

- У нее черно-белый наряд. Она очень любопытна и целый день разносит новости по лесу на хвосте, тараторя на всех деревьях (сорока)

- Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. С утра до позднего вечера слышится в лесу его стук (дятел)

   

Конкурс для зрителей

Правила конкурса:  Мудрая Сова называет птиц, а зрители должны придумать фамилии людей от названия птиц (Например, дятел - Дятлов, синица – Синичкин, Синицын и т.д.). Всем, кто правильно отвечает, даются жетоны. Выигрывает тот зритель, который придумает наибольшее количество фамилий.

9 конкурс – конкурс капитанов  «Чья песенка?»

Правила конкурса:  Мудрая Сова читает стихотворение про птицу, а капитан команды должен изобразить отгадку, показывая характерные особенности отгаданной птицы, не называя ее.

     - Тук-тук-тук                                   -Стр-стр-стрекочу,

     Трясется сук.                                    Новости всем разнесу.

     Фыр-фыр-фыр,                                 Стр-стр подберу,

     Шестнадцать дыр,                           Все, что яркое найду.

     Д-р-р-р-р-р. (Дятел)                                 (Сорока)

10 конкурс  Эстафета «Птичьи вопросы»

Правила конкурса:  Представители команд должны по сигналу добежать до стола, где им задаст вопросы Мудрая Сова. Бежать обратно и передавать эстафету можно только при условии ответа на вопрос. Выигравшей считается та команда, которая ответила на все вопросы и быстрее пробежала дистанцию.

- Как можно назвать птиц, улетающих на юг?

- Почему  летом сороки и синицы живут в лесу, а зимой прилетают в города и села?

- Когда птицы выводят птенцов?

- Зачем люди прикрепляют скворечники к деревьям?

- Какие птицы называются перелетными?

- Почему птицы улетают на юг?

- Когда птица поймает больше насекомых – когда у нее есть птенцы или когда нет?

Отступление: Мудрая Сова продолжает рассказывать истории из жизни птиц:

 - Есть птица, которая выводит птенцов зимой и выкармливает их кедровыми орехами. Называется эта птица клёст.

- Птенцов, которые уже умеют летать, но мать и отец продолжают их кормить, называют слеток.

11 конкурс: «Скворечник»

Стихотворение А.И.Григорьева (читает ребенок):

Брат скворечник  смастерил

И к березе прикрепил.

«Но зачем?» - подумал я -

«Подскажите мне, друзья!»

После ответов детей, Мудрая Сова объясняет правила конкурса.

Правила конкурса:  Представители команд по очереди подбегают к фланелеграфу и из геометрических фигур различной формы составляют скворечник. Побеждает та команда, которая быстрее и аккуратнее сделала скворечник.

В заключение представителями обеих команд исполняются экологические частушки

Экологические частушки «Наши друзья - птицы»:

Мы природу любить будем

И про птиц не позабудем.

Гули – гули, кря-кря-кря,

Птицам разным мы -  друзья!

Мы кормушки мастерили

Корм насыпать не забыли.

Чик-чирики, си-си-си,

Ты природу береги!

Красоты на свете много,

Но про птиц не забывай!

Фр-фр, фьюти, га-га-га,

Птицы – верные друзья!

Подведение итогов, награждение

Литература:

  1. Агеева И.Д. 500 загадок – складок для детей – Москва: Сфера, 2008 – 96с.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет – Воронеж, 2007 – 158с.
  3. Владимирова Л.А. Писатель-натуралист // Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки №7, 2005, с.6 – 9
  4. Григорьев А.И. Экология и нравственность – Асино, 2001 – 255с.
  5. Комарова Т.А., Ткачева И.С. Юные орнитологи // Ребенок в детском саду №5, 2004, с.81 – 83
  6. Мы: программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева – СПб: Детство – пресс, 2000 – 240с.
  7. Никитина О.А. КВН «В мире животных» // ПедСовет №6, 2003, с.10-11
  8. Нуждина Т.Д. Энциклопедия Чудо – всюду – Ярославль: Академия развития, 1999 –

      315с.

9.   Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.             М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: конспект занятия с использованием Современно Образовательных Технологий «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования и  позновательно-исследовательских технологий....

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"

Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры «Птицы прилетели. Угощение для птиц»

Тема: «Птицы прилетели. Угощения для птиц.»Цель: Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека.Задачи:Продолжать знакомить детей с ранними пр...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Проект "Зимующие птицы" Методическая разработка.

Проект "Зимующие птицы"  Методическая разработка.Воспитатель группы Железнова О.В.Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети средней группы, родители воспит...