Проект "Зимующие птицы" Методическая разработка.
методическая разработка (старшая группа)
Проект "Зимующие птицы" Методическая разработка.
Воспитатель группы Железнова О.В.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: долгосрочный (3 месяца).
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь природу.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
- Формировать у детей элементарные представления о зимующих птицах, их строении, способах передвижения, разнообразии, узнать как можно больше о зимующих птицах ближайшего окружения (почему так называются, как защищаются от врагов, зачем нужны в природе, выяснить почему нужно заботится о них зимой, и что мешает их жизни в зимнее время года),о значении зимующих птиц в природе и жизни человека;
- Создать условия на территории детского сада для привлечения зимующих птиц разных видов;
- Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление заботиться о природе;
- Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Учить воспринимать красоту природы и передавать ее в изобразительной деятельности;
- Формировать интерес к исследовательской деятельности;
- Активизировать творческие способности детей;
- Организовать связь дошкольников с социумом.
Предварительная работа:
- Поиск иллюстративного материала по теме «Зимующие птицы»; знакомство с литературными произведениями;
- Разучивание стихов , пальчиковой гимнастики «Сорока, кормушка, птенчики и т.д.» загадывание загадок; прослушивание аудиозаписей голоса птиц, просмотр мультфильмов.
Сотрудничество с семьей:
- Рекомендации для родителей по теме «Зимующие птицы» ; «Народные приметы из жизни зимующих птиц»; анкетирование родителей по теме.
- Создание и оформление «Домик для птиц» (родители совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки, ведерки ,а также деревянные конструкции.);
- Конкурс рисунков (дети с родителями участвуют в конкурсе рисунков «Зимующие птицы»),
- Составление с ребенком рассказа о зимующих птицах
Взаимодействие со специалистами:
- Музыкальное развлечение «В гости к сороке-вороне» .
Результаты проектной деятельности:
- В результате проекта дети узнают о птицах, зимующих в нашем поселке, поймут, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа принесет ребятам большую радость и удовлетворение. Они поймут, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей появятся добрые чувства, желание прийти на помощь птицам;
- Создание домиков для птичек (совместно детей и их родителей);
- Рисунков (совместно детей и их родителей);
- Выбор и описание дидактических игр;
- Выставка творческих работ.
Этапы реализации проекта:
- 1этап–подготовительный (ознакомительный)
- 2 этап – основной (практический).
- 3 этап – заключительный
1 этап - подготовительный
- Составление плана работы.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2 этап - основной (исследовательский)
- Написание конспектов;
- Подборка иллюстраций с зимующими птицами .
- Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах из копилки народной мудрости, из справочников.
- На этом этапе все участники проекта принимают участие уже в практической деятельности по воплощению раннее изученных теоретических знаний о зимующих птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира.
- Образовательная область познания (ФЭМП).
Беседы.
Решение проблемной ситуации.
Коммуникация и творческое рассказывание.
Художественное творчество:
- Рисование.
- Аппликация.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театрализация.
- Подвижные игры.
- Гимнастика для пальцев, наблюдение за птицами зимой.
Формирование целостной картины мира.
Конспект игровой развивающей ситуации в средней группе «Зимующие птицы».
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая, трудовая.
Программные задачи:
Образовательные:
- Раскрыть понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы»;
- Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
- Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи и снегири, вороны - народные приметы, связанные с повадками птиц.
- Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая друг к другу;
Развивающие:
- Развивать мышление, наблюдательность;
- Развитие зрительной и словесно-логической памяти;
- Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, способах добывания пищи)
- Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.
Словарная работа:
- Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная;
Образовательная область познания (ФЭМП)
«Сколько птиц прилетело к кормушке?»
Предложить ребёнку сосчитать птиц, которые прилетели к кормушке (используйте картинки лото или собственные рисунки) Считаем так: одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон. Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв и т.д.
Коммуникация и творческое рассказывание:
- Разучивание пословиц и поговорок.
- Заучивание стихотворений о птицах.
- Чтение книг о птицах.
- Отгадывание загадок.
Стихи:
- Н.Рубцов «Воробей», «Ворона», А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица», В.Звягина «Воробей», А.Яшин «Покормите птиц зимой», А.Чепуров «Трудно птицам зимовать», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Снегирь», Л.Григорьева «Синица».
Рассказы:
- Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички», Е.И.Чарушин «Воробей», В.Зотов «Синица», "Птичья столова" В.Бианки, "Растрепанный воробей" К.Паустовский, "Воробьишко" М.Горький, "Серая шейка" Д.Мамин-Сибиряк.
Беседы:
- Где живет птица? Опишите, как выглядит птица? (части тела) Какие приспособления придумал человек для облегчения жизни птиц? Бояться ли птицы? Кого и чего? Пользу и вред? Как можно помочь птицам и когда? "Что необходимо, чтобы зимующие птицы прозимовали?" "Какой корм и для какой птицы нужно заготовить", "Кому для чего нужны клювы?"
- "Мы в ответе за тех, кого приручили?" по произведению Л.Толстого "Птичка" – беседа готов или не готов ухаживать за птичкой, отказывая в чем-то себе.
- «Нужны ли нам птицы ?" – найти ответы (рассуждение).
Художественное творчество: Аппликация
« Прилёт птиц».
- Задачи: Закрепить и обобщить знания и умения детей в виде аппликации. Формировать умение выполнять единую коллективную работу. Развивать воображение чувство цвета, компазиционные умения в расположении предметов, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
- Лепка «Прилетайте в гости»
- Цель: Учить детей лепить птичку передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки.
- Рисование «Снегирь».
Цель: Познакомить детей с птицей снегирь, с её строением. Некоторыми особенностями(когда прилетает, чем питается) учить детей передавать в рисунке образ птицы, учить подбирать соответствующую цветовую гамму , учить композиционно располагать, изображать на месте бумаги, развивать чувство формы и цвета, воспитывать аккуратность, любовь к природе.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театрализация.
- Подвижные игры.
- Гимнастика для пальцев.
Дидактические игры
- Назови птицу ласково».
- «Кто в городе живёт? Кто в лесу летает?»
- «Угадай, кто это?»
- «Сколько птиц прилетело к кормушке?»
- «Кто что любит?».
- «Кто как голос подает?»
Настольно-печатные игры:
«Домино» (птицы), «Разрезные картинки», «Лабиринт. Зимующие птицы. Кого поймала кошка» ,«Какая птичка улетела из домика?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор».
Театрализация:
«Где обедал воробей»
Подвижные игры:
П/и, м. п/и. «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Голуби и кот», «Воробушки и кот», «Ворона и собачка», «Ловишки с воробьишкой», «Птицелов», «Совушка».
Эксперименты и наблюдение за птицами зимой.
Объектами наблюдения являлись зимующие птицы, посещавшие кормушку: воробьи, синица, снегирь, сорока.
При проведении наблюдения за поведением птиц на кормушках отмечались погодные данные: температура воздуха, , облачность во время наблюдений и виды кормов, которые предпочитают наши пернатые друзья, а также отмечали особенности птиц: внешний вид; повадки; какие звуки издают; взаимоотношение с людьми - реакция на их появление.
Наблюдения проводились с декабря 2019 г по февраль 2020г.
Игра - эксперименты «В воде купался - сух остался», «Ты, как мокрая курица»- перья гусиные, куриные - среда обитания, «Плавающее перо».
"Куда подевались снегири?" – игра - эксперимент – размышление.
Гипотеза:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно ли сохранить их численность?
Отдельный цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом участка детского сада. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о птицах, которые живут по соседству с нами. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к птицам.
- Установили наблюдение за посещением кормушек и усвоили простые правила: снег не должен засыпать корм, у кормушек обязательно должны быть крыша и бортики. Дети взяли за правило, что хлебные крошки нужно не выбрасывать, а подсушивать как корм.
- Наши родители любят что-нибудь мастерить вместе с детьми. Мы часто предлагаем им участвовать в разных конкурсах, выставках, которые организуем в детском саду.
- Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
- Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
- 1. Зимуют у нас только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
3 этап - обобщающий
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке «Домик для птиц» (Родители совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки, ведерки ,а также деревянные конструкции), вернисаж «Зимующие птицы»
- Проведение родительского собрания «Воспитание любви к родной природе в семье».
- Рекомендация для родителей по теме «Зимующие птицы».
Результаты реализации проекта
В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашем поселке, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая рабработка на районный конкурс. | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь природу. Проблема: Недостаточные представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, пища, способы выживания)
Цель проекта Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта: Формировать у детей элементарные представления о зимующих птицах, их строении, способах передвижения, разнообразии, узнать как можно больше о зимующих птицах ближайшего окружения (почему так называются, как защищаются от врагов, зачем нужны в природе, выяснить почему нужно заботится о них зимой, и что мешает их жизни в зимнее время года),о значении зимующих птиц в природе и жизни человека; Создать условия на территории детского сада для привлечения зимующих птиц разных видов; Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление заботиться о природе; Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; Развивать эмоциональную отзывчивость; Учить воспринимать красоту природы и передавать ее в изобразительной деятельности; Формировать интерес к исследовательской деятельности; Активизировать творческие способности детей; Организовать связь дошкольников с социумом.
Этапы реализации проекта: 1этап–подготовительный (ознакомительный) 2 этап – основной (практический). 3 этап – заключительный
Предварительная работа : Поиск иллюстративного материала по теме «Зимующие птицы»; знакомство с литературными произведениями; Разучивание стихов, пальчиковой гимнастики «Сорока, кормушка, птенчики и т.д.», загадывание загадок; прослушивание аудиозаписей голоса птиц, просмотр мультфильмов. Сотрудничество с семьей : Рекомендации для родителей по теме «Зимующие птицы» ; «Народные приметы из жизни зимующих птиц»; анкетирование родителей по теме. Создание и оформление «Домик для птиц» (родители совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки, ведерки ,а также деревянные конструкции.); Конкурс рисунков (дети с родителями участвуют в конкурсе рисунков «Зимующие птицы»), Составление с ребенком рассказа о зимующих птицах Взаимодействие со специалистами: Музыкальное развлечение «В гости к сороке-вороне» . Результаты проектной деятельности: В результате проекта дети узнают о птицах, зимующих в нашем поселке, поймут, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа принесет ребятам большую радость и удовлетворение. Они поймут, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей появятся добрые чувства, желание прийти на помощь птицам; Создание домиков для птичек (совместно детей и их родителей); Рисунков( совместно детей и их родителей); Выбор и описание дидактических игр; Выставка творческих работ.
1 этап- подготовительный Составление плана работы. Разработка и накопление методических материалов по проблеме .
2 этап- основной (исследовательский) Написание конспектов; Подборка иллюстраций с зимующими птицами . Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах из копилки народной мудрости, из справочников. На этом этапе все участники проекта принимают участие уже в практической деятельности по воплощению раннее изученных теоретических знаний о зимующих птицах.
Художественное творчество: Аппликация « Прилёт птиц». Задачи: Закрепить и обобщить знания и умения детей в виде аппликации. Формировать умение выполнять единую коллективную работу. Развивать воображение чувство цвета, компазиционные умения в расположении предметов, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Рисование «Снегирь». Цель: Познакомить детей с птицей снегирь, с её строением. Некоторыми особенностями(когда прилетает, чем питается) учить детей передавать в рисунке образ птицы, учить подбирать соответствующую цветовую гамму , учить композиционно располагать, изображать на месте бумаги, развивать чувство формы и цвета, воспитывать аккуратость , любовь к природе.
Подвижные игры: П/и, м. п /и. «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Голуби и кот», «Воробушки и кот», «Ворона и собачка», « Ловишки с воробьишкой », «Птицелов», « Совушка ».
3 этап- обобщающий Оформление результата проекта в виде презентации. Организация и участие родителей выставке «Домик для птиц»(Родители совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки, ведерки ,а также деревянные конструкции), вернисаж «Зимующие птицы» Проведение родительского собрания «Воспитание любви к родной природе в семье». Рекомендация для родителей по теме «Зимующие птицы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка: конспект занятия с использованием Современно Образовательных Технологий «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования и позновательно-исследовательских технологий....
Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"
Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
КВН о птицах - методическая разработка
Конкурсы и викторины для повышения экологического уровня дошкольников и младших школьников...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры «Птицы прилетели. Угощение для птиц»
Тема: «Птицы прилетели. Угощения для птиц.»Цель: Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека.Задачи:Продолжать знакомить детей с ранними пр...
Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"
Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...