Игра как средство социализации дошкольника.
материал на тему
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра как средство социализации дошкольника.
«Игра — неотъемлемая естественная потребность человеческой природы, уникальное явление социальной жизни.»
Новоселова С.Л.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Другими словами, именно в игре осуществляется процесс социализации, то есть процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально-культурного опыта.
Общая характеристика игр дошкольника:
ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника;
ИГРА – деятельность не обязательная, не связанная с достижением утилитарных целей;
ИГРА – деятельность, доставляющая удовольствие.
Детство – период игры. Для ребенка игра - это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.
Для ребенка игра — средство самореализации и самовыражения.
Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Игра – адекватная модель культуры, изменяется, наполняется конкретным социальным содержанием, когда меняется сама культура общества.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ
- Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
- Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский.
- «Маленькие дети... играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
- На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.
Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране было начато еще в 20-е годы Л. С. Выготским. Впоследствии идеи Выготского развивали такие известные отечественные психологи, как А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Проблемам изучения игры большое внимание уделяли К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. В современной отечественной науке изучением игры как особого вида деятельности занимаются многие ученые – А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л. Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие.
Классификация игр.
С. Л. Новоселова включает в первый класс игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.
Во второй класс входят игры (обучающие и досуговые), возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса.
Третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры.
Достоинством представленной классификации является, с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребенка, а с другой — возможность проследить, как на протяжении раннего, дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность в игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга или сосуществуя одновременно, разные виды игр. Можно видеть, что определенные игры характерны и для определенного детского возраста. Так, сюжетно-ролевая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем практически бесследно исчезает, в то время как, например, игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, режиссерские и подвижные игры свойственны всем возрастным группам, однако при этом их содержание, разумеется, меняется.
Таким образом, даже краткий анализ детской игры и связанных с нею проблем вводит нас во внутренний мир ребенка, помогает глубже понять особенности и своеобразие детства в целом, и вместе с тем убеждает, что игра — неотъемлемая естественная потребность человеческой природы, уникальное явление социальной жизни.
Место и роль игры в педагогическом процессе.
Известнейший в нашей стране педагог А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре….»
«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
С.А. Шмаков
Значимость игры в педагогическом процессе ДОО.
Из раскрытия понятия игры философами, историками культуры, просветителями, педагогами и психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений, которые отражают сущность феномена игры.
- Игра - первая ступень деятельности ребенка – дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления ребенка.
- Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. На протяжении всей игры, познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
- Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается и изучается мир.
- Игра – многогранное понятие. Она означает знание, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и не игровой деятельности.
- Игра – свобода и самораскрытия. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
- Игра – есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда.
- Игра социальна по своей природе и является отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Сюжетно-ролевая игра – королева игр.
Характерным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
Таким образом Сюжетно-ролевая игра:
- Развивает потенциальные возможности детей;
- имеет решающее значение для психического развития ребёнка;
- является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
- обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
Характеристика сюжетно- ролевой игры:
- её суверенность;
- автономность;
- самостоятельность;
- свобода;
- экспериментальность;
- творчество (импровизация);
- наличие высокого эмоционального напряжения;
- самобытность.
Принципы формирования сюжетной игры
Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
- Воспитатель играет вместе с детьми;
- развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение;
- ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра
Отбор и построение программного материала.
При отборе и построении программного материала необходимы средства решения познавательных и творческих задач;
подбор содержания, на котором эти средства усваиваются более эффектно.
Способы построения сюжетно-ролевой игры.
На протяжении всего дошкольного детства, формы и виды игр меняются и усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами.
Тем самым определяем способ построения игры:
1.Цепочка условных действий с предметами
2.Цепочка специфически ролевых взаимодействий
3.Последовательность разнообразных событий
Особенности формирования игровых умений:
1 ЭТАП: 1г. – 2г.6 мес.
Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями
2 ЭТАП: 2г.6 мес. – 4г. 6 мес.
Усвоение ролевого поведения
( ролевых отношений и взаимоотношений)
3 ЭТАП: 4г. 6 мес. – 7 лет Усвоение способов построения сюжета
Основные критерии оценки уровня игравой деятельности.
Различные способы игравых умений.
Игравые действия с предметами.
Комбинирования разнообразных событий.
Ролевые игры.
Многотемные сюжеты.
Уровни взаимодействия детей в совместных играх:
Основной момент взаимодействия—сюжетно-образные игрушки
Основной момент организующего игравого взаимодействия – правила ролевого поведения.
Предмет игрового взаимодействия—согласованного построения сюжета игры.
Причины возникновения конфликтов в игровой деятельности.
Выделены причин возникновения конфликтов:
Младший возраст: «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.
Средний возраст: «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры,— например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
Старший возраст основные конфликты: «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.
«По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
«По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.
Вариативность подходов к проектированию PППС:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщеной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной (переодически меняющейся, разнообразие материалов, игр и игрушек и оборудования…)
Центр сюжетно ролевой игры. | |
Центр книги, куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Сюда же включены и театрализованные игры. |
|
Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами. | |
Центр строительно-конструктивных игр, в котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы. | |
Центр математики (игротека), куда входит занимательный математический материал (задачи на смекалку, головоломки, и др.). | |
Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы |
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребенка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Дайте детству состояться!
Дайте детству наиграться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-454670-1401972625.jpg)
Игра как средство социализации дошкольника.
Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-454644-1416616389.jpg)
Коммуникативная игра как средство социализации дошкольников
Помогаем детям войти в социальный мир, способствуем формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-576475-1422897170.jpg)
Игра как средство социализации дошкольника.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируютс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-576475-1422897170.jpg)
Игра как средство социализации дошкольника
материал в котором говорится, что именно игра является средством социализации дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683352-1444332441.jpg)
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников
Выступление на Всероссийской научно – практической конференции «Совершенствование профессионального уровня учителя новой школы – основной фактор повышения качества обучения в условиях перехода на стан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-908326-1490294055.jpg)
Сюжетно- ролевая игра как средство социализации дошкольников
В статье говорится о значении игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Раскрывается понятие сюжетно- ролевой игры и ее значение в становлении личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717697-1448818531.jpg)
Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа
Каждый год в нашем детском саду проводится месчник игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...