Проект "Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста."
проект (средняя группа) на тему
Предложенный материал помогут воспитателям правильно организовать работу с детьми и родителями в своей группе, определить, насколько усвоили дети правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Проект адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект. | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида
п. Советский Республики Марий Эл
Инновационный проект
Составил:
воспитатель
первой категории
Зыкова Т. Е.
п. Советский
2013 г.
Составил проект:
Зыкова Татьяна Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Участники проекта:
- Воспитатели;
- Родители;
- Дети.
Заказчик проекта:
Администрация МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
База экспериментальной работы:
Средняя группа, МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Сроки работы по проекту:
Сентябрь 2013г. - май 2014 г.
- Актуальность проекта
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах города. Именно поэтому соблюдение правил безопасной жизни должно стать у воспитанников осознанной необходимостью.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению правил дорожного движения.
Нормативно-правовая база:
Правовыми основами по ПДД являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева Н.Л., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
- Беляевскова Г.Д. и др. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г.Д Беляевскова [и др.]. – Влгоград: Учитель,2013.
- Устав МДОУ д/с №3 «Теремок» комбинированного вида;
- «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова и др. Научный ред. Л.А.Парамонова и др. – М.: Карапуз, 1997.
Содержание образовательной области «Безопасность», которая включает в себя раздел «Дорожная безопасность»:
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определенной возрастной категории;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Одним из направлений работы по разделу «Дорожная безопасность» является: формирование здорового образа жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и привитие детям навыка травмобезопасного поведения на улицах поселка и города.
Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
В соответствии с вышесказанным, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, был разработан данный проект.
Новизна: является частью целенаправленной системой работы с детьми по ПДД и отражает творческий подход к решению данной проблемы.
Цель проекта: формирование представлений у младших дошкольников о правилах дорожного движения.
В процессе разработки проекта решались следующие задачи:
- Формировать начальные представления у младших дошкольников о правилах безопасного поведения на улице.
- Оптимизировать работу с родителями детей младшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
- Укрепить материально - техническую 6азу для работы по данному направлению.
- Выработать систему воспитательно - образовательной ра6оты.
Объект: дети младшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольных учреждений при соблюдении педагогических условий.
Планируемые результаты:
- Образовательный:
- - Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- - Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- - Развитие творческих способностей;
- - Формирование устойчивого познавательного интереса;
- Уметь ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода их них.
- Воспитательный:
- - Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- - Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Воспитать грамотного пешехода.
- Социальный:
- - Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- - Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
- Консультации.
- Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
- Подбор материала о Правилах дорожного движения.
Роль родителей в реализации проекта:
- Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.
- Консультации.
- Оформление стендов, изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по ПДД.
В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:
- Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
- Недостаточно методической литературы по вопросам формирования знаний, умений и навыков, а также привычек безопасного поведения в дорожном движении;
- Наблюдается низкая профессиональная компетентность педагогов ДОУ по Правилам дорожного движения в соответствии с ФГОС.
Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты.
Сроки: сентябрь 2013г. – май 2014г.
1 этап – подготовительный
Цель: Проведение методической работы по подготовке и организации проекта, сбор диагностической информации.
№ п/ п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение психолого- педагогической литературы по данной теме | Сентябрь 2013 | воспитатель |
2. | Подбор диагностического материала для детей по ПДД | Сентябрь 2013 | воспитатель |
3. | Диагностика детей. Определение уровня развития сформированности навыка безопасного поведения детей. | Сентябрь 2013 | воспитатель |
4. | Выступление на родительском собрании Участие родителей в обсуждении перспектив проекта Анкетирование родителей | Октябрь 2013 | воспитатель |
5. | Разработка системы работы по формированию безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста Составление перспективного плана работы | Ноябрь 2013– Январь - 2014 | воспитатель |
6. | Привлечение родителей к оформлению в группе уголка безопасности по ПДД. Привлечение родителей к сбору сбросового материала для изготовления поделок. Подбор материала (фотографии, зарисовки, игры, иллюстрации и т.д.) по формированию личностных качеств детей. | Ноябрь 2013– Январь - 2014 | воспитатель, родители |
2 этап – практический
Цель: Обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в рамках безопасного поведения детей.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение цикла занятий по ПДД Чтение рассказов и стихов по ПДД | Сентябрь – Май 2013-2014 | Воспитатель, дети |
2. | Семинар-практикум для педагогов «Знаю сама – расскажу другому».
| Октябрь 2013 | Воспитатель. |
3. | Оформление уголка безопасности по ПДД в группе. Встреча с работником ГБДД. | Ноябрь 2013 | Воспитатель, родители, работник ГБДД. |
4. | Разработка памятки «Правила поведения детей и взрослых по ПДД». Участие детей и родителей Всероссийском конкурсе плакатов «Правила дорожные знать каждому положено!»
| Декабрь 2013 | Воспитатель, дети, родители |
5. | Выступление на педсовете. Консультация для педагогов «Правила дорожные – знать каждому положено» | Январь 2014 | Воспитатель |
6. | Открытое занятие с детьми по ПДД для педагогов района «Веселый - светофорчик». | Февраль 2014 | Воспитатель |
7. | Совместная прогулка по улицам поселка педагогов и детей (перекресток, пешеходный переход, машина ГАИ) | Март 2014 | Воспитатель, заведующая, методист |
8. | Консультация для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» | Апрель 2014 | Воспитатель |
9. | Разработка памяток для родителей «Соблюдайте правила дорожного движения». | Май 2014 | Воспитатель |
3 этап - заключительный:
Цель: оценка степени реализации цели и задач проекта.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Повторная диагностика по методике | Май 2014 | Воспитатель |
2. | Мониторинг сформированности личностных качеств детей | Май 2014 | Воспитатель |
3. | Итоговое родительское собрание «Взрослые в ответе, какими будут наши дети». | Май 2014 | Воспитатель |
4. | Обобщение и распространение опыта проведенной работы: - для педагогов ДОУ. | Май 2014 | Воспитатель |
Механизм реализации системы работы по формированию
культуры безопасного поведения на дороге у детей младших дошкольников
Дальнейшее развитие проекта.
В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД.
В планах разработать программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Составить сборник материалов (пособие, который бы, включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).
Литература:
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева Н.Л., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
- Беляевскова Г.Д. и др. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г.Д Беляевскова [и др.]. – Влгоград: Учитель, 2013.
- «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова и др. Научный ред. Л.А.Парамонова и др. – М.: Карапуз, 1997.
- Старцевва О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3- е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
- Аршинова В.В., Лапкевич С.А. Психологическая безопасность в ДОУ/ Управление ДОУ, 2003 №1(7)
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
- Белая К.Ю. Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице. – М.: Просвещение, 2005.
- Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Безопасность в ДОУ/ Управление ДОУ, 2003 №1(7)
- Захарова Т.А. Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности / Управление ДОУ, 2009 №2
- Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ сфера, 2009.
- Коломиец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / - Волгоград: Учитель, 2010.
- Лопатина О.Г. Безопасность ребенка в детском саду и семье / Управление ДОУ, 2003 №1(7)
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Орлова О. Правила дорожного движения для дошкольников и малышей. – Санкт – Петербург. : «Прайм - еврознайк», 2007.
- Приземина Т.А., Родоманова И.Ю. Обучение основам безопасности жизнедеятельности / Управление ДОУ, 2009 №2
- Симонова Л.П. Воспитание навыков безопасного поведения у детей / Управление ДОУ, 2003 №1(7)
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.»
Материал полезен для воспитателей детского сада, студентов и родителей. В нём изложены все формы и методы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода транспортного средства через изобразительную деятельность
Для передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в своей работе я использую изобразительную деятельность (рисование, лепка. аппликация, художественный труд)...
Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выбор...
«Нетрадиционные формы обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста».
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования....
Консультация для воспитателей Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателейМетодика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Подготовила: восп-ль 1кв.кат. Гусамутдинова Е.В.Целью организации работы является формирование и р...
Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»
Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»...
Доклад на тему:«Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста»
Безопасное поведение на улице, и на дороге-очень острая проблема. Причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход дороги в неположенном месте, игры на проезжей част...