Проект "Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста."
проект (средняя группа) на тему

Зыкова Татьяна Евгеньевна

Предложенный материал помогут воспитателям правильно организовать работу с детьми и родителями в своей группе, определить, насколько усвоили дети правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Проект адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект.255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида

п. Советский Республики Марий Эл

Инновационный проект

Составил:

воспитатель

первой категории

                                                                                           Зыкова Т. Е.

п. Советский

2013 г.

Составил проект: 

        Зыкова Татьяна Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

        

Участники проекта:

  • Воспитатели;
  • Родители;
  • Дети.

Заказчик проекта:

        Администрация МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

                

База экспериментальной работы:

         Средняя группа, МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

        

Сроки работы по проекту:

        Сентябрь 2013г. -  май 2014 г.

  1. Актуальность проекта

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Жизнедеятельность человека  неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах города. Именно поэтому соблюдение правил безопасной жизни должно стать у воспитанников осознанной необходимостью.

Во многом безопасность пешехода  зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам  безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры,  сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.  Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому  одной из важных проблем  в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.  Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению правил дорожного движения.

Нормативно-правовая база:

Правовыми основами по ПДД являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева Н.Л., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
  • Беляевскова Г.Д. и др. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г.Д Беляевскова [и др.]. – Влгоград: Учитель,2013.
  • Устав МДОУ д/с №3 «Теремок» комбинированного вида;
  • «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова и др. Научный ред. Л.А.Парамонова и др. – М.: Карапуз, 1997.

Содержание образовательной области «Безопасность», которая включает в себя раздел «Дорожная безопасность»:

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определенной возрастной категории;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. 

Одним из направлений работы по разделу «Дорожная безопасность» является: формирование здорового образа жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и привитие детям навыка травмобезопасного поведения на улицах поселка и города.

Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

В соответствии с вышесказанным, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, был разработан данный проект.

 Новизна: является частью целенаправленной системой работы с детьми по ПДД и отражает творческий подход к решению данной проблемы.

 Цель проекта: формирование представлений у младших дошкольников о правилах дорожного движения.

 В процессе разработки проекта решались следующие задачи:

  1. Формировать начальные представления у младших  дошкольников о правилах безопасного поведения на улице.
  2. Оптимизировать работу с родителями детей младшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
  3. Укрепить материально - техническую 6азу для работы по данному направлению.
  4. Выработать систему воспитательно - образовательной ра6оты.

 Объект:  дети младшего дошкольного возраста.

 Предмет: процесс формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

 Гипотеза исследования: обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольных учреждений при соблюдении педагогических условий.

Планируемые результаты:

  • Образовательный:
  • - Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • - Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • - Развитие творческих способностей;
  • - Формирование устойчивого познавательного интереса;
  •  Уметь ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода их них.
  • Воспитательный:
  • - Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • - Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  •  Воспитать грамотного пешехода.
  • Социальный:
  • - Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
  • - Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Работа воспитателя при подготовке к проекту:

  • Консультации.
  • Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
  • Подбор материала о Правилах дорожного движения.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.
  • Консультации.
  • Оформление стендов, изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по ПДД.

        В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:

  • Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
  • Недостаточно методической литературы по вопросам формирования знаний, умений и навыков, а также привычек безопасного поведения в дорожном движении;    
  • Наблюдается низкая профессиональная компетентность педагогов ДОУ по Правилам дорожного движения  в соответствии с ФГОС.

Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты.

Сроки: сентябрь 2013г. – май 2014г.

1 этап – подготовительный

Цель: Проведение методической работы по подготовке и организации проекта, сбор диагностической информации.

п/ п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

   Изучение психолого- педагогической литературы по данной теме

Сентябрь 2013

воспитатель

2.

   Подбор диагностического материала для детей по ПДД

Сентябрь 2013

воспитатель

3.

   Диагностика детей.

Определение уровня развития  сформированности  навыка безопасного  поведения детей.                                                         

Сентябрь 2013

воспитатель

4.

    Выступление на родительском собрании

 Участие родителей в обсуждении перспектив проекта

   Анкетирование родителей

           

Октябрь 2013

воспитатель

5.

   Разработка системы работы по формированию безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста

Составление перспективного плана работы

Ноябрь 2013– Январь  - 2014

воспитатель

6.

   Привлечение родителей к оформлению в группе  уголка безопасности по ПДД.

   Привлечение родителей  к сбору сбросового  материала для изготовления поделок.

   Подбор материала (фотографии, зарисовки,  игры, иллюстрации и т.д.) по формированию личностных качеств детей.

Ноябрь 2013– Январь  - 2014

воспитатель,

родители

2 этап – практический

Цель: Обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в рамках безопасного поведения детей.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Проведение цикла занятий по ПДД

Чтение рассказов и стихов по ПДД

Сентябрь – Май 2013-2014

Воспитатель, дети

2.

Семинар-практикум для педагогов «Знаю сама – расскажу другому».    

                       

Октябрь 2013

Воспитатель.

3.

Оформление уголка безопасности по ПДД  в группе.

Встреча с работником ГБДД.

Ноябрь 2013

Воспитатель, родители, работник ГБДД.

4.

Разработка памятки «Правила поведения детей и взрослых по ПДД». 

 Участие детей и родителей Всероссийском конкурсе плакатов «Правила дорожные знать каждому положено!»

                   

Декабрь 2013

Воспитатель, дети, родители

5.

Выступление на педсовете. Консультация для педагогов «Правила дорожные – знать каждому положено»                   

Январь 2014

Воспитатель

6.  

Открытое занятие с детьми по ПДД для педагогов района «Веселый - светофорчик».

Февраль 2014

Воспитатель

7.

Совместная прогулка  по улицам поселка педагогов и детей (перекресток, пешеходный переход,  машина ГАИ)

Март 2014

Воспитатель, заведующая, методист

8.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Апрель 2014

Воспитатель  

9.

Разработка памяток для родителей «Соблюдайте правила дорожного движения».

                           

Май 2014

Воспитатель

                                                   

         3 этап - заключительный: 

Цель: оценка степени реализации цели и задач проекта.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Повторная диагностика по методике

Май 2014

Воспитатель

2.

Мониторинг сформированности личностных качеств детей

Май 2014

Воспитатель

3.

Итоговое родительское собрание

 «Взрослые в ответе, какими будут наши дети».          

Май 2014

Воспитатель

4.

Обобщение и распространение опыта проведенной работы:

- для педагогов ДОУ.                                                         

Май 2014

Воспитатель

Механизм реализации системы работы по формированию

культуры безопасного поведения на дороге у детей младших дошкольников

        

        

                

Дальнейшее развитие проекта.

В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД.

В планах разработать программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Составить сборник материалов (пособие, который бы, включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева Н.Л., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
  2. Беляевскова Г.Д. и др. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г.Д Беляевскова [и др.]. – Влгоград: Учитель, 2013.
  3. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова и др. Научный ред. Л.А.Парамонова и др. – М.: Карапуз, 1997.
  4. Старцевва О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3- е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  6. Аршинова В.В., Лапкевич С.А.  Психологическая безопасность в ДОУ/ Управление ДОУ, 2003 №1(7)
  7. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Белая К.Ю.  Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Безопасность в ДОУ/ Управление ДОУ, 2003 №1(7)
  10. Захарова Т.А. Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности / Управление ДОУ, 2009 №2
  11. Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ сфера, 2009.
  12. Коломиец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / - Волгоград: Учитель, 2010.
  13. Лопатина О.Г. Безопасность ребенка в детском саду и семье / Управление ДОУ, 2003 №1(7)
  14. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  15. Орлова О.  Правила дорожного движения для дошкольников и малышей. – Санкт – Петербург. : «Прайм - еврознайк», 2007.
  16. Приземина Т.А., Родоманова И.Ю. Обучение основам безопасности жизнедеятельности / Управление ДОУ, 2009 №2
  17. Симонова Л.П. Воспитание навыков безопасного поведения у детей / Управление ДОУ, 2003 №1(7)
  18. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  19. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.»

Материал полезен для воспитателей детского сада, студентов и родителей. В нём изложены все формы и методы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода транспортного средства через изобразительную деятельность

Для передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в своей работе я использую изобразительную деятельность (рисование, лепка. аппликация, художественный труд)...

Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выбор...

«Нетрадиционные формы обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста».

Обучение правилам дорожного движения  в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования....

Консультация для воспитателей Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателейМетодика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Подготовила: восп-ль 1кв.кат. Гусамутдинова Е.В.Целью организации работы является формирование и р...

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»...

Доклад на тему:«Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста»

 Безопасное поведение на улице, и на дороге-очень острая проблема. Причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход дороги в неположенном месте, игры на проезжей част...