исследовательская деятельность
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей подготовительной группы
по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Воздух-невидимка?»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, физическая деятельность.
Программное содержание:
- Формировать у детей представление о воздухе, о ветре.
- Изучать свойства воздуха на основе опытов и игр. Помочь детям ответить на вопрос, для чего нужен ветер.
- Дать некоторые экологические знания об охране воздуха от загрязнения.
Материал и оборудование: прозрачный стакан, таз с водой, листы бумаги, пластиковые стаканчики, пузырьки, трубочки и губки на каждого ребенка, спрей - дезодорант, бумажная салфетка, веер.
Словарь: воздух-невидимка, ветер, ураган, смерч, буря, метель, опыт, эксперимент.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности:
Детям предлагается сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.
Воспитатель: сколько времени мы могли не дышать? (Ответы). Почему? (Не хватало воздуха).
Воспитатель: Правильно, без воздуха мы бы не смогли дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом, который находится в воде. Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (Он прозрачный).
Воспитатель: Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха? (ответы детей). Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха? (ответы детей). Итак, что мы можем сказать о воздухе, какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?
Воздух-это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха, все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней. Воздух-невидимка, но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать.
Посмотрите на салфетку (воспитатель делает взмахи веером над ней), что с ней происходит? Почему? А вы хотите ощутить движение воздуха? Подойдите ко мне и закройте глаза (делает взмахи веером). Что почувствовали?
Все тела природы занимают место. А воздух? Давайте проверим.
Опыт: Рассмотрим губку. Что видите? (дырочки, отверстия). Как вы думаете, что находится в этих дырочках? (Ответы). Что случится, если губку положить на воду? (наблюдаем). Теперь я опущу губку на дно таза и придавлю ее ко дну? Что произошло? Что вы видели? (Ответы детей). Мы видели пузырьки воздуха, они поднимались вверх, потому что воздух легче воды. Теперь можете сами проделать этот опыт. Что сейчас мы с вами узнали?
Опыт: рассмотрим пустой стакан. Как вы думаете, что находится в стакане? (ответы детей). Правильно и сейчас мы в этом убедимся. Детям предлагается в емкость с водой опустить стакан дном вверх. Вода в стакан не входит (обращать внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно и погружать в воду медленно). Что происходит? (Ответы). Почему вода не заполняет стакан? (Ответы).
Вывод: в стакане есть воздух, так же как и в губке, он то и не пускает воду, значит, воздух тоже занимает место.
Воспитатель: так можно ли воздух увидеть? (Ответы). Можно! Для этого опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.
Вывод: воздух можно увидеть.
Опыт: «Буря в стакане воды». Дуем через трубочку в воду. Воздух при выдохе виден в воде в виде пузырьков.
Воспитатель: воздух также может перемещаться в пространстве. Дети садятся на места, закрывают глаза. Воспитатель распыляет спрей и просит детей сообщать о своих ощущениях.
Вывод: воздух способен переносить запахи и пыль.
Игровое упражнение «Воздушный шарик». Дети встают в круг, взявшись за руки, внутри «шарика» находятся «частицы воздуха». Начинаем «надувать шарик». «Частицы воздуха» (дети) начинают быстро передвигаться внутри круга. «Шарик» увеличивается, дети бегают быстрее. «Шарик спускается» - «частицы воздуха» движутся медленнее, им становится тесно.
Воспитатель: Чем вы обычно вдыхаете воздух? (Носом). Поднесите ладонь к лицу сделайте вдох и выдох, что почувствовали? Теперь сделайте то же, но сильнее, что услышали? (Звуки). Оказывается воздух можно услышать! И он звучит по-разному. Воспитатель подносит лист бумаги ко рту и дует, предлагает попробовать сделать это и детям. Теперь послушаем как звучит воздух в пустой бутылочке.
Поставьте пальцы к горлу и произнесите слово «воздух», что вы почувствовали? (Дрожание). Звуки у нас рождаются, когда дрожит воздух. Оказывается, мы разговариваем и слышим благодаря движению воздуха.
Воспитатель: Мы с вами сказали. Что воздух находится повсюду: в группе, на улице, дома. Как вы думаете, как называется движение огромных воздушных масс? какие у нас бывают ветра? Как они называются? Летом: ураган, смерч (сильный страшный ветер в виде воронки, поднимает машины, срывает крыши домов, все в себя засасывает, а когда ослабевает, все предметы падают на землю – «лягушачий дождь»). Зимой: буря, буран, метель.
Воспитатель: Подумайте, какую пользу приносит ветер?
- гоняет тучи, дождь идет везде,
- переносит семена, помогает распространяться растениям,
- работа ветряных мельниц,
- проветриваем помещение и прочее.
Воспитатель: Рассмотрите эти картинки и скажите, как и где люди ещё используют воздух? Подумайте, где чище воздух? Почему? Почему в городе воздух грязнее? (Выхлопные газы от машин, заводские трубы).
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы воздух вокруг был чистым? (Ответы детей).
Итог: Что сегодня мы с вами узнали, о воздухе интересного? (Ответы детей). Дома расскажите это родителям и вместе с ними нарисуйте любой предмет, для работы которого люди используют воздух.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшей группы.
Тема: «Необыкновенный воздух»
Задачи:
- Формирование у детей знаний о воздухе на базе элементарных естественно - научных представлений, опытнической практики.
- Развивать у детей положительное отношение к живой природе.
- Знакомить с природными особенностями человека, в доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывать об основных биологических системах человека, работе организма.
- Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
- Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе.
Наглядный материал: таблица «Алгоритм», таблица «Кому нужен воздух», фартучек «Что внутри?», д/игра «Сохрани чистоту природы».
Раздаточный материал для опытов: (по кол-ву детей) подносы, стаканчики, пробирки, соломинки, большая колба с водой, лейка, стакан с землей, семена растений.
Ход занятия:
Дети входят в Планетарий.
Эколог: Ребята, закройте нос и рот рукой. Вам легко дышать?
Дети: нет
Эколог: откройте нос и рот. А теперь?
Дети: легко дышать
Эколог: ребята, а почему стало легко дышать?
Ответы детей.
Эколог: Скажите, воздух нас окружает только в планетарии?
Ответы детей.
Эколог: да, на улице всегда есть воздух. Скажите, а с какими свойствами воздуха вы познакомились на улице.
Дети: движение, направление воздуха.
Эколог: где вы проводили такой опыт?
Дети: на метеостанции д/ сада, с флюгером (описание опыта)
Эколог: Спасибо, садитесь на диван. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и скажите: можно ли почувствовать воздух? (используется таблица «Алгоритм исследования природных явлений») - сегмент таблицы - рука Ответы детей.
Эколог: Следующий (сегмент таблицы - глаз) вопрос. Можно ли увидеть воздух?
Ответы детей.
Эколог: мнения разделились, чтобы это проверить проведем опыт.
Опыт №1.
На подносах находятся прозрачные стаканчики, пробирки. Из прозрачной колбы вода наливается в стаканы. Дети называют свойства воды.
Эколог: ребята, что находится в пробирке? Ответы детей (проблемная ситуация). А если вы поместите пробирку в воду? Вода.
Переверните пробирку круглым концом вниз и опустите в воду. Что вы видите?
(вода не поднимается до края пробирки - не пускает воздух, значит, он есть в пробирке)
Вывод. Воздух есть в пробирке.
Опыт № 2
На подносе стоит стакан с водой и трубочки для напитков. Эколог: Опустите трубочки в воду. Вы говорили, что воздух можно увидеть, когда он двигается. Как вы можете это доказать?
ДЕТИ: подуть в трубочку.
Эколог: что такое движение воздуха?
Дети: ветер
Эколог: Покажите сильное и слабое движение ветра. Что ветер образует на поверхности воды?
Дети: пузыри. Вывод. Движение воздуха можно увидеть.
Эколог:
Ребята, как вы думаете, в земле есть воздух?
Ответы детей.
Проверим на опыте.
Опыт № 3.
В стакан с землей ребенок наливает воду. Эколог: Что появилось на поверхности земли?
Ответы детей.
Вывод. Воздух с водой проникает в землю.
Спасибо, (оборудование убирается)
Эколог: Ребята, скажите в какой вы живете стране?
Дети: Россия
Эколог: А язык какой страны вы учите еще?
Дети: Англия
Эколог: Как вы думаете, в Англии есть воздух? А кому нужен воздух? (таблица «Кому нужен воздух?») Дети: по-английски называют предметы живой природы.
Эколог: Скажите, зачем птице нужен воздух?
Ответы детей.
Эколог: Зачем растениям нужен воздух?
Ответы детей.
Эколог: Ребята, давайте представим, что вы цветы. На цветах появились семена. Как семена разносятся по земле?
Дети: Ветер дует, разносит семена, и они попадают в землю.
Опыт № 4.
Дети берут в руки семена растений, изображают ветер и семена разносятся на полянку.
(сюрпризный момент - распускание цветка)
Спасибо, садитесь.
Эколог: Скажите, а человеку, зачем нужен воздух?
Ответы детей.
Эколог: как воздух попадает в организм человека?
Ответы детей.
Эколог: сейчас вы увидите, как выглядят легкие человека и где они располагаются.
Опыт № 5
Вызванный ребенок одевает прозрачный фартучек. Второй ребенок прикрепляет макет легких на нужное место.
Эколог: Воздух ,попадая через нос в легкие, с капельками крови смешивается и разносится по всему организму (показывает на фартуке - схеме).
Эколог: Дети, какой воздух нужен, для того чтобы дышать?
Ответы детей.
Дети встают и подходят к экологу.
Эколог: А что загрязняет воздух и окружающую среду.
Ответы детей.
Эколог: Я предлагаю вам поиграть в игру «Эко-знаки».
Один ребенок берет знак с изображением «!», а другой с изображением завода с дымом. Встают в разные стороны. Эколог раздает детям эмблемы с изображением символов охраны окружающей среды.
Эколог: Ребята, вы получили эмблемы. Встаньте к тому знаку, к какому считаете нужным.
Объясните свой выбор.
Объяснения детей.
Эколог: Давайте мы с вами встанем в круг, сделаем глубокий вдох. Погладим носик, легкие и пообещаем, что никогда не будем дышать сигаретным дымом, будем беречь свой организм и охранять окружающую природу (валеологический тренинг).
Эколог: Молодцы. Сдадитесь на ковер и полюбуйтесь волшебными воздушными пузырьками, (включается лампа).
Эколог: Вставайте. Ребята, что необходимо для жизни на Земле.
Ответы детей.
Эколог: Вы зачисляетесь в отряд защитников окружающей среды и получаете памятные эмблемы.
Дети благодарят педагога.
Предварительный просмотр:
Невидимка-воздух». Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
30 Март 2013
0(2581) Просмотры
Программное содержание: развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. Воспитывать бережное отношение к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...