Материал из опыта работы "Все начинается с игры"
материал на тему

Панкова Мария Леонидовна

Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к ней

С самого начала дошкольное детство это мир уникальных ожиданий взрослых по отношению к детям. Мы никогда не знаем, что из них получится, мы можем только хотеть. Но именно неопределенность того, как каждый из них будет с тобой взаимодействовать, реагировать, очаровывает нас в детях, и вдохновляет нас педагогов искать индивидуальный подход к ним, применять  все свои  педагогические навыки и личное очарование, что бы малыш доверял тебе. Профессия воспитателя в данном случае для меня это одновременно и Искусство, и Культура, и Ремесло, и Судьба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почему с ребенком надо играть?841.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических работников ДОО

«Воспитатель года»

Всё начинается

с игры 

Презентационные материалы из опыта работы

Панковой 

Марии Леонидовны

воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 комбинированного вида» г. Кандалакша

2015г.

 В действии порождается знание.

А.Г. Асмолов

 Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к ней

С самого начала дошкольное детство это мир уникальных ожиданий взрослых по отношению к детям. Мы никогда не знаем, что из них получится, мы можем только хотеть. Но именно неопределенность того, как каждый из них будет с тобой взаимодействовать, реагировать, очаровывает нас в детях, и вдохновляет нас педагогов искать индивидуальный подход к ним, применять  все свои  педагогические навыки и личное очарование, что бы малыш доверял тебе. Профессия воспитателя в данном случае для меня это одновременно и Искусство, и Культура, и Ремесло, и Судьба.

Дошкольный ребенок, как говорит Александр Григорьевич Асмолов, человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

Да, игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.  Поэтому развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя.       

Почему с ребенком надо играть?

Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Он учится всему этому без усилий и с наслаждением. Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка.

Существует легенда, история о том, как к Л. С. Выготскому привели ребенка – дошкольника, обладавшего особыми способностями, с вопросом: «Скажите, вундеркинд он или нет?». Прежде чем дать ответ, Выготский  отправил ребенка поиграть в песочнице. Глубочайший смысл этой истории в том, что какие бы особые способности ни обнаруживались у ребенка, если он не владеет специфическими для его возраста видами деятельности, то это дисгармоническое развитие, а это значит, что говорить об одаренности как сформированном системном качестве пока рано. Если игровая деятельность недостаточно освоена ребенком и он не принимается сверстниками в совместные игры, то в дальнейшем будет избегать её. Лишенный возможности реализоваться в специфически детских видах деятельности, зачастую изолированный от детского общества, такой ребенок начинает предпочитать «взрослое» общество и «взрослое» общение.

Мы привыкли традиционно утверждать, что в игре, как ведущем виде деятельности «формируется всё». Это утверждение не совсем верно. Самое главное, значение игры как ведущей деятельности, то что:

  1. В игре формируются возрастные новообразования, т.е. те психологические механизмы, которые позволяют решать задачи деятельности на совершенно новом уровне. И если эти новообразования не сформированы, то впоследствии скомпенсировать это, «натаскать», «надрессировать» ребенка на определенные вещи бывает очень сложно.

  1.   Фундаментальная способность, которая «рождается» в игре и только в игре - это сформированность знаковой функции. 

Л.С.Выготский писал, что «игра есть основной путь культурного развития ребенка, и в частности развития его знаковой деятельности». Потому что вся остальная деятельность ребенка реальная и только в игре появляются волшебные «как будто», и «понарошку», («это у нас как будто еда, а это как будто ложка»). И дальше со случайным предметом (знаком) ребенок осуществляет действия, логику которых диктует не конкретный реальный предмет в руках ребенка, а тот предмет, которого реально нет, но который подразумевается под этим обозначением. 

Это расхождение видимого и смыслового поля присутствует в игре,  как при реализации ролевого поведения, так и при использовании предметов заместителей и обобщенной модульной игровой среды.

3. Влияние игры  на становление произвольного поведения.

На первый взгляд кажется, что становление произвольного поведения в первую очередь связано с играми с правилами (подвижные, дидактические), однако, истоки произвольности лежат именно в специфике самодеятельных игр.  Даниил Борисович Эльконин писал, что взяв на себя ту или иную роль в игре, ребенок тем самым входит в известную систему жесткой необходимости, определяемой правилами выполнения этой роли.  Например,  ребенок взяв на себя роль врача, будет действовать в рамках своей роли, то есть лечить, а не делать прическу пациенту. Таким образом «свобода ребенка в игре» есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Решающим обстоятельством здесь выступает то, что подчинение этой «жесткой необходимости» происходит со стороны ребенка добровольно и охотно.

Задача педагога в данном случае, создать предметно-игровую  среду, игровое пространство, которое обеспечиваются не только за счет полифункционального игрового материала, но и при помощи совместных действий педагога и детей, поощрении творческих проявлений.

 Понимая эти значения, я обращаю особое внимание поиску игровых приемов и технологий, которые  поддерживают детскую инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

 Такие игровые приемы помогают мне обеспечивать эмоциональное благополучие, через непосредственное общение с каждым ребенком. Кроме того, это помогает поддерживать индивидуальность и инициативность детей.

Здесь я хочу представить некоторые игровые пособия, которые я использую для игры с детьми. По моему мнению, они соответствуют всем требованиям ФГОС к образовательной среде: полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности. Кроме того пособия содержательно - насыщенные и  трансформируются в предметно-пространственной среде в зависимости от образовательной ситуации.

Развивающий конструктор «Велькрошка»

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для дошкольников от 2 до 7 лет. Он не только развлечет малыша, но и принесет пользу: потренирует пальчики и в игровой форме познакомит с цветами и оттенками. Его можно с успехом использовать и дома, и в детском саду, и на даче. Конструктор гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен для детей старше 3 лет.Развивающий конструктор для малышей своими руками! Сделай сам! Велькрошка.

Для изготовления конструктора вам понадобится только застежка-липучка, называемая также «велкро», шириной 2 см. и ножницы. Ножницы есть в каждом доме, а липучка продается во всех магазинах для шитья, торгующих мерным товаром – лентами, кружевами, резинками и т.п. Чтобы конструктор был нарядным и интересным, приобретите липучку 5-7 разных цветов, выбирая самые яркие и красивые – желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый. Слишком много деталей одного цвета делать не нужно, поэтому достаточно приобрести по 50 см. липучки каждого цвета.

Всё, что вам нужно сделать дальше – это разрезать липучку поперек на полоски длиной 10 см. При желании кончики полосок можно закруглить. Это сделает конструктор более безопасным и эстетически привлекательным. Но на конструктивные возможности это не влияет.Развивающий конструктор для малышей своими руками! Детали конструктора.Развивающий конструктор для малышей своими руками! Детали конструктора.

Вот и всё! Конструктор «Велькрошка» готов!

Как играть с конструктором.

Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребенку все его интересные возможности.

Малышам 2-3 лет для начала нужно давать совсем простые задания.

Задание №1. Возьмите 5 двойных полосок разных цветов, разъедините их, перемешайте и попросите малыша вновь соединить их, соблюдая цветовое соответствие. Когда это задание станет слишком легким, увеличьте количество полосок, добавив по нескольку полосок одинакового цвета. Так малышу придется подбирать половинки не только по цвету, но и по свойствам, ведь полоски липучки имеют две стороны – пушистую и «шершавую, ребристую», а сочетаются друг с другом только разные. У малышей осязание очень развито, поэтому им доставляет огромное удовольствие такое тактильное разнообразие.

Задание №2. Соедините полоски друг с другом в произвольном порядке и попросите малыша навести порядок – разъединить неправильно соединенные полоски, а затем соединить друг с другом полоски одинаковых цветов. Разъединение полосок липучки доставляет детям радость и заменяет популярное упражнение для малышей с разрыванием листов бумаги.

Задание №3. Когда ребенок разберется с парными полосками – научится разъединять и соединять их, можно усложнить задачу. Попросите малыша соединить все полоски одного цвета концами в длинную линию, чередуя пушистые и «шершавые» детали.

Развивающий конструктор для малышей своими руками! Простейшие орнаменты.

 

Следующий этап – это задание соединить концами полоски двух или трех цветов и попросить малыша продолжить линию, повторяя заданный цветовой рисунок. Затем, задание можно еще усложнить, используя, как части орнамента уголки, крестики, квадраты, колечки.

Развивающий конструктор для малышей своими руками! Геометрические фигуры.

 

Детям старше 3 лет уже можно показать, как собирать из деталей конструктора геометрические фигуры и образы. Начинать лучше с заданий на повторение – взрослый делает фигурку, а потом просит малыша сделать точно такую же по цвету и форме или только по форме, используя любые другие понравившиеся цвета.

Развивающий конструктор для малышей своими руками! Приемы соединения.

 

Обязательно, покажите малышам приемы, с помощью которых полоски могут изменять свою форму и соединяться друг с другом. Так детали с разной поверхностью можно соединять разными способами: внахлест под разными углами, концами в линию, в кольцо или в «лодочку», сторонами в широкую полоску, по всей длине со сдвигом.

Только после того, как малыши научатся повторять собранные взрослым модели и освоят разнообразные приемы конструирования, можно давать задания на словах, например, сделай зайчика или сделай ракету, побуждая ребенка использовать полученные навыки, память и фантазию.

Тактильные книжки – игрушки

На страничках этих книг встроены различные тактильные элементы, передающие фактуру изображенного предмета (ткань, мех, дерево, картон, пластик, поролон, фольга и т.д.). Играя с такими книгами, малыш не только будет развивать свой кругозор, но и получит жизненный опыт через прикосновения, теперь он будет представлять, какие, например, на ощупь перья у птиц.

Сюжетные игрушки-книжки часто бывают сделаны из прочной и приятной на ощупь хлопчатобумажной ткани. Такие книжки обычно имеют простой сюжет, пронизывающий всю игрушку-книжку.

В подобных книжках-игрушках часто интересно обыграны всевозможные кармашки, липучки, шнурочки, молнии, кнопки, гремящие и шуршащие элементы, а главного героя с помощью липучки можно переносить со странички на страничку, то укладывая спать, то катая на машине или купая в ванной. Дверь нарисованного домика можно «запирать» на кнопку, если потянуть за шнурок, то откроется «оконная» занавеска,  или, расстегнув молнию, кроха «откроет» кузов грузовика.

http://s59.radikal.ru/i166/0911/fc/c4505d4e4e59.jpg       http://s60.radikal.ru/i168/0911/8f/5b3d045b9700.jpg

Лунный песок

Игры с песком - это непременный и любимый атрибут детства многих поколений. Песочница во дворе пользуется неизменной популярностью у детей разного возраста от годовалых крошек до младших школьников. Здесь возможно многое: построить обычные куличики, "испечь" торт, накормить кукол, соорудить дворец или замок и проигрывать множество сюжетов. Но игры с песком это не только развлечение, но и еще прекрасные развивающие занятия. Они оказывают положительное влияние на:

-развитие моторики рук и пальчиков;
-развитие творческого начала и фантазии;
-развитие речи;
- развитие коммуникативных и социальных навыков и многое другое.

В теплое время года уличная песочница доступна детям каждый день. Зимой и во время дождя такое развлечение, к сожалению, недоступно.
Лунный песок это уникальная возможность игр круглый год, не выходя из дома. В этом материале, обладающем необычными свойствами, соединены природная естественность и искусственные материалы высокого качества. Он одновременно рассыпчатый, пластичный и стойкий. Живой песок для детей - это сертифицированный и абсолютно безопасный продукт. Он не оставляет следов на детских руках и одежде, не прилипает к окружающим предметам и без труда собирается после окончания игры.
Домашняя песочница станет прекрасным подарком на день рождения и произведет настоящий фурор не только среди юных гостей вашего ребенка, но даже среди взрослых, окунув их в прекрасный мир детства.
Лунный песок – это новая уникальная масса для лепки, основой которой является кварцевая пудра и микрокристаллический воск. Он мягок и приятен на ощупь, хорошо держит форму, если из него лепить, но, вместе с тем, и легко рассыпается в руках.

Лунный Песок – это не просто игрушка для детей, его с удовольствием покупают и взрослые, которым необходим антистресс или необычный подарок другу, коллеге.

Основные свойства и характеристики:
-Гигиеничный и нетоксичный.
- Экологически чистый и безопасный. В состав Лунного Песка входя только натуральные ингредиенты.
- Идеальный для лепки и удивительно приятный на ощупь.


Благодаря особому составу, он одновременно и липкий, и сыпучий, поэтому он хорошо держит форму, но легко рассыпается для новых экспериментов. Благодаря входящим в его состав маслам, он мягкий и нежный, и вызывает только самые приятные тактильные ощущения. Но лучше один раз потрогать, чем сто раз услышать.

-Не остается на руках и легко смывается. Лунный Песок полностью растворяется в обычной водопроводной воде, поэтому после игры с ним достаточно просто отряхнуть руки, или сполоснуть их под краном. Вам не потребуется ни мыла, ни какого-либо другого средства. Также легко Песок смывается с прочих поверхностей, в том числе текстиля.
Если вы рассыпали Лунный Песок, можно аккуратно смести его в кучку чистой щеткой, или взять горсть Песка, скомкать ее и собрать с помощью этого комочка рассыпанные крупинки. Так же легко убирается пылесосом.

- Развивает детей.

Из Лунного Песка можно слепить невообразимое количество разных фигур и замков, это отличный тренажер для развития воображения. Кроме того, структура Живого Песка развивает мелкую моторику детских рук.

-
Расслабляет взрослых.

Невероятно приятный на ощупь Лунный Песок – настоящий, практически природный антистресс. Пока вы будете перебирать песок в руках, тело и мозг расслабятся, и вы почувствуете себя отдохнувшим. Эдакий мини-отпуск, не выходя из офиса или дома.

http://122012.imgbb.ru/user/76/761367/1/d8a09adfdba53081256d8861bfec8cc3.jpg             Стена ВКонтакте

       http://www.playbasedlearning.com.au/wp-content/uploads/2011/03/P3080024.jpg

 Пластилин  Play-Doh (Плей До)

         При помощи нового цветного пластилина " Play-Doh " ваш ребенок сможет слепить даже самые маленькие детали для своих шедевров! Структура пластилина более мягкая и приятная на ощупь, он имеет сладкий запах, но при этом соленый на вкус!

Пластилин "Play-Doh " поможет ребенку развить творческие способности, воображение и мелкую моторику рук.

Чем полезен набор пластилина

  • создан на основе особых растительных компонентов, что делает пластилин безопасным при случайном проглатывании
  • не содержит токсичных веществ
  • позволяет познакомит ребенка с основными цветами
  • развивает мелкую моторику и ловкость пальчиков
  • стимулирует развитие творческого восприятия, воображение и фантазии
  • научит ребенка усидчиво и терпеливо выполнять работу
  • пластилин мягкий на ощупь и не прилипает к рукам
  • если пластилин засох необходимо просто добавить немного воды в баночку и оставить ее в закрытом состоянии на несколько часов, и пластилин снова готов к использованию

Hasbro Play Doh Набор Пластилина Фабрика Попкорна 20690     Набор пластилина Мир мороженного Play-Doh Hasbro (Арт.А2104), HASBRO (Хасбро) - интернет-магазин детских игрушек Сорока-Белобока 

Рlay doh это мягкий пластилин, изготовленный на основе пшеницы, поэтому он безопасен даже для самых маленьких крошек. Разработчики исходили из того, что малыш может даже случайно проглотить кусочек пластилина, поэтому сделали его совершенно безвредным для желудка.  Это не значит, что поделки из пластилина play doh можно употреблять в пищу, но если ребенок случайно проглотит кусочек, сильного вреда его здоровью нанесено не будет.

Конструкторы Grimms (Гримс)

Four Elements Wooden Building Blocks Puzzle, GermaWISHLIST.RU Конструктор Grimm'sДетская деревянная игрушка "Радуга большая", 6 частей Мамин уголок

Игрушки марки  Grimms производятся в Германии, в небольших количествах, большая часть обработки производится вручную. Игрушки принципиально не покрывают лаком, а только маслом, воском и глазурью. 

Многие игрушки от Grimms отмечены знаком “SPIEL GUT” (присваивается независимым экспертным издательством Германии игрушкам, имеющим высокую педагогическую ценность).

     Игрушки отмечены также российским Знаком качества для детских игрушек, присуждаемым по результатам независимой психолого-педагогической экспертизы,  "Детские психологи рекомендуют".

Каждый вид игрушек Grimms мастерски выполнен и обработан ярким, безопасным красящим составом. Дерево (основа для изготовления продукции) — это натуральный экологичный материал. Над дизайном изделий трудились талантливые специалисты, чтобы доставлять малышу много радости от обладания красивыми, аккуратно выполненными игрушками Grimms.

Игрушки Grimms направлены на развитие осязательных навыков у ребенка, поэтому их особенно приятно держать в руках. Да что там, их просто не хочется выпускать из рук, причем не только детям, но и взрослым! По сути, эти игрушки не требуют шумной игры компанией. Глядя на них, понимаешь, что здесь совсем иной адрес – индивидуальность. Понимание и восприятие момента «сейчас». Это весь мир может пару минут подождать. Вместе с тем, этими игрушками невозможно «заиграться».

С педагогической точки зрения деревянные игрушки тоже намного ценнее для детей, чем пластиковые. Детская деревянная игрушка не копирует настоящую вещь в мельчайших деталях, а передают основную, характерную форму, т.е. оставляют ребенку пространство для собственной деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что ребенок играет потому, что он этого хочет, и играет так, как он этого хочет, т.е сам выбирает во что он будет играть , какие игрушки он для этого выберет, как будет продолжать и развивать свой сюжет ставить новые игровые задачи, реализуя собственную игру как своеобразную практическую форму, а педагог призван поддерживать индивидуальность, инициативность и самостоятельность детей, создав условия для свободного выбора.

Развивающая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни. Любая развивающая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Однако, такие игрушки требуют особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача педагогов направить детскую активность в развивающее русло, и научить родителей подбирать игрушки для своих детей.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой — маленький), их качества (твердый — мягкий, легкий — тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"

Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...

Конспект открытого мероприятия в рамках Недели матери на тему: «Всё начинается с мамы»

Конспект открытого мероприятия в рамках Недели матери на тему: «Всё начинается с мамы»Цель: воспитывать в детях любовь и заботливое отношение к мамам.Задачи.1.Познакоми...

Развлечение ко Дню Матери «Всё, чем живём, начинается с мамы!»

Развлечение ко Дню Матери«Всё, чем живём, начинается с мамы!»...

материал для городского профессионального конкурса "Все начинается с игры"

На этом конкурсе моя игрушка "Дяд Степа Светофоров - полицейский поставой" получила 2 место за разработку в номинации "Лучшая разработка игрушки помощника"...

Развлечение ко Дню Матери "Всё, чем живём, начинается с мамы" для детей средней группы

Развлечение ко Дню Матери "Всё, чем живём, начинается с мамы!"для детей средней группы...

Программно - методический материал для организации образовательного процесс «Использование современных образовательных технологий для формирования у детей представлений о видах спорта и опыта участия в спортивных играх» (к ООП ДО для детей старшего

Программно - методическийматериал для организации образовательного процесс«Использование современных образовательных технологийдля  формирования у детей представленийо видах спорт...