ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА И ТЕЛА
консультация (старшая группа) на тему
Грамотно организованные движения пробуждают и активизируют умственные способности, улучшают контроль и регуляцию деятельности, стимулируют интеллектуальное развитие, решают проблемы эмоционального плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_stimuliruyushchie_umstvennuyu_deyatelnost.doc | 354.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА И ТЕЛА
Девиз данного комплекса: От движения к мышлению
Грамотно организованные движения пробуждают и активизируют умственные способности, улучшают контроль и регуляцию деятельности, стимулируют интеллектуальное развитие, решают проблемы эмоционального плана. . Сранительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает улучшение памяти , внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности ребенка и снижение утомляемости.
Доведенные до автоматизма, упражнения способствуют созданию новых нейронных сетей, что расширяет резервные возможности мозга.
Занятия дают как немедленный , так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, поэтому основными ТРЕБОВАНИЯМИ к выполнению комплекса является ТОЧНОСТЬ выполнения движений и СИСТЕМАТИЧНОСТЬ занятий.
СОВЕТ: если упражнения используются на предметных уроках или развивающих занятиях, то учебных процесс прерывать можно , тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка ( диктант, контрольная, тест) или творческая (сочинение), то лучше применять комплекс перед началом работы.
Комплекс рекомендуется как дошкольникам , у которых отмечаются нарушение внимания, повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность или расторможенность, трудности адаптации, несформированность ведущей руки, так и ученикам младших классов, у которых наблюдаются проблемы с обучением. Детям, имеющим в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ОНР, комплекс рекомендуется как часть коррекционной работы.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно, поэтому специалист обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем обучить детей, если занятия проходят с детьми-дошкольниками, то родителей этих детей. Длительность – 60 - 90 дней.
В комплекс « Зарядка для ума и тела» после отработки на практике и проработки эффективности каждого упражнения вошли элементы следующих методик :
Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга»,
Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»,
Массаж профессора Ауглина,
Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк.
1 БЛОК
Упражнения, стимулирующие мозговую деятельность
Каждое упражнение делать на медленный счет до 10.
- МАССАЖ ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ: левая рука работает с правой частью головы, а правая с левой. Начать с поглаживания, затем – растирание, т.е. более интенсивные поглаживания, затем – разминание, т.е. сдвигание кожи, закончить опять поглаживанием. Делать движения как радиальные (от макушки или к макушке), так и поперечные.
- МАССАЖ УШЕЙ: - оттянуть вниз мочки ушных раковин; - потянуть вверх верхушки ушей; - взявшись за середину ушей, оттянуть их вперед, назад и в стороны.
- МАССАЖ ЩЕК: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» сходящиеся и расходящиеся круги по контуру щек.
- МАССАЖ ЛБА И ПОДБОРОДКА: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения выполнять в противоположных направлениях.
- МАССАЖ ВЕК: указательными и средними пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза открыты). Движения от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.
- МАССАЖ НОСА: подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки: - на переносице на уровне внутренних углов глаз, - на середине носовой кости, - у края носовой кости (над ноздрей), - под ноздрей (чтобы сила надавливания была достаточной, локти следует развести в стороны, руки параллельны полу).
- РАБОТА НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ: открыть рот и совершать резкие движения влево-вправо.
2 БЛОК
Упражнения на гармонизацию межполушарных отношений,
преодоление сложившихся стереотипов, выработку навыков внутреннего контроля
-ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ:
Упражнение можно делать стоя:
- начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой ( ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно ( ладони в замок, большие пальцы вверх), глаза смотрят на большие пальцы.
Вариант: упр-е можно делать, сидя за столом:
- начертить на бумаге знак бесконечности сначала левой рукой , затем правой рукой, затем двумя руками одновременно.
-СИММЕТРИЧНОЕ ПИСЬМО
Рисовать двумя руками одновременно: движения или навстречу друг другу, или расходящиеся.
-ЦЫГАНОЧКА
Упр-е выполнять стоя, ритмично, по команде инструктора, в 1-4 ноги поднимать под прямым углом, в 5,6 ноги отводить в стороны, в 7,8 заводить внутрь. Когда выполнение упражнения достигнет качества, его следует усложнить, например: сочетать с чтением стихотворения вслух: каждое слово равно отдельному движению:
Раз – левой ладонью хлопнуть по левой коленке;
Два – правой ладонью хлопнуть по правой коленке;
Три – левой ладонью хлопнуть по правой коленке;
Четыре – правой ладонью хлопнуть по левой коленке;
Пять – левой ладонью хлопнуть об левую стопу;
Шесть – правой ладонью хлопнуть об правую стопу;
Семь – левой ладонью хлопнуть об правую стопу;
Восемь – правой ладонью хлопнуть об правую стопу.
Девять – левый локоть соединить с правым коленом.
Десять – правый локоть соединить с левым коленом.
3 БЛОК
Упражнения, помогающие распредилить тонус по телу:
освобождают от напряжения уставшие мышцы и возбуждают слабые, малозадействованные
- СОВА
Левой рукой взять мышцы правого плеча, голову повернуть направо. Одновременно : ладонь плотно сжимает мышцу, шея вперед, глаза широко открываются, губы вытягиваются в трубочку, на выдохе произнести : У-у-ух. Повторить 5-6 раз. Поменять руку и сделать те же движения.
- СЛОН
Правую руку вытянуть вверх, прислонив ее к правому уху. Глаза смотрят на пальцы. Ноги на ширине плеч, расслаблены в коленях. Всем телом рисовать «ленивую восьмерку». Поменять руку , сделать те же движения.
4 БЛОК
Упражнения, повышающие энергию тела
- «КНОПКИ МОЗГА»
Довольно плотно зажать левой рукой пупок, правой рукой круговыми движениями массировать точку над вторым ребром сверху в месте соединения с грудиной. Затем , поменяв руки, - левую. Затем – зажать пупок и массировать две точки одновременно.
- КРЮКИ
Упр-е можно делать стоя:
1.Язык распластать по верхнему твердому небу, руки скрестить ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе, прижать к груди; ноги перекрестить. Глаза закрыть , «смореть» в потолок.
2.Ноги параллельно, руки вперед, пальцы соединить домиком: большие пальцы смотрят в потолок, остальные в пол, глаза открыть –несколько минут смотреть в пол.
Упр-е можно делать сидя:
Положить левую лодыжку поверх правой, язык-руки –глаза , как и в упр-и стоя. Разъединить ноги, положение рук-пальцев, как и упр-и стоя.
- ЗЕВОТА
Открыть рот , как бы зевая. Надавить кончиками пальцев на напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделать глубокий расслабляющий зевающий звук.
Также прекрасным способом гармонизации тела и сознания является Восточная гимнастика для детей
Занятие 1.
Задачи:
-развитие точно и правильно называть предметы;
-развитие умения копировать образец;
-развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь! Желаем друг другу хорошее настроение!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»
Ребята по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию психолога называют слова на темы: «овощи», «мебель», «одежда», «посуда», «растения», «магазин».
Задание 2. «Раскрась правильно»
Материал к заданию: каждый учащийся должен иметь карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков.
<Рисунок1>
А) психолог говорит: «Раскрасьте, синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находиться перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым.
Б) внимательно рассмотреть порядок следования кружков и заполнить пустые клеточки.
Упражнение: « Четыре стихии»
Упражнение направлено на развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Дети слушают психолога, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Команда | Движение руками |
Земля | опускаем руки вниз |
Вода | вытягиваем руки вперед |
Воздух | поднимаем руки вверх |
Огонь | прижимаем руки к груди |
Задание 3. «Развитие мелкой моторики»
Материал к заданию: листки в клетку.
Ребятам необходимо будет продолжить до конца строки узор из линий по образцу. (узоры по типу «Графического диктанта»)
Упражнение: «Цветок настроения».
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 2.
Задачи:
-развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;
-развитие умения копировать образец
-развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;
-развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов;
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Основная часть
Задание 1. «Домик»
Материал к заданию: образец домика.
<Рисунок3>
Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображения домика. После окончания работы ребенку предлагается проверить все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Задание 2. «Разрезные картинки»
Материал к заданию: любые разрезные картинки.
Ребенку предлагается из разрезанной картинки, составить целостную картинку.
Упражнение «Кто летает?»
«Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «летает». Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…
Задание 3. «Корректурная проба»
Материал к заданию: бланк с буквами, время работы 5 минут.
Ребятам предлагается, на бланке с буквами просматривая каждую строчку вычеркивать все встречающиеся букву «А», работать следует быстро и точно.
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 3.
Задачи:
-развитие переключаемости произвольного внимания;
-развитие продуктивности и устойчивости внимания;
-развитие объема внимания;
-развитие слуховых ощущений.
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»
(активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад.
Основная часть
Задание 1. «Треугольники»
Материал к заданию: листки в клетку.
Ребенку предлагается нарисовать треугольники (2-3 строки) «Будьте очень внимательными! Вы должны их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать на отдельном листке или доске) после этого образец убрать». Через 2- 2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки
Задание 2. «Найди и вычеркни».
Материал к заданию: рисунок с изображением простых фигур, секундомер, простой карандаш. <Рисунок 3>
«Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я покажу вам картинку, на которой нарисовано много разных знакомых вам узоров. Когда я тебе скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время вы должны будете остановиться и показать мне то изображения предмета, которое вы увидели последним. Я отмечу на вашем рисунке место, где вы остановились, и снова скажу «начинай». После этого продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные узоры. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «стоп». На этом выполнение задания завершиться».
Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»
Дети вместе с психологом выбирают 7 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом. Затем ребята закрывают глаза. Психолог ударяет карандашом, по какому – либо из этих предметов 5-10 раз. Дети должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.
Задание 3. «Кто точнее нарисует?»
Материал к заданию: таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, чисты лист бумаги и карандаш. <Рисунок 4>, <Рисунок 5>
Психолог показывает, ребятам таблицу 1 на 2-3 сек. Убирает ее. Ребята зарисовывают то, что им удалось рассмотреть. Проверяется правильность воспроизведения. Аналогичным образом показываются таблицы 2,3. За каждую правильно воспроизведенную геометрическую фигуру и значок начисляется по одному баллу (максимальное число баллов за первую таблицу – 4, за вторую – 6, за третью – 8).
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Тематическое планирование
№ | Задачи | Содержание занятий |
Занятие 1. | – развитие точно и правильно называть предметы; | Ритуал приветствия. |
Занятие 2. | – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 3. | – развитие переключаемости произвольного внимания; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 4. | – развитие концентрации и устойчивости внимания; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 5. | – развитие произвольного внимания; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 6. | – развитие фонетико-фонематического восприятия; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 7. | – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого); | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 8. | – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 9. | – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 10. | – развитие моторно-слуховой памяти; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 11. | – развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 12. | – развитие произвольного внимания; | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!» |
Занятие 13. | – развитие произвольного внимания; | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!» |
Занятие 14. | – развитие зрительных ощущений и образного мышления; | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологическая зарядка - для ума и тела
Кинезиология это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшит...
Спорт даст нам бодрости заряд Начни зарядкой день свой новый Не зря в народе говорят: В здоровом теле - дух здоровый
Обучение жизненно важным видам движений - ходьбе, бегу, метанию, лазанию, равновесию – проводится на физкультурных занятиях.Главное в воспитании – забота о здоровье и правильном физическом развитии де...
Зарядка для ума и тела с феей Кинезиологии
Мастер- класс по кинезиологии для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, способствуют активизации мыслительной деятельности....
«Шэдитэ пластилин»«Волшебный пластилин»Цель: Ознакомление с новым лексическим минимумом: части тела (нюдэн, хамар,hуул) Задачи:Обучение с помощью фонетической зарядки звукам в этих словах;Продолжение осваивания новых терминов в лепке:иигээд,дарая...;
Лепка на занятиях по бурятскому языку увлекает детей, дарит прекрасные эмоции,сплачивает.Очень быстро изучаются названия частей тела, счет...и многое другое . Дети с удовольствием работают....
Буклет "Зарядка для ума и тела"
Буклет...
Тема самообразования: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод развития мозговой деятельности) 2022 -2023 уч.год
План работы по самообразованию воспитателя Савельевой Ирины Владимировны на 2022 -2023 учебный годТема: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод раз...
Гимнастика мозга – зарядка для ума и тела
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненныйМишель де Монтень Все мы хотим видеть своих воспитанников целеустремлёнными, волевыми, настойчивыми, интеллектуально развитыми и...