Кинезиологическая зарядка - для ума и тела
картотека по коррекционной педагогике ( группа) по теме

Кинезиология  это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskaya_gimnastika.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный».

                                М. Монтень

Кинезиологическая зарядка -  для ума и тела

(кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие)

Кинезиология  это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения выполняются комплексно, а также органично вписываются в структуру занятий как физкультминутка.

Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.

1. Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем и погладим, и помнем. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.

2. Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

3. Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головой к плечам и «кивающие» движения вперед – назад.

4. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

Соединить выпрямленные пальцы рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

5. «Ладошка». С силой на ладошку давим,  сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

6. «Колечко».    Покатилось, покатилось

                           Олино колечко,

                           Покатилось, покатилось

                           С нашего крылечка,

                           

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнения выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

7. «Внимание». Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.

8. «Поворот». Голову ты поверни – за спиной что посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы сзади.

9. «Ладошки». Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.

10. «Дерево». Мы растем, растем, растем и до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

11. «Книга». В библиотеке для ребят, на полках книги в ряд стоят. 

Лечь на спину вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

12. «Клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок ищет ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

13. «Зеркало» Упражнения в парах: дети встают лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

14. «Паровозик». Правую руку положить на левое плечо, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

15. «Мельница».  Предложить ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала движения выполняются вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.

16. «Рисующий слон». Сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку большими мазками. Затем повторить то же другой рукой.

17.  «Колено – локоть». Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.

18. «Кулак, ребро, ладонь».  Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом  левой, затем  двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

19. «Лягушка».  Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

20. «Ухо-нос».  Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «наоборот».

21. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

22. «Змейки». Предложить ребенку представить, что его пальцы это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаться направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.

23. «Перекрестное марширование». На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). На этапе усвоение упражнения воспитатель отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом – односторонние. Обязательное условие начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно, считая и контролируя последовательность и переключение с движение на движение.

24. "Веселые карандаши" На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;
б) левой рукой; 
в) обеими руками одновременно.

Литература:

  1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  2. Кинезиология// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.
  3. Межполушарная ассимитрия// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.
  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  5. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА И ТЕЛА

Грамотно организованные движения пробуждают и активизируют умственные способности, улучшают контроль и регуляцию деятельности, стимулируют интеллектуальное развитие, решают проблемы эмоционального пла...

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)

Упражнения  развивают  мозолистое  тело, повышают стрессоустойчивость,  синхронизируют  работу  полушарий,  улучшают   мыслительную  деятельность,...

Зарядка для ума и тела с феей Кинезиологии

Мастер- класс по кинезиологии для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, способствуют активизации мыслительной деятельности....

Кинезиологическая зарядка

Сборник упражнений, рекомендованных родителям и педагогам для работы по активизации умственной деятельности дошкольников...

Тема самообразования: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод развития мозговой деятельности) 2022 -2023 уч.год

План работы по самообразованию воспитателя Савельевой Ирины Владимировны на 2022 -2023 учебный годТема: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод раз...

Гимнастика мозга – зарядка для ума и тела

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненныйМишель де Монтень Все мы хотим видеть своих воспитанников целеустремлёнными, волевыми, настойчивыми, интеллектуально развитыми и...