Консультация: «Ребенок в мире ценностей».
материал на тему
Консультация:
«Ребенок в мире ценностей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_v_mire_tsennostey_no4_2012g.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ЦРР - детский сад №10 г. Россоши
Консультация:
«Ребенок в мире ценностей».
Старший воспитатель: Пилипенко Л.М.
В современных условиях, когда переосмысливаются, а порой и полностью утрачиваются многие философские, этические и эстетические изменения культуры, утвердились и стали реальностью двойные стандарты морали - вопросы приобщения детей к духовным и материальным ценностям, воспитания неформального отношения к миру звучат особенно актуально.
Выступая смысловыми основаниями, ценности раскрывают главные стороны жизни общества, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение ребенка.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям – разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, становлению образного мировидения и личностно-смысловых позиций, созданию условий для самореализации детей в разных видах деятельности и направлена на обогащение субъективного мира человека. На этапе дошкольного детства уместно говорить об эмоционально-образном уровне постижения ценностных категорий через художественное слово, звук, цвет, композицию, которые в структуре личности превращаются в ценностные ориентации и эмоционально-ценностные отношения.
В дошкольной педагогике описаны три основных направления приобщения детей к ценностям и соответственно три подхода к проектированию ценностно-ориентированного образовательного материала:
- Развитие представления о ценностях. В таком подходе ценности через регистрируемые воздействия воспринимаются как задаваемые извне эталоны, окрашенные отдельными переживаниями. (Материал, который преподносим детям на занятиях и в режимных моментах)
- Усвоение социальных установок, к которым сводится эффект ценностной регуляции. В таком понимании ценностям присваивается направляющая и избирательная функции. Они рассматриваются в качестве образцов-эталонов, регуляторов взаимодействия с людьми. (Педагог является образцом, показывает пример взаимодействия с другими людьми)
- Создание развивающего пространства, ценностно-ориентирующей среды. Произведения художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, игрушки – все должно быть идеальным, направленным на то, чтобы в детях воспитывать только хорошие качества.
Существует множество оснований, по которым можно структурировать и выстраивать многообразие ценностей, существующих в современном обществе. Общепризнано, что ценностные отношения человека, включая и дошкольника, несравненно более многообразны, чем любая классификация ценностей. Невозможно предусмотреть все ценности, которыми ребенок будет руководствоваться в деятельности, проявлении своего отношения к миру в целом.
Можно выделить восемь основных ценностей, которые отвечают этим характеристикам и в совокупности представляют собой ценностно-ориентационный аспект содержания образования детей. К ним относятся: Человек и его жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. В этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщенно раскрываются ведущие духовные приоритеты современного российского общества, традиционные идеалы русского образа жизни.
Каждая ценность должна раскрываться в характеристиках, ориентация на которые позволит постигать их в различном контексте, углубленно воспринимать сущностные стороны каждой ценностной категории.
Характеристики ценностных категорий.
Человек и его жизнь.
Неповторимость каждого, неразрывная связь с окружающей средой: природной, социальной; здоровье, условия жизни, жизненный опыт, гуманизм отношений, права и обязанности. Человек – творец. Вера как стимул и ориентир человеческой жизни. Земля – общий дом для всех людей планеты и т.д.
Семья.
Любящие родители: традиции семьи, семейные праздники, заботливое отношение ко всем членам семьи; уверенность в жизни, защита от неблагоприятных воздействий социального окружения, утешение в моменты душевного дискомфорта и т.д.
Труд.
Духовное и материальное благополучие, созидание на земле; творческая направленность профессий, личностная самореализация и т.д.
Знание.
Результат творческого труда, успешность деятельности, интересное общение, полезная наполненность свободного времени, умение использовать предметы, объяснять явления природы, социальной жизни и т.д.
Родина.
Страна, в которой родился, ближайшее окружение: родная природа, улица, отчий дом, национальные традиции, народное искусство и т.д.
Мир.
Согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования и дальнейшего процветания Земли; уважение прав других народов, умение прощать, понимать других и т.д.
Красота.
Гармоничное, прекрасное, изящное, величественное в природе, искусстве, социальном и рукотворном мире; то, что доставляет удовольствие, наслаждение взору и слуху.
Данные характеристики как основные показатели ценности должны найти свое воплощение в близких и волнующих ребенка образах. Словами невозможно передать ценность другому, чтобы она стала его ценностью. Приобщение к ценностям должно протекать в логике переживания, эмоциональной сопричастности и чувственного восприятия. Это предполагает использование соответствующих форм педагогической работы. Одной из форм является эмоционально-смысловое общение. Оно относится к числу специфичных и в то же время универсальных форм педагогической работы. Используется не только при освоении ценностно-ориентированного содержания, но и образовательного материала в целом. Такое общение предполагает воздействие на эмоции детей, побуждение к переживанию смысловой стороны общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Ребенок не рисует"
Полезные советы родителям, чьи дети не рисуют....
Консультация "Ребенок пошел в детский сад"
Раскрывается понятие "АДАПТАЦИЯ" - т.е. приспособление организма к новым условиям социального существования.Даются рекомендации родителям о том, как помочь своему ребенку в период адаптации в ДОУ....
Консультация "Ребенок не хочет читать" о путях преодоления негативизма к чтению у детей.
Данная статья поможет родителям лучше понять механизм развития навыка осознанного чтения у детей, а коллегам - доступно объяснить, как родители могут помочь...
Консультация "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?"
Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?...
Консультация "Ребенок в мире взрослых проблем"
Консультация "Ребенок в мире взрослых проблем"...
Консультации для родителей Консультация "Ребенок - левша"
Как определить, что Ваш ребенок – левша."Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у ...
Консультация «Ребенок в мире информационных технологий»
На сегодняшний момент можно однозначно утверждать, что мир шагнул далеко вперед. Современные дети, еще не научившись уверенно держать ложку или пресловутый карандаш, уже с огромным интересом управляют...