Из опыта работы " Формирование культурно - гигиенических навыков"
занимательные факты (младшая группа) на тему

Бабаева Наталья Вячеславна

 Формирование культурно - гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kulturno_-_gigienicheskikh_navykov.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

                        Формирование культурно –

                          гигиенических навыков.

   Работая с самыми маленькими детьми, я постоянно прихожу к выводу, что воспитание культурно – гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка.

   Обучение гигиеническим навыкам начинаю со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца для лица и рук, полотенце для ног, небольшая расчёска (по руке малыша), носовые платки и т.д.

   Гигиеническое воспитание на приобщение ребёнка я направляю к следующим гигиеническим навыкам:

 - мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

 - умываться после сна;

 - мыться с мылом;

 - пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке;

 - не брать грязными руками пищу.

   Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребёнком провожу аккуратно, чтобы не испугать его, не вызвать у него неприятных ощущений. Даже когда ребёнок научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, я не оставляю его без присмотра. Например, дети в моей группе всегда находят своё полотенце, которое висит в определённом месте и имеет какой – либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. д.)

   Чтобы вызвать у детей желание действовать определённым образом, я обращаюсь с детьми ласково, при умывании называю все действия, которые происходят перед глазами ребёнка « Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Тёплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»

   Но сначала я учу детей умываться, при этом выполняем следующие действия.

  1. Завернуть рукава одежды.
  2. Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга.
  3. Смыть мыло под струёй воды, побуждая ребёнка к самостоятельным действиям.
  4. Вымыть лицо, называя каждую его часть.
  5. Ещё раз обмыть руки водой.
  6. Закрыть воду.
  7. Снять полотенце, привлекая ребёнка к участию в этом.
  8. Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

    Дети в этом возрасте быстро всё запоминают, и всегда повторяют все действия с интересом.

   Также детей своей группе учу пользоваться носовым платком.

  1. Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  2. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  3. Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т.п.
  4. Самостоятельно доставать платок из кармана и побуждать к его использованию ( в случае необходимости обращаться за помощью).
  5. Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

   Учу пользоваться расчёской.

  1. Знать свою расчёску и место, где она лежит.
  2. Показать назначение расчёски и формировать навык её использования.
  3. Учить спокойно, относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности  (после сна, после прогулки, после пользования головным убором).
  4. Позволять ребёнка проявлять, исходя из его желания (Я сам!).
  5. Исключить возможность пользоваться чужой расчёской.

  Все свои действия я сопровождаю оживлённым разговором с детьми.

       Цикл мероприятий по формированию культурно –     гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста  на тему «Учимся надеваться и раздеваться».

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

   Цель: знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды; 

формировать умение ориентироваться в предметном пространстве;

обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

   Ход.

  В раздевалке воспитатель просит детей показать свои шкафчики.

«Молодец, Анечка, первой свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (ответ) Теперь, Андрей, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?»

  Аналогично строится диалог с другими детьми.

   Воспитатель рассказывает детям (и показывает), где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, учит детей как ее надо складывать (вешать).

   Усложнения. Помогая детям запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «носки, сандалики или туфельки»), расположение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

  Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

  Материал:  две куклы - кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.

  Ход игры.

   Воспитатель. Ребята, куклы Коля и Катя собирались прийти к нам в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где, чьи вещи.

   Далее воспитатель предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и для девочки Кати.

   Воспитатель. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.

   Воспитатель в это время обращает внимание детей на последовательности одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

   Воспитатель. Приглашайте, дети, кукол за стол, будем чай пить.

   Организуется игра «Угостим гостей чаем» (закрепляем умение сервировать стол к чаепитию, формируем навык адекватного поведения: за столом вести себя спокойно, уметь угостить друг друга и не забывать поблагодарить).

   В последующих вариантах игра проводится со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек.

Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

  Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку;

  отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе);

   фиксировать внимание ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

  Материал: оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей «перед».

  Ход ситуации.

   Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку:

   «Сделай так, чтобы буковки были впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку - в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, давай сделаем с тобой «гармошку».

   Оказывает помощь в случае затруднения, используя прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.

   «Спрятал правую ножку в домик? А теперь сделай «гармошку» для левой ножки. Каждую ножку - в свой... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки до коленок. Хорошо, а теперь вставай и берись за резинку. Подтягивай колготки вверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Ай да Максим! Ай да молодец, сам колготки надел!»

   Усложнения. Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону).

   Игры - упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.

Игра - занятие «Оденем куклу на прогулку»

  Цель. Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.  

Продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение.

   Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

  Материал: набор кукольной одежды; кукла.        

  Ход занятия.

1. Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)

2. Показ и рассматривание одежды.

Воспитатель  показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.

3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.

Воспитатель. Коля одевает кукле штаны. Что Илья  надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Аня, Таня, Настя, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Варя  надела?

В заключение воспитатель читает детям потешку:

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться»

  Цель. Помочь детям запомнить последовательность раздевания.  

Учить аккуратно вешать и складывать одежду.

   Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.

  Материал: набор кукольной одежды; кукла Катя.

  Ход игры.

1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.

Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться не может.

Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».

2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф.

  Дети помогают раздевать куклу.

  Раздевание воспитатель сопровождает чтением стихотворения А. Барто «Маша - растеряша».

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

  Цель. Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания. 

   Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку.

   Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

  Материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно - схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка.

  Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.

  Ход ситуации.

   Дети выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровой персонаж Петрушка.

   Петрушка. Привет, ребята! Куда вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Сегодня замечательная погода. Скажите, а кто из вас одевается на прогулку сам?

   Воспитатель. Петрушка, у нас уже все ребята умеют одеваться сами. А если, вдруг, кто-то забудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогут вспомнить последовательность одевания.

   Воспитатель обращает внимание Петрушки и детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку.

   Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «У тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? (Ребенок одел правый ботинок на левую, а левый - на правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?»

Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.

   Петрушка побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания

«Катя в новом платье»

Цель: знакомство с предметами одежды девочки: называть предметы одежды (платье, колготки, туфли) и их наиболее яркие признаки.

«Коля в гостях у детей»

Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.

«Во что одета кукла Аня»

Цель: учить называть предметы одежды; учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа (позднее по словесному побуждению); продолжать учить детей играть с куклой.

«Теплая шапочка куклы Кати»

Цель: расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая).

«Чья одежда?»

Цель: рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати и для Коли.

«Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

«Уложим куклу спать»

Цель: активизация в словаре названий предметов одежды и освоение слов, обозначающих действия и качества предметов: расстегнуть, снять, аккуратно повесить, платье красное, красивое, чистое.

«Катя просыпается»

Цель: одевать куклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик.

«Научим Катю одеваться»

Цель: учить последовательному одеванию куклы, используя схему - алгоритм последовательности одевания.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение, последовательность одевания.

«Подбери правильно»

Цель: уточнять и закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.

«Кукла Катя не боится мороза»

Цель: узнавать и называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называть некоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.

«Катя и Маша идут на праздник»

Цель: учить детей сравнению по цвету; называть наиболее яркие признаки.

«Каждая ножка - в свой домик»

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - вышитые инициалы; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель: освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование умения предложить помощь, поблагодарить.

«Угадай, как кого зовут» (по описанию одежды); «Магазин одежды»; «Куклы собираются в отпуск» (какие летние вещи они с собой возьмут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста."

Важное значение для здоровья и благополучия ребёнка имеет правильная организация режима дня,питания, сна, бодрствования. и конечно же проведение гигиенических процедур!...

Статья из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"

Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только треб...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Все знают, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Обязанность родителей – постоянно...

Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».

Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов  уже с ранних лет у детей формировать п...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «АКВАРЕЛЬКИ»

laquo;Акварельки» - формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; приобщение к здоровому образу жизни Слайд 1Добрый день! Представляю вашему в...