Родительское собрание в 1-ой младшей группе
презентация к занятию (младшая группа) на тему

Летунова Ольга Вячеславовна

Родительское собрание в 1 младшей группе (ситуативный практикум) Тема: "Возраст упрямства и строптивости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon roditelskoe_sobranie.zip877.46 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 младшей группе (ситуативный практикум) Тема: «Возраст упрямства и строптивости»

Форма проведения: ситуативный практикум.

Цель: расширить представление родителей об особенностях возраста трех лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребенком в этот сложный период.

Задачи:

  • Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
  • Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
  • Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.

Участники: родители, воспитатели

Место проведения: помещение группы.

План проведения

  1. Вступительный этап.
  2. Основная часть:
  • Введение в проблему. «Что такое кризис 3 лет»
  • Основные симптомы поведения ребенка.
  • Упражнение «Семизвездие симптомов»
  •  Обсуждение проблемных ситуаций.
  • Упражнение «Ладошки»
  • Упражнение «Чаша».
  • Советы и рекомендации «Как надо вести себя родителям…».     
  • Игротерапия.
  • Упражнение «Копилка педагогических идей».
  1. Подведение итогов собрания
  • рефлексия
  • упражнение «Пожелание»

Ход мероприятия:

  1. Подготовительный этап
  2. Приглашение родителей на встречу:

«Уважаемые родители! Приглашаем вас на беседу о важнейших особенностях и противоречиях психического развития трехлетнего ребенка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это позволит ему развиваться более полноценно».

  1. Подготовка оборудования и материалов:
  • проблемные ситуации для обсуждения
  • изготовление презентации
  • оформление рекомендаций «Как надо и не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка 3 лет»

Организационный этап

  1. Установка видеоаппаратуры.
  2. Оформление цитат:

  • «Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть»  (А. И. Баркан)
  • «Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис» (А. И. Баркан)
  • «Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка» (А. И. Баркан)

                                      

  1. Красные и зеленые сигнальные карточки по количеству родителей.

Вступительный этап

     

Игра “Перемены”

Взрослые встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, у кого 2 детей, кто любит кошек и т.д.)

Вед. обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.

Нас объединяет то, что мы с вами сегодня собрались поговорить о наших детях.Тема нашей встречи “Возраст упрямства и строптивости” или “Кризис трёх лет”.

  Ваш ребенок почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает. Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Ребенок всем пытается помочь вам и вдруг… С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Вас волнует такое поведение ребенка. Сегодня мы вместе попытаемся найти  причины изменений в поведении детей  3 лет.

Основная часть

       На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».

       В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.

       И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердитьсебя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

       Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

       Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка происходят бурные переломы – ведь невозможно повернуть развитие вспять.

        Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

       Наша опека для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное его открытие – открытие себя. Он независим, он все может. Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иголки у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

        По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.

        Симптомы характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы для вас представили виде цветика – семицветика.

(слайд 2)       

  1. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
  2. Упрямство –это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
  3. Обесценивание – характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам)
  4. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).
  5. Своеволие – ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
  6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
  7. Деспотизм – диктует свое поведение, проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

         Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения? Мы хотим предложить вам несколько ситуаций. Давайте их обсудим и поддержим друг друга советами (Зачитывается ситуация и на видном месте размещаются варианты ответов).

(слайд 10)

Вы высказываете свое отношение к данной ситуации. Те, кто разделяет это мнение - поднимите зеленую карточку, а те, кто против-красную.

  1 ситуация: В магазине ребенок требует что-то купить. Как вы отреагируете на поток слез и криков?

2 ситуация: Ребенок не желает есть. Что вы предпримете?

4 ситуация: Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но... наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню” и быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Правильно ли поступила мама? И как бы поступили вы?

Варианты ответов:

  • Переключите внимание
  • Создадите игровую ситуацию
  • Не будете обращать внимание
  • Постараетесь убедить
  • Будете ругать, стыдить
  • Купите то, что требует
  • Ваш вариант ответа

        Конечно, каждому из вас  важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.

        Давайте проведем упражнение «Ладошки». Я прошу соединить ладони рук на уроне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление.

(слайд 12) Избавиться от страха, стресса помогает игротерапия, которая оказывает мягкое психологическое воздействие.

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для ребёнка. Особое значение в жизни ребёнка занимают сюжетно-ролевые игры. Они могут быть разными. В-основном, ребёнок берёт сюжеты из жизни – воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли. Игра – источник развития моральных качеств. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым; строить, действовать, творить; видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

Послушайте стихотворение
«Неудачный полёт»
Мы вечером с папой играли вдвоём, 
Я был космонавтом, а он кораблём. 
Готовясь к полёту, скафандр я надел, 
И в космос на папе умчаться хотел. 
Хотел: но корабль повёл себя странно! 
Не смог одолеть притяженье дивана! 
Вот так мы, взрослые, не даём осуществиться мечтам наших детей, и оставляем их мысли и желания на уровне не воплощённой в реальность фантазии. Оставляем их наедине с собой. 
К сожалению, родители зачастую из-за тех или иных обстоятельств не играют с детьми. А им очень важно, чтобы мы поиграли вместе с ними, дали возможность пообщаться, помогли в игре и дали испытать очень важное чувство – чувство локтя, чувство коллективизма. Мне хочется, чтобы ваши дети выполняли своё предназначение, реализовывали себя, а вы им в этом помогали и не отталкивали, потому что своим участием в их сегодняшней
 жизни, вы можете избежать многих проблем в дальнейшем. 
(пример сюжетно-ролевой игры» Автобус»)

Упражнение «Чаша»

Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко. Напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.

(слайд 12)

Научитесь играть со своим ребёнком, воспитывайте через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни.

  1. Подведение итогов собрания

В заключение нашей встречи хочется подвести итог. Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом, пополнили свои знания. И так, какие же выводы мы сделаем после нашей беседы?

  • Понять, что это временно.
  • Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
  • Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
  • Если ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к окружающим проговорить свои чувства: я устала, я расстроилась, ты меня огорчил.
  • Пересмотрите свою систему разрешений и запретов.
  • Используйте игру «Наоборот» - в помощь возьмите игрушки.
  • Дайте возможность вывести из тела накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушки, выдувать мыльные пузыри.
  • Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: «Какую кофту ты наденешь - красную или синюю».
  • Спросить совета: «Какой творожок купить - с курагой или без?»
  • Поддерживайте стремление к самостоятельности.
  • Всем членам семьи необходимо быть единодушными в вопросах воспитания.
  • Большую роль играет положительный пример взрослых. Бывает, родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому.
  • Развивать таланты. Играть с детьми, активно включаться в игры, взяв себе какую – нибудь роль.
  • А главное, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.

(слайд 13)

 Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с сознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем». И играйте с детьми, играйте!!!

           Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании. (В качестве решения собрания родителям раздаются памятки)

Упражнение « Пожелание»

          Предлагаем участникам нашего собрания встать по кругу и, передавая друг другу символический предмет – зажженную свечу, закончить предложение: «Я желаю вам…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1-ой младшей группе "Экология для малышей"

Данное собрание способствует повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе,формированию правил экологически грамотного  взаимодействия с окружающей средой....

Родительское собрание в 1-ой младшей группе "Экология для малышей"

Данное собрание способствует повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе,формированию правил экологически грамотного  взаимодействия с окружающей средой....

Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»

Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...

"Итоговое родительское собрание в 1,2 младших группах раннего возраста "Чему мы научились за год. Успехи нашей группы".

Цель собрания: - подвести итоги образовательной деятельности; - определить перспективы на будущее. Задачи родительского собрания: - познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; - под...

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад № 5» Кузнецова...

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)...