речевое дыхание
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла. «На берегу моря» Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с. «Семафор» Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза. «Накачать шину» Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно. "Комар". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "комар". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з - комар летит, З-з-з - комар звенит. Насос На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с» "Жуки". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "жук". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. «Жук жужжит» Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Пчела Вдох производится медленно, через нос. На выдохе дети продолжительно произносят звук «ж – ж – ж» и легко взмахивают пальцами. "Варим кашу". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек"). Каша варится. (Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш"). Огонь прибавляют. (Дети произносят:"Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе). Раз, два,три, Горшочек, не вари! «Лопнула шина» Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. «Ворона» Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! » "Рычалка". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р"). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе. «Петушок» И.п.: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. К нам в гости пришёл петушок. Поднять руки в стороны (вдох). Он кричит вот так: «Ку-ка-ре-ку!» Хлопнуть руками по бедрам (выдох). Парус И.П. – основная стойка. На счёт «раз» - вдох; на счёт «два, три, четыре» - продолжительный выдох со словами: «ветер надувает парус» Северок – ветерок Во время ходьбы по залу, дети произносят закличку: на вдохе - «се-ве-рок», на выдохе – «ве-те-рок», поднимая и опуская при этом руки. Повторить 3-4 раза. «Регулировщик» Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».Повторить 5–6 раз. «Говорим скороговорки» Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Например:На пригорке возле горки «Погаси свечу» ЦЕЛЬ: развитие сильной, прерывистой воздушной струи. Ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу- задуть свечу как можно быстрее. «Надуй шарик» И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Можно использовать стихи: Надуваем быстро шарик, Он становиться большой. Шарик лопнул, Воздух вышел. Стал он тонкий и худой! «Воздушный шар» Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”. Каша кипит Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф». Повторяют 3-4 раза. «Сердитый ежик»
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторить три-пять раз.
| «Вьюга воет» Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент. Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце. Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает. Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают. Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла». «Самолёт» Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у» «Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе. «Певец» ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю. Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается). 2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот-беззвучная артикуляция.
Лягушка
Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква – ква – ква», втягивая живот. «Эхо» Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ». «Добавь слог» ЦЕЛЬ: развитие длительной воздушной струи. Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па». «Гуси» Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох. "Мычалка". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М". «Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м». Повторять 1,5-2мин. «Волна» И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется. Часики Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе «тик – так» "Дирижер". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание. Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие). Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос. Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи. Дразнилка" или "Изобрази животное". Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями: Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек. Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу: Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква. «Лестница» Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр. Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого. Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице. «Курочка» И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. «Паровозик» Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. «Вырасти большой» И.п.: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Аромат кухни Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а – а – ах» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....