Предметная деятельность в раннем возрасте
презентация к уроку на тему

Летунова Ольга Вячеславовна

Учебный материал для студентов об особенностях предметной деятельности в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon учебный материал2.5 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2

периодом интенсивного освоения разнообразных действий с предметами является ранний возраст. Общение в этом возрасте, становится формой организации предметной деятельности. Оно выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов.

СЛАЙД 3

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

СЛАЙД 4

Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Способ употребления предметов на них не написан. Ребенок не может «открыть» его самостоятельно. Это происходит только под руководством и по примеру взрослых.

СЛАЙД 5.

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослых. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают самой «техникой» его употребления.Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ, доступный детям.

СЛАЙД 6

В раннем возрасте ребенок может научиться самостоятельно выполнять только самые простые из них. Это — еда ложкой, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, надевание некоторых простых частей одежды и др. Трудность овладения действиями для малыша состоит не только в том, что у него еще плохо развиты произвольные движения — плохо «слушаются» руки, пальчики, но и в том, что для большинства таких действий необходимо перестроить привычные движения, подчинить их целой системе правил

СЛАЙД 7

 В предметной деятельности выделяют два способа действия с предметами - ручные и орудийные. Это, например, складывание пирамидок из колец, использование всяческих сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками. Главное в овладении орудийными действиями - это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов. Применение даже простейших ручных орудий  дает  возможность выполнять разнообразные действия. Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребенка и предметами, на которые нужно воздействовать.

СЛАЙД 8

 На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому — к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.

В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встречах с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется ориентировкой типа «что с этим можно делать?».

СЛАЙД 9

Овладевая предметными действиями, ребенок усваивает, что делают с тем или другим предметом и как это делают. Вместе с тем, он учится сам выполнять соответствующие действия. Иначе говоря, дети усваивают назначение предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

вывод

Предметная деятельность имеет исключительно важное значение для умственного развития ребенка, так же оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: «Академия», 1988.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968 - 446 с.

3. Венгер Л.А. Роль практической деятельности в онтогенезе человеческого восприятия / Л.А. Венгер // Восприятие и действие. - М., 1967. С. 162-209.

4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. М., 1969. - 340 с.

5. Возрастные особенности психологического развития детей / Под ред. И.В. Дубрович, М.И. Лисиной.- М., 1982.

6. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. - Собр.соч., Т. 4. - М., 1984.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский //Собрание сочинений в 6 Т. - С., 1982. - Т.2.

8. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С.Выготский / Избр психологические исследования. - М., 1956.

9. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М., Воронеж, 1996.

10. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста// Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской. М.: педагогика, 1993.

11. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1.

12. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, Л.В. Запорожец, С.Н. Карпова: МГУ фак.-т психологии.фак. Повышения квалификации преподават. Вузов М.: Изд-во МГУ, 1978 - 117с.

13. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. - М., Воронеж, 1998.

14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961.

15. Гуськова Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет / Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.

16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.

17. Князева, О.Л. Экспериментальное изучение наглядно-действенного мышления у дошкольников / О.Л. Князева // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. - М.., 1984. - С. 50-56.

18. Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста - М.,2004.

19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие /И.А. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

20. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 1965.

21. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами / Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина. - М., 1949. - 73 с.

22. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни / М.И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1978. - С. 237--252.

23. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения / / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-33.

24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина / Под редакцией Рузской А.Г.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.

25. Львов С.И. Язык в речевом общении /С.И. Львов. - М.: Просвещение, 1991.

26. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Леонтьев, А.П. Николаичева. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1984.

27. Мещерякова С. Становление общения ребенка с взрослым на первом году жизни / С.Мещерякова // Дошкольное воспитание. - № 9. - 2003.

28. Мухина, В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: «Академия»,1997.

29. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 1977.

30. Новоселова, С. Игры - занятия с предметами- орудиями для детей второго года жизни / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - № 8, 2004.

31. Новоселова С. Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - № 9. - 2004.

32. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Г.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - С., 1990.

33. Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1985.

34. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 1972.

35. Павлова Л.О. О Современных проблемах раннего детства / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание. - № 8. - 2003. - С. 9

36. Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста (статьи практических работников дошкольных учреждений России и научных сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. академика А.В. Запорожца.) - М., 1994.

37. Петрова В.А. Занятие по развитию речи с детьми до трех лет / В.А. Петрова. - М.: Просвещение, 1970.

38. Пиаже Ж., Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М , 1994.

39. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника / Поддьяков. - М., 1977. 262 с.

40. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

41. Развитие речи дошкольника / под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1990.

42. Развитие подготовительных и волевых процессов у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1969.

43. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 1997 - 384с.

44. Смирнова Е.О. Ранний возраст: игры, развивающие мышления / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - № 8. - 2002. - С.57.

45. Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М., 1984. - 270 с.

46. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших учебных заведений /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: «Академия», 1998.

47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1997.

48. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1996.

49. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве: автореферат дис.канд. исихол. Наук / Ф.И. Фрадкина. - Л., 1946.

50. Филичёва Т.Б. Развитие речи дошкольника./ Филичёва Т.Б., Соболева А.В. - Екатеринбург,1996.

51. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: кн. для воспитателей детск. сада: из опыта работы / Г.С. Швайко / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 1983.

52. Штерн В. Психология раннего детства до 6 - летнего возраста с использованием в качестве материала напечатанных дневников Клары Стерн / В. Штерн. - Пер. М.А. Энгельгарфта . - 2-е изд. - Петроград, 1922. - 288с.

53. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М., 1958.

54. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника /Д.Б. Эльконин //Избранные психологические труды. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Консультация для родителей "Предметная деятельность в раннем возрасте"

Консультация для родителей "Предметная деятельность в раннем возрасте"...

Предметная деятельность детей раннего возраста

В период раннего детства  малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величин и т.п., что так необходимо в различных вид...