Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.
статья на тему
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., потом он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку и т.д.. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
- Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
- Пальчиковые игры
- Массаж кистей и пальцев и т. д.
- Лепка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики... | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.
«Ум ребенка находится на кончике его пальцев…»
В. Сухомлинский.
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические
- совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
- игровые задания должны постепенно усложняться.
- начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
- никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
- недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка
Приведены примеры, как можно развивать мелкую моторику у детей...
Мастер-класс для родителей и детей: «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»
Цель проведения мастер-класса: 1. расширить знания родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; 2. заинтересовать проблемой; 3. приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи...
Консультация для родителей "Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка "
laquo;Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»...
Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»
Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усво...
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка
laquo;Ум ребенка находится на кончике его пальцев…»В. Сухомлинский.Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начин...
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка
laquo;Ум ребенка находится на кончике его пальцев…»В. Сухомлинский.Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начин...