Развитие певческих навыков
методическая разработка на тему
Развитие певческих навыков и умений у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие певческих навыков | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация развития певческих навыков подготовительной к школе группы на музыкальных занятиях
Вступление
Дошкольный возраст-период, когда закладываются первоначальные способности, дающие возможность приобщить ребенка к различным видам деятельности.
Еще Сухомлинский говорил, что «без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие человека».
В области музыкального развития примеры раннего проявления музыкальности встречаются часто и задача педагога- развить музыкальные способности ребенка.
Еще в младенчестве одним из источников радости является песня мамы, услышав ее в колыбели, малыш успокаивается, а подрастая, старается воспроизвести услышанную мелодию. С этих пор у ребенка появляется потребность в песне. Сначала он подпевает отдельные звуки, а затем и несложные песенки, позже начинается становление собственно певческой деятельности.
Пение - один из самых любимых видов детской деятельности
и основное средство музыкального воспитания
Голос - естественный инструмент, которым человек обладает с рождения.
Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности, исполнение которой вызывает у ребят положительное отношение ко всему прекрасному, доброму. Занятия пением- важное средство музыкального воспитания и всестороннего гармоничного развития ребенка
Пройдя в 2012 г. обучение на курсах по программе «Теория и практика музыкального образования в ДОУ в контексте ФГТ»,
имея более чем двадцатилетний опыт работы музыкальным руководителем,
работая с 6-7летними детьми и проводя обследование уровня развития музыкальности, столкнулась с проблемой - большинство детей в наше время поют, не чисто интонируя, голоса крикливы, резки, напряжены.
Поэтому в работе акцентировала внимание на проблеме индивидуализации развития певческих навыков в подготовительной группе на музыкальных занятиях.
Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей.
Но при этом необходим индивидуальный подход, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда музыкальный руководитель уделяет внимание кому-то, оставляя остальных пассивными наблюдателями.
У детей любой возрастной группы не в равной степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.
Оказывая индивидуальную помощь каждому из ребят, я развиваю ту способность, которая у него менее развита.
Все дети отличаются один от другого. И в индивидуальной работе учитываю особенности каждого ребенка - одни слишком возбудимы, другие безучастные и к ним нужно быть и терпеливее, и снисходительнее, и требовательнее. В приемах звукоизвлечения важно: кто протягивает звук, кто дотягивается до нужной высоты, кто правильно открывает рот, тянет губы, кто поет громче, кто,наоборот, тише.
Для развития певческих навыков и в контексте ФГОС считаю необходимым использовать
направление индивидуализации, т.к.:
- это позволит развить певческие способности и творческий потенциал каждого ребенка
- это обеспечит более точное адресное развитие.
Раскрытие данной темы актуально и своевременно, т. к. в настоящее время педагогами-музыкантами разрабатываются индивидуальные маршруты, карты по различным направлениям
Природа одарила каждого по-разному, хотя способность правильно интонировать мелодию есть у всех физически здоровых людей .
Но решать проблемы музыкального слуха и его координацию с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте - ведь все это в огромной мере способствует общему развитию ребенка, здоровью, становлению полноценной творческой личности. Кроме того нужно акцентировать
внимание на вокальном воспитании, т. к. в дошкольном возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.
В изучении данной проблемы я определила следующую цель:
Развитие певческих навыков подготовительного к школе возраста путем индивидуального подхода на музыкальных занятиях.
В соответствии с поставленной целью выделила задачи:
- формирование устойчивого интереса к пению
- обучение выразительному пению
- обучение певческим навыкам
- развитие слуха и голоса
- формирование голосового аппарата
- развитие музыкальных способностей ( эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма)
- сохранение и укрепления здоровья детей.
В соответствии с задачами, объектом и предметом исследования можно
выдвинуть следующую гипотезу:
Если использовать индивидуальный подход, то развитие певческих навыков у детей подготовительного возраста будет более эффективным и приведет к совершенствованию данных качеств независимо от природных данных.
Особенности развития певческих навыков
в подготовительном возрасте
и пути их совершенствования
Пение - удивительный, прекрасный вид искусства, он
доступнее, чем другой для дошкольного возраста - самого благоприятного периода для формирования и развития голоса. Способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, его умственному и физическому развитию.
Кроме того - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
У дошкольников голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки развиваются, связки короткие и тонкие, нёбо малоподвижно. К 7 годам большая сформированность - примарные звуки
«ми-си» 1октавы(звучание более легкое и естественное), «ре» 1- «до» 2 октавы идеал певческого диапозона.
Большинство детей передают общее направление мелодии, удлиняется дыхание - хотя поют дети короткими фразами, артикуляция улучшается.
Дети поют с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, способны воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом, ребята держат правильно корпус, относительно свободно артикулируют, стараются и умеют правильно распределять дыхание, а общее исполнение становится более выразительным и приобретает основные певческие навыки.
Певческая установка - правильная поза
Во время пения сидеть(стоять) ребята должны прямо, не поднимая плеч, руки вдоль туловища.
Вокальные навыки – взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции
Дыхание –один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает и чистота интонирования, и напевность, и легкость пения.
Дошкольники дышат поверхностно, рефлекторно, не диафрагмой. Вдох должен быть бодрым, глубоким (носовым), выдох - медленным(ротовым, нижняя челюсть должна опускаться свободно, а мягкое нёбо с маленьким язычком помогает правильному извлечению звука.
Использую игры и упражнения на дыхание («Ветерок», «Насосы»), тренирую своевременность вдоха (между слов -«*песенка *звучит», а не «песен*ка зву*чит» ), фраз.
Звукообразование, звуковедение – умение извлекать определенное качество звука: легких, мягких, что для детей чрезвычайно трудно.
Развитие данных умений связано с упражнениями на протягивание долгих звуков, пение без напряжения и крика, напевность чистоту интонирования
Пение без сопровождения, распевание гласных с их транспонированием
Содействует развитию напевности. «Эхо», «Лесенка» Е. Тиличеевой- любимые упражнения детей.
Протяжность в пении еще зависит от преобладания гласных, что характерно для народных песен ( «Во поле береза стояла») и подбор репертуара в желателен в умеренном или медленном темпе.
Дикция - хорошее произношение, создающее предпосылки для выразительного исполнения. Артикуляционный аппарат совершенствуется обогащением словарного запаса, упражнениями на дослушивание ( не глотания) окончаний, коллективным повторением текстов нараспев, артикуляционными упражнениями (язычок «трубочкой», «острый»,
покусывать, губы покусывать, оттопыривать)
Использую четкое, внятное, понятное произношение: «снегопад»- «снег(а)па(т)», «серые»- «сер(а)(и)», играю с ребятами в скороговорки
(«На дворе трава, на траве дрова», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок»), выразительно повторяю (артикулирую)с ними тексты песен - это способствует выразительности пения, применяю игровые упражнения на укрепление согласных( цепочки слов на определенный согласный «сани-сапожник-свечка-свирель»)-с динамическим, ритмическим, звуковысотным сопоставлением, правильность гласных («А-э-и-о-у»)
Хоровые навыки - ансамблевое пение - слитность, соотношение силы, высоты
Хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй это чистое певческое интонирование.и прежде чем его добиться, нужно собрать внимание детей.
Пение с дирижированием ( жестами для показа и вступления, и динамики, и звуковысотности, и темпоритмовых изменений), после вступления или сигналу, а капелла ( без музыкального сопровождения)-приемы, с помощью которых постепенно совершенствуется стройность звучания группы.
В работе над каждым из навыков использую различные методы:
Наглядный ( наглядно-слуховой,наглядно-зрительный), словесный, практический, наглядно-слуховой предполагает показ детям способов вокального звучания, а так же движений для правильного голосообразования - т.е. движения дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, рта. Музыкально-дидактические игры очень эффективны и необходимы для музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности
( «Музыкальные лесенки», «Эхо», «Бубенчики»)
Для развития певческих навыков необходимо многократное повторение.
Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это подтверждает то, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.
В результате неспешной, терпеливой работы дети станут чисто интонировать каждый в силу своих возможностей. В свое время, каждый в свои сроки.
Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, способствуют организации объединения в детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенным содержанием, с другой - рождает способность переживать настроения, переданные в песнях.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных навыков: ладового чувства, звуковедения, дикции, чистоты интонирования, слитного пения.
Таким образом, это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в подготовительной к школе группе.
Огромную роль в формировании и совершенствовании навыков пения
играет работа с родителями.
Консультации, содержащие интонационные, артикуляционные, речевые игры, которые можно использовать и дома («Музыкально-дидактические игры и развитие певческих способностей»), совместные праздники, развлечения, конкурсы
(«Моя мама лучше всех», «Лучше папы друга нет»), анкетирование по вопросам музыкального развития - вот основные и необходимые формы сотрудничества . Родители охотно принимают в нем участие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек получает великий дар – голос - особого качества музыкальный инструмент.
А.Е.Варламов – замечательный русский композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, говорил о необходимости раннего обучения пению.
П.И.Чайковский – великий композитор так же обращался к нам: « Вся гениальная музыка пропитана мелодизмом», он доказал, что красота в песне - от ее простоты и естественности.
Если ребенка учить петь с детства, его голос в занятиях приобретет гибкость и силу при соблюдении осторожности, бережного отношения к детскому голосу и некоторых непреложных правил:
- все занятия необходимо организовывать в форме игры.
- индивидуальные установки нужно проводить «глаза в глаза».
- для определения положительной динамики и эффективности проведения работы необходима диагностика.
- важен правильный подбор песенного репертуара, соответствующего естественному диапазону детей.
- следует тщательно отслеживать состояние здоровья детей.
- бережно относиться к детским голосам.
- важно вести разъяснительную работу среди родителей.
Систематизация и индивидуализация развития певческих навыков
влияют на уменьшение различных недостатков в пении детей, они имеют важную роль в самореализации личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....
Конспект непосредственой образовательной деятельности "«Использование игровых приемов и методов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокального кружка»
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов...
Консультация "Развитие певческих навыков у детей"
Консультация для педагогов...
"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.
В этом матереале описаны игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....
«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. ...