ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОЛЬКЛОРА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
статья на тему

Иванова Жанна Михайловна

В основу настенной  дидактической куклы «Барыня-Сударыня» положена идея о направленности коррекционной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы учителя-логопеда и ребёнка над закреплением сенсомоторных навыков, автоматизацией звукопроизносительных навыков, а так же тренировкой всех компонентов, участвующих в работе по исправлению звукопроизношения (мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, зрительные анализаторы и т. д).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie.doc576 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»

663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОЛЬКЛОРА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Материал подготовила:

 учитель-логопед высшей квалификационной категории

Жанна Михайловна Иванова

АВТОРСКАЯ

 НАСТЕННАЯ   ДИДАКТИЧЕСКАЯ   КУКЛА

«БАРЫНЯ-СУДАРЫНЯ»

В основу настенной  дидактической куклы «Барыня-Сударыня» положена идея о направленности коррекционной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы учителя-логопеда и ребёнка над закреплением сенсомоторных навыков, автоматизацией звукопроизносительных навыков, а так же тренировкой всех компонентов, участвующих в работе по исправлению звукопроизношения (мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, зрительные анализаторы и т. д).

Цель:

  • Поддерживать интерес дошкольником к русскому народному фольклору.
  • Обогащать речь детей исконно-русскими словами.
  • Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредствам

     фольклора.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать психические процессы (ощущение, внимание,  воображение,    

     память, мышление).

  • Закреплять  у детей  практические и теоретические  знания по усвоению  

     фольклорного наследия.

Кукла «Барыня-сударыня» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Оно предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, в различных образовательных областях: познание, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским  народным фольклором.

Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми.  Его  можно  задействовать как на индивидуальных, так и на групповых  занятиях по развитию речи дошкольников.

Работа с пособием направлена на развитие сенсорных способностей детей, мелкой моторики, развитию всех психических процессов.

Для создания дидактического пособия была использована ткань различной фактуры, пряжа, ленты - липучки, различные пуговицы, ленточки шнуровки. Основа куклы осуществляется за счет нашитых на  ткань карманов разных по форме, размеру и цвету.

В изготовлении куклы  активное участие принимали родители, а так же дети, посещающие группы компенсирующей направленности.

В оформлении «Барыни-Сударыни» использован русский колорит, что в свою очередь прививает детям чувство любви к русскому народному фольклору.  В дополнение к настенному дидактическому пособию мною подобраны атрибуты: картинки с изображением артикуляционных упражнений; картотеки скороговорок, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (прищепки, резервуары с различными наполнителями, волчки, бусины, свистульки и т.д.).  

Данный материал легко размещается в вместительных кармашках куклы. Дети самостоятельно могут брать и использовать на занятиях все пособия.

«Барыня-Сударыня» вступает с детьми в диалог. Дошкольники,  заходя в кабинет, здороваются с «Барыней-Сударыней». Здороваясь и прощаясь  с куклой, дети используют в активной речи не только повседневные слова «приветствия» и «прощания», но и выражения, пословицы, потешки, поговорки малых форм русского фольклора. Например: «Здравствуй, Барыня-Сударыня! Какая ты пригоженькая, румяненькая!»

 Кукла вовлекает каждого ребёнка в интересную игру-занятие, предлагает разные предметы, игрушки для проведения  игровой деятельности, рассказывает ребятам заклички, скороговорки, приговорки и т.д. Всё это в игровой форме  помогает дошкольникам с речевыми нарушениями легче автоматизировать поставленные звуки в активной речи.

Дети с удовольствием идут на занятия в кабинет логопеда, получают за свою работу  поощрительные призы и ждут с нетерпением новой встречи со своей новой знакомой «Барыней-Сударыней».

Предлагаю картотеку игр на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, используя настенную  дидактическую куклу «Барыня-Сударыня».

КАРТОТЕКА ИГР

 «СВИСТУЛЬКИ-СВИРИСТЕЛКИ»

Цель: развитие целенаправленной сильной воздушной струи, укрепление мышц артикуляционного аппарата.

    Описание: Детям предлагаются разные виды свистулек, при помощи которых, в игровой соревновательной форме достигается поставленная перед дошкольниками цель.

 «ВОЛЧКИ – СВЕТЛЯЧКИ»

Цель: Развитие  особого двигательного навыка  (тонкие движения пальцев). Учить правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти руки.

Описание: волчок – это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Ребёнку предлагается прокрутить волчок, а пока он  крутится ему необходимо  проговорить скороговорку или рассказать потешку.

 «ЛОЖКИ - ПОВАРЁШКИ»

Цель: формирование чувства ритма, совершенствование навыка отстукивания ритмического рисунка по образцу.

Описание: Дошкольники выполняют по образцу взрослого отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритма по заданию взрослого.


«РУССКИЕ МАТРЁШКИ»

Цель: развитие логического мышления, воображения,

повышение упругости ручной мускулатуры.

Описание: Детям предлагается разобрать, а затем правильно собрать все части матрёшки. Во время задания, дошкольники манипулируют деталями, проявляя сообразительность, наблюдательность, терпение  и находчивость.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, согласование речи с движением.

«Разноцветные прищепки»

Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием даёт отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребёнка брать прищепки тремя пальчиками и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ёжика, кактус.

«Котёнок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Прищепки на верёвке»

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько разноцветных прищепок. На каждый ударный слог ребёнок прицепляет прищепку  к верёвке:

Прищеплю прищепку ловко

Я на мамину верёвку.

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ БАССЕЙНЫ

Цель: развитие внимания, воображения, тренировка мелкой моторики пальцев рук.

«Сухой аквариум»

Данная дидактическая игра представляет собой небольшие резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и др.), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

           Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Узнай, что насыпано»,  «Найди такую же», «Найди спрятанный предмет» (маленькую игрушку). Игры можно проводить ежедневно по 3-5 минут.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ МАССАЖ

Цель: укрепление мышц кистей рук, развитие координации движений.

«Упражнения с мячиками»

        Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.

        Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат?»

        Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок, чистоговорок.

                                «Упражнения с карандашом»

Срочно сделать мы успели

Самолёт другой модели.

Мы над лесом полетим,

Облака достать хотим.

Карандаш в руках катаю,

Между пальцами верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть примерным научу.

«Упражнения с грецким орехом»

        Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал крупнее всех.

        Ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

 Цель: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук.

        Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.

Упражнение «Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов – сначала в одну, потом в другую сторону. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.

«Игры с бусинками»

        Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук.

        Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз - рука».

Таким образом, имея все необходимые условия, в рамках экспериментальной деятельности, я решаю коррекционные задачи по развитию речи и раскрытию потенциальных речевых возможностей  посредством фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

«Использование игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»

Опыт работы по использованию игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе   с детьми  общим недоразвитием речи»...

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным испол...

Музыкально-игровое дидактическое пособие с элементами ТРИЗ "Бродилка"

Музыкально-игровое дидактическое пособие с элементами ТРИЗ "Бродилка" представляет собой целый комплекс заданий, направленных на развитие творческого мышления, воображения и связной речи дош...

Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР

Показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, ...