ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОЛЬКЛОРА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
статья на тему
В основу настенной дидактической куклы «Барыня-Сударыня» положена идея о направленности коррекционной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы учителя-логопеда и ребёнка над закреплением сенсомоторных навыков, автоматизацией звукопроизносительных навыков, а так же тренировкой всех компонентов, участвующих в работе по исправлению звукопроизношения (мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, зрительные анализаторы и т. д).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie.doc | 576 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОЛЬКЛОРА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Материал подготовила:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Жанна Михайловна Иванова
АВТОРСКАЯ
НАСТЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУКЛА
«БАРЫНЯ-СУДАРЫНЯ»
В основу настенной дидактической куклы «Барыня-Сударыня» положена идея о направленности коррекционной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы учителя-логопеда и ребёнка над закреплением сенсомоторных навыков, автоматизацией звукопроизносительных навыков, а так же тренировкой всех компонентов, участвующих в работе по исправлению звукопроизношения (мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, зрительные анализаторы и т. д).
Цель:
- Поддерживать интерес дошкольником к русскому народному фольклору.
- Обогащать речь детей исконно-русскими словами.
- Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредствам
фольклора.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение,
память, мышление).
- Закреплять у детей практические и теоретические знания по усвоению
фольклорного наследия.
Кукла «Барыня-сударыня» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Оно предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, в различных образовательных областях: познание, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским народным фольклором.
Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. Его можно задействовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях по развитию речи дошкольников.
Работа с пособием направлена на развитие сенсорных способностей детей, мелкой моторики, развитию всех психических процессов.
Для создания дидактического пособия была использована ткань различной фактуры, пряжа, ленты - липучки, различные пуговицы, ленточки шнуровки. Основа куклы осуществляется за счет нашитых на ткань карманов разных по форме, размеру и цвету.
В изготовлении куклы активное участие принимали родители, а так же дети, посещающие группы компенсирующей направленности.
В оформлении «Барыни-Сударыни» использован русский колорит, что в свою очередь прививает детям чувство любви к русскому народному фольклору. В дополнение к настенному дидактическому пособию мною подобраны атрибуты: картинки с изображением артикуляционных упражнений; картотеки скороговорок, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (прищепки, резервуары с различными наполнителями, волчки, бусины, свистульки и т.д.).
Данный материал легко размещается в вместительных кармашках куклы. Дети самостоятельно могут брать и использовать на занятиях все пособия.
«Барыня-Сударыня» вступает с детьми в диалог. Дошкольники, заходя в кабинет, здороваются с «Барыней-Сударыней». Здороваясь и прощаясь с куклой, дети используют в активной речи не только повседневные слова «приветствия» и «прощания», но и выражения, пословицы, потешки, поговорки малых форм русского фольклора. Например: «Здравствуй, Барыня-Сударыня! Какая ты пригоженькая, румяненькая!»
Кукла вовлекает каждого ребёнка в интересную игру-занятие, предлагает разные предметы, игрушки для проведения игровой деятельности, рассказывает ребятам заклички, скороговорки, приговорки и т.д. Всё это в игровой форме помогает дошкольникам с речевыми нарушениями легче автоматизировать поставленные звуки в активной речи.
Дети с удовольствием идут на занятия в кабинет логопеда, получают за свою работу поощрительные призы и ждут с нетерпением новой встречи со своей новой знакомой «Барыней-Сударыней».
Предлагаю картотеку игр на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, используя настенную дидактическую куклу «Барыня-Сударыня».
КАРТОТЕКА ИГР
«СВИСТУЛЬКИ-СВИРИСТЕЛКИ»
Цель: развитие целенаправленной сильной воздушной струи, укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Описание: Детям предлагаются разные виды свистулек, при помощи которых, в игровой соревновательной форме достигается поставленная перед дошкольниками цель.
«ВОЛЧКИ – СВЕТЛЯЧКИ»
Цель: Развитие особого двигательного навыка (тонкие движения пальцев). Учить правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти руки.
Описание: волчок – это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Ребёнку предлагается прокрутить волчок, а пока он крутится ему необходимо проговорить скороговорку или рассказать потешку.
«ЛОЖКИ - ПОВАРЁШКИ»
Цель: формирование чувства ритма, совершенствование навыка отстукивания ритмического рисунка по образцу.
Описание: Дошкольники выполняют по образцу взрослого отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритма по заданию взрослого.
«РУССКИЕ МАТРЁШКИ»
Цель: развитие логического мышления, воображения,
повышение упругости ручной мускулатуры.
Описание: Детям предлагается разобрать, а затем правильно собрать все части матрёшки. Во время задания, дошкольники манипулируют деталями, проявляя сообразительность, наблюдательность, терпение и находчивость.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, согласование речи с движением.
«Разноцветные прищепки»
Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием даёт отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребёнка брать прищепки тремя пальчиками и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ёжика, кактус.
«Котёнок»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
«Прищепки на верёвке»
Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько разноцветных прищепок. На каждый ударный слог ребёнок прицепляет прищепку к верёвке:
Прищеплю прищепку ловко
Я на мамину верёвку.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ БАССЕЙНЫ
Цель: развитие внимания, воображения, тренировка мелкой моторики пальцев рук.
«Сухой аквариум»
Данная дидактическая игра представляет собой небольшие резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и др.), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Узнай, что насыпано», «Найди такую же», «Найди спрятанный предмет» (маленькую игрушку). Игры можно проводить ежедневно по 3-5 минут.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ МАССАЖ
Цель: укрепление мышц кистей рук, развитие координации движений.
«Упражнения с мячиками»
Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат?»
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок, чистоговорок.
«Упражнения с карандашом»
Срочно сделать мы успели
Самолёт другой модели.
Мы над лесом полетим,
Облака достать хотим.
Карандаш в руках катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть примерным научу.
«Упражнения с грецким орехом»
Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал крупнее всех.
Ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
Цель: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук.
Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.
Упражнение «Резиночка»
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов – сначала в одну, потом в другую сторону. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.
«Игры с бусинками»
Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук.
Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз - рука».
Таким образом, имея все необходимые условия, в рамках экспериментальной деятельности, я решаю коррекционные задачи по развитию речи и раскрытию потенциальных речевых возможностей посредством фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Консультация...
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
«Использование игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»
Опыт работы по использованию игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»...
Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным испол...
Музыкально-игровое дидактическое пособие с элементами ТРИЗ "Бродилка"
Музыкально-игровое дидактическое пособие с элементами ТРИЗ "Бродилка" представляет собой целый комплекс заданий, направленных на развитие творческого мышления, воображения и связной речи дош...
Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР
Показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, ...