«Использование песочной терапии в создании психологической комфортности дошкольника»
статья
В данной статье раскрывается необходимость использования песочной терапии в ДОО, а так же о специальном оборудовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_2.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование песочной терапии в создании психологической комфортности дошкольника»
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Это удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Для создания песочной терапии в ДОО необходимо следующее оборудование:
1.Водонепроницаемый деревянный ящик.
Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта- небо. Размер ящика – 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.
2.Чистый, просеянный песок.
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их не более 8 см.)
В набор игрушек могут войти:
1.Человеческие персонажи
2.Животные (домашние, дикие, доисторические, морские)
3.Транспорт (наземный, водный, космический)
4.Растения (деревья, кусты, цветы, овощи)
5.Естественные предметы (ракушки, веточки, камни)
6.Сказочные герои (злые и добрые)/
Можно изготовить оборудование для песочной терапии в домашних условиях или использовать готовый комплект.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Сам принцип терапии песком был предложен еще, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии Карлом Густавом Юнгом.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Песочная терапия актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому. Проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними.
В процессе проведения песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На первой стадии, "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Вторую стадию, "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На третей стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" освобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной...
«Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
Мастер-класс...
Конспект психологического занятия для детей подготовительной группы с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков».
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения посредством писочной терапии....
«Использование песочной терапии в создании психологической комфортности дошкольника»
В презентации наглядно показано, как используется песочная терапия в ДОО....
Мастер-класс для педагогов "Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса. Мандала - путь к себе."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22651527","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.
Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»...