Проект "Чудо - кукла"
проект (старшая группа) на тему

Козырева Ольга Владимировна

Исследовательский проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudo-kukla_-_kopiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

 Заведующий ДОУ____________/Михайлова А. Н./      

Проект «Чудо – кукла»

Сроки реализации: 3 месяца (среднесрочный)

Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цели проекта:

  • Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой;
  • Привлечение внимания к истокам создания куклы и выделения ее достоинств;
  • Развитие навыков исследовательской работы;
  • Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления.

Задачи проекта:

  • Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
  • Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;
  • Развивать творческие и познавательные способности;
  • Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
  • Научить детей изготавливать кукол своими руками;
  • Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
  • Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
  • Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.

Планируемый результат.

В ходе реализации проекта:

  • сформированы знания о разнообразии и назначении кукол;
  • сформированы знания детей о истории русской народной куклы;
  • сформированы умения изготовления кукол из разных материалов;
  • Освоены различные технологий изготовления кукол.

А так же:

  • дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
  • дети готовы к индивидуальному самовыражению;
  • дети совершенствуют мелкую моторику рук.

Актуальность проекта.

Мы с вами живем в удивительное время, когда происходит много разных, интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперед по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и сто, двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, игрушкам, им на смену приходят мультики и игры Запада.

В семье, да и в детском саду изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека.

Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.

Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания о истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа.

Стратегия реализации проекта.

Этап I. Подготовительно-организационный.

  • Составление паспорта проекта;
  • Выстраивание целостного педагогического процесса;
  • Составление плана работы с детьми;
  • Осуществление связи с социумом;
  • Подбор методической литературы;
  • Подбор материалов для изготовления кукол;
  • Оформление схем последовательности изготовления кукол;
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
  • Подбор дидактических игр.

Этап II. Формирующий (информационно-творческий)

  • Занятия

Темы: «Как появились куклы»; «Как родилась тряпичная кукла»; «Путешествие в прошлое куклы»; «Народная кукла»; «Моя любимая кукла» (Приложение 3)

  • Беседы

Темы: «Виды кукол»; «Куклы наших бабушек»; «История кукол»; «Игрушки, которыми я играю»

  • Рассматривание иллюстраций
  • Рисование

Темы: «Моя любимая игрушка»; «Укрась матрешке сарафан»; «Кукла моей мечты»

  • Ручной труд. Изготовление кукол «Обереги», «Закрутки», «Пеленашки» (Приложение 2)
  • Изучение песни «Кукла-колокольчик»; разучивание частушек о матрешках;
  • Чтение художественной литературы: «Буратино», «Василиса Прекрасная», Нуждина «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках;
  • Дидактические игры: «Наряди матрешку», Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку», «Да – нет», «Расставь по порядку»
  • Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»
  • Анкетирование детей (Приложение 4)
  • Работа с родителями:

-- анкетирование (Приложение 1)

--сбор природного и бросового материала

--привлечь к оформлению мини-музея в детском саду

--социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»

--привлечь к оформлению выставки семейных работ «Кукла своими руками»

Этап III. Презентация.

  • Праздник: «В гостях у куклы»

Литература и наглядный материал.

  1. Методическая литература.
  • Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду»

Линка-Пресс; Москва,2008

  • О. Н. Попова «Моя первая кукла»

Д/В п. 1 – 2009

  • А. Греков «Музей игрушки и его основатель

Н. Д. Бортман» Д/В 1 – 2009

  • И. Лыкова «Я люблю свою игрушку»

Д/В 1 – 2009

  1. Детская литература.
  • А. Толстой «Буратино»
  • Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  • Н. Курбатова «Игрушки»
  • В. Приходько, Г. Ладонщиков «Стихи о матрешке и куклах»
  1. Наглядный материал.
  • Иллюстрации к русским народным сказкам
  • Слайды и фильмы о куклах
  • Наборы открыток, сувениров
  • Разнообразные куклы

Продукт проектной деятельности.

  • Создание мини-музея «Куклы в детском саду»
  • Создание альбома детских рисунков «Кукла моей мечты»
  • Выставка семейных работ «Кукла своими руками»
  • Создание альбома «История куклы»
  • Презентация для родителей и педагогов

Приложение 1.

Как мы играем с ребенком.

Анкета (для родителей)

  1. Ф. И. О. _______________________________________
  2. Состав семьи __________________________________
  3. Есть ли друзья у Вашего ребенка?
  4.  Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
  5.  Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?
  6. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
  7. С кем он играет дома?
  8. Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?
  9. Как часто Вы покупаете игрушки?
  10.  Что делаете, если игрушка сломалась?
  11. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Гуси-гуси», «Светофор» и др.).
  12. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....