Проект "Чудо - кукла"
проект (старшая группа) на тему
Исследовательский проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudo-kukla_-_kopiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий ДОУ____________/Михайлова А. Н./
Проект «Чудо – кукла»
Сроки реализации: 3 месяца (среднесрочный)
Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Цели проекта:
- Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой;
- Привлечение внимания к истокам создания куклы и выделения ее достоинств;
- Развитие навыков исследовательской работы;
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления.
Задачи проекта:
- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
- Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;
- Развивать творческие и познавательные способности;
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
- Научить детей изготавливать кукол своими руками;
- Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
- Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
- Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
- Обогащать словарный запас дошкольников.
Планируемый результат.
В ходе реализации проекта:
- сформированы знания о разнообразии и назначении кукол;
- сформированы знания детей о истории русской народной куклы;
- сформированы умения изготовления кукол из разных материалов;
- Освоены различные технологий изготовления кукол.
А так же:
- дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
- дети готовы к индивидуальному самовыражению;
- дети совершенствуют мелкую моторику рук.
Актуальность проекта.
Мы с вами живем в удивительное время, когда происходит много разных, интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперед по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и сто, двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, игрушкам, им на смену приходят мультики и игры Запада.
В семье, да и в детском саду изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека.
Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.
Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания о истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа.
Стратегия реализации проекта.
Этап I. Подготовительно-организационный.
- Составление паспорта проекта;
- Выстраивание целостного педагогического процесса;
- Составление плана работы с детьми;
- Осуществление связи с социумом;
- Подбор методической литературы;
- Подбор материалов для изготовления кукол;
- Оформление схем последовательности изготовления кукол;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- Подбор дидактических игр.
Этап II. Формирующий (информационно-творческий)
- Занятия
Темы: «Как появились куклы»; «Как родилась тряпичная кукла»; «Путешествие в прошлое куклы»; «Народная кукла»; «Моя любимая кукла» (Приложение 3)
- Беседы
Темы: «Виды кукол»; «Куклы наших бабушек»; «История кукол»; «Игрушки, которыми я играю»
- Рассматривание иллюстраций
- Рисование
Темы: «Моя любимая игрушка»; «Укрась матрешке сарафан»; «Кукла моей мечты»
- Ручной труд. Изготовление кукол «Обереги», «Закрутки», «Пеленашки» (Приложение 2)
- Изучение песни «Кукла-колокольчик»; разучивание частушек о матрешках;
- Чтение художественной литературы: «Буратино», «Василиса Прекрасная», Нуждина «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках;
- Дидактические игры: «Наряди матрешку», Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку», «Да – нет», «Расставь по порядку»
- Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»
- Анкетирование детей (Приложение 4)
- Работа с родителями:
-- анкетирование (Приложение 1)
--сбор природного и бросового материала
--привлечь к оформлению мини-музея в детском саду
--социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»
--привлечь к оформлению выставки семейных работ «Кукла своими руками»
Этап III. Презентация.
- Праздник: «В гостях у куклы»
Литература и наглядный материал.
- Методическая литература.
- Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду»
Линка-Пресс; Москва,2008
- О. Н. Попова «Моя первая кукла»
Д/В п. 1 – 2009
- А. Греков «Музей игрушки и его основатель
Н. Д. Бортман» Д/В 1 – 2009
- И. Лыкова «Я люблю свою игрушку»
Д/В 1 – 2009
- Детская литература.
- А. Толстой «Буратино»
- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
- Н. Курбатова «Игрушки»
- В. Приходько, Г. Ладонщиков «Стихи о матрешке и куклах»
- Наглядный материал.
- Иллюстрации к русским народным сказкам
- Слайды и фильмы о куклах
- Наборы открыток, сувениров
- Разнообразные куклы
Продукт проектной деятельности.
- Создание мини-музея «Куклы в детском саду»
- Создание альбома детских рисунков «Кукла моей мечты»
- Выставка семейных работ «Кукла своими руками»
- Создание альбома «История куклы»
- Презентация для родителей и педагогов
Приложение 1.
Как мы играем с ребенком.
Анкета (для родителей)
- Ф. И. О. _______________________________________
- Состав семьи __________________________________
- Есть ли друзья у Вашего ребенка?
- Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
- Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?
- В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
- С кем он играет дома?
- Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?
- Как часто Вы покупаете игрушки?
- Что делаете, если игрушка сломалась?
- Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Гуси-гуси», «Светофор» и др.).
- В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценка для работы со штоковыми куклами и куклами варежкового театра
Работа с куклами различных систем...
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"
Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами. Развитие мелкой...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....