В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРАЮТ МАЛЬЧИКИ, ИГРАЮТ ДЕВОЧКИ РУКОТВОРНЫЕ ИГРУШКИ И САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ГЕНДЕРНОГО СОЗНАНИЯ
консультация (старшая группа) на тему
Гендер- консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №199 присмотра и оздоровления «Сказка» 630098 Город. Новосибирск ул. Динамовцев дом № 5
Консультация
Выполнила: Боднарь Надежда Геннадьевна
В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРАЮТ МАЛЬЧИКИ, ИГРАЮТ ДЕВОЧКИ РУКОТВОРНЫЕ ИГРУШКИ И САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ГЕНДЕРНОГО СОЗНАНИЯ
Лыкова И.А., д-р пед. наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, старший научный сотрудник Учреждения РАО «Институт художественного образования», Москва
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают проектирование содержания образовательной области «Социализация», ориентированного на решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу. Рассмотрим вопрос развития игровой деятельности
детей в связи с формированием гендерной принадлежности». Понятие гендер (англ. gender) означает систему социальных и культурных норм, которые обществом предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Но в конечном счете не биологический пол, а социокультурные нормы определят психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре, образовании и др.).
Теория социального конструирования гендера основана на двух тезисах:
- гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
- самим человеком — на уровне его сознания (гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и др).
Гендерное сознание конструируется с помощью поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы: и традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образовании (в лице педагогов), культуры в целом (через книги и СМИ) внедряют в сознание Детей гендерные нормы, формирует определенные правила подсознания и создают представление о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина».
Попытаемся определить роль рукотворных игрушек в становлении гендерного сознания старших дошкольников. Рукотворная игрушка — это предмет для игры, созданный ребенком самостоятельно или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми. Она реально и объективно отображает личный опыт ребенка, его интересы, потребности, вкусы, желания. В самодельной игрушке и в игровой деятельности с ее участием ребенок максимально реализует свое «Я», включающее гендерные представления «я — мальчик», «я — девочка».
Виды рукотворных игрушек. Мальчики создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых путешествий и приключений, зодчества (строительства), войны, спорта, изобретательства. Девочки обычно изготавливают куклы, украшения и бытовые предметы, нужные для игры в дом, семью, салон красоты, поликлинику, магазин и др. Мальчик, создав город или замок, машину или инструмент, может даже не задуматься об игрушках, которые будут жить в этом городе или пользоваться этими сооружениями. Девочки же, напротив, создают условия для проявления отношений, поэтому прежде всего создают действующих лиц.. Внимание и повышенный интерес девочек привлекают человек (даже в игрушке), его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.
Материалы для рукотворных игрушек. Мальчики используют коробки, упаковки, проволоку, всевозможный бытовой и бросовый материал. Девочки предпочитают ткань, ленты, тесьму, изящные коробочки, бумагу красивой расцветки, природный материал. Мальчики предпочитают более крупный материал, девочки любят все мелкое, изящное.
Инструменты и оборудование. Мальчики охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку, плоскогубцы). Девочки без особого труда начинают пользоваться иглой, крючком для вязания.
Способы и техники. Как мальчики, так и девочки с удовольствием осваивают доступные по возрасту техники плетения, вязания, вышивки. Но разница в том, что мальчики используют эти способы как элементы чего-то более масштабного, а девочки могут долго, кропотливо и аккуратно создавать сложные изделия в одной технике.
Общий характер работы. Мальчики стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать
игру, поэтому часто не обращают внимания на аккуратность и качество отделки (хотя качество самой идеи, замысла, конструкции ими ценится высоко). Девочки могут долго, терпеливо и аккуратно мастерить свою игрушку, даже забывая о последующей игре.
Игровые действия с рукотворными игрушками. Мальчикам нужно много пространства для развития игры, они ориентированы на расширение территории и активное перемещение. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, прячут и отыскивают и др.). Если пространства в горизонтальной плоскости мало, мальчики осваивают вертикальное пространство — забираются на лестницу, стол, шкаф. Самодеятельные игры мальчиков длятся дольше, чем у девочек, в них присутствует соревновательное начало (нередки споры и конфликты) Мальчики склонны изобретать новые правила и нарушать их Девочки направлены на «обживание» и обустройство небольшого пространства — это им кажется более комфортным и удобным. Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся взаимодействовать через игровой предмет (игрушку), дополнять друг друга. В этих играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить.
И для девочек, и для мальчиков период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности — время самоопределения в системе ролевых стандартов и отношений. Для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками своего и другого пола. По-видимому, половая сегрегация, которая свойственна дошкольникам, более жестко соблюдается как гендерная норма у мальчиков. «Девчоночьи» игры для мальчиков более неприемлемы, чем «мальчишечьи» для девочек, что является следствием маскулинной культуры. Когда столь непохожие по поведению мальчики и девочки оказываются вместе, мальчикам всегда удается захватить первенство Девочки вовсе не пассивны в группе сверстниц, но и смешанной группе они всегда оказываются на вторых ролях, позволяя мальчикам устанавливать правила и играть главную роль. У мальчиков глубокий интерес вызывают разработка правил и совершенствование справедливых процедур разрешения конфликтов. Для девочек же правило считается на
столько хорошим, насколько оно удовлетворяет играющих. Они легче мирятся с нововведениями. Поскольку девочки и мальчики так по-разному строят взаимоотношения, иначе складываются взаимоотношения в детских коллективах. Например, прежде чем начать говорить, девочка будет ссылаться на то, что сказал предыдущий собеседник, и выразит свое, совершенно отличное от предыдущего мнение. Мальчики, не смущаясь, перебивают друг друга, стараются друг друга перекричать; девочки умолкают, предоставляя каждому возможность высказаться. Они смягчают указания и вовлекают подруг в процесс общения. Мальчики просто выдают информацию и приказывают делать то-то и то-то. Девочки вежливо выслушивают друг друга, время от времени вставляя дружеские поощрительные замечания. Мальчики чаще дразнят говорящего, перебивают друг друга и стараются тут же рассказать собственные истории, надеясь получить пальму первенства, и отказываются считаться с требованиями других.
Особенности поведения в период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности вызывают у взрослых тревогу и стремление призвать детей к порядку. Родителям и педагогам не стоит грубо вмешиваться в общение между мальчиками и девочками, так как они могут помешать полному и развернутому прохождению детьми закономерного этапа развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".
Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области. Опыт рабо...
Проект по гендерному развитию младших дошкольников «Я – мальчик, я девочка! »
Описание и план реализации проекта по гендерному воспитанию младших дошкольников. Предназначен для воспитателей II младшей группы ДОУ....

ПРОЕКТ «Играют мальчики… играют девочки…»
Проект направлен на организацию работы по созданию оптимальных условий для гендерной социализации личности ребёнка-дошкольника по средством сюжетно-ролевой игры в условиях ДОУ....

Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх
Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх...

Конспект образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию старших дошкольников на тему: "Играем, мечтаем - профессию выбираем"
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми 6-7 лет. Цель-ранняя профориентация дошкольников. Форма проведения - игра-экскурсия в "мир профессий" с выполнением заданий в м...

«Познавательно речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры»
Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных...