«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»
материал (подготовительная группа) по теме
Сценарий мероприятия «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»
«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»
Подготовили:
Камышанская А.В.
Шатилова Т.С.
Декабрь 2014 год.
НОД
« Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»
Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.
Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.
Продолжать знакомить с народными играми, национальными костюмами, прививать любовь к родному краю и традициям.
Материал и оборудование: костюмы (русский, украинский, татарский), посуда, экран, проектор, слайды.
Предварительная работа: экскурсия в музей, по посёлку, беседа «Моя малая Родина», чтение стихотворений, пение песен.
Ход
Восп.: Ребята, как называется посёлок, в котором мы живём?
Дети: Самойловка.
Восп.: Что вы можете сказать о нашем посёлке?
Восп.: А вы знаете, что в нашем посёлке проживают люди разных национальностей.
Дети: Да.
Восп.: Вы знаете, какие народности живут у нас?
Дети. Русские, армяни, цыгани, украинцы, татары.
Восп.: Больше всех у нас проживает русских, украинцев и татар. Вот об этих народностях и поговорим сегодня.
Ребята, обратите внимание какой красивый ковёр, и необычный кувшин появились у нас в группе. Какая красота, но только кувшин в пыли я его сейчас протру.
Появляется сказочный герой Старик – Хоттабыч.
Старик – Хоттабыч.
О-ля-ля! Вот это фокус!
Был сейчас у себя,
А теперь попал куда?
Вах, вах, вах какой красивый дом!
Интересно, кто живёт в нём?
Восп.:
Да это же детский сад – здесь живёт много ребят. Они тут играют, читают, считают, лепят, рисуют, танцуют и поют – дружно одной семьёй живут.
Старик – Хоттабыч.
Вах, вах, вах какие прелеснейшие детки!
О-о-о! А вот и мой ковёр волшебный!
А я его (долго) 100 лет искал
Думал, он совсем пропал!
Значит вы, его нашли,
И для деда сберегли!
Восп.:
Да нашли и сберегли. А ты говоришь ковёр волшебный, что это значит?
Старик – Хоттабыч.
А потому, что он летать умеет. Я знаете, сколько на нём путешествовал. А вы любите путешествовать?
Дети. Да!
Старик – Хоттабыч.
О, несравненные, я приглашаю вас на мой ковёр, располагайтесь удобнее. Для того, чтобы нам взлететь, закрыли все глаза и произносим волшебные слова.
« О, ковёр- самолёт,
Отправляемся в полёт.
Можно на нём
Куда хочешь добраться.
Самое главное - крепче держаться!
Старик – Хоттабыч.
О, мои подченнейшие дети, посмотрите, какую красоту мы увидели вокруг.
« Самойловские просторы,
Сияют перед нами.
Мы любим все родимые места.
Зачем искать красоты за морями,
Когда вокруг такая красота».
« А как весною вечерами,
Нам распевает соловей.
Ведь эту землю не случайно,
Зовём мы Родиной своей»
« В сердце ты у каждого Самойловка родная.
Белые берёзки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей
Нет другой на свете, Самойловки такой».
Звучит украинская музыка.
Украинский танец.
Старик – Хоттабыч.
Ой, красивая музыка звучит и как танцуют дети, какие у них красивые костюмы. Что это за ребятки такие?
Восп.: Это представители украинского народа.
Старик – Хоттабыч. Украинцы это кто?
Восп.: А я сейчас расскажу и тебе и ребяткам об украинской народности.
В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, зная значение каждого цвета.
Красный – само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия.
Жёлтый – тепло, младенчество.
Синий – высокие помыслы, духовное общение.
Белый – чистота помыслов.
Чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья.
Вышивали крестиком и гладью, загадывали заветные желания и они сбывались.
Перед вами национальный костюм украинцев.
Мужская одежда – льняная рубаха, украшенная вышивкой, заправленная в штаны или шаровары. Пояс. Шляпа из соломы – бриль. Обувь с высоким голенищем – сапоги (чоботи), лапти, туфли – ходок.
Женская одежда – рубаха - кошуля, сорочка, украшенная вышивкой рукава и подол. До замужества девушки носили подпоясанную рубашку. Замужние женщины носили запаску (дергу и плахту). Плахта была нарядная, дерга – повседневная.
Головной убор – был венок, к нему привязывали ленты, знали значение цвета. Для женщин платок завязывали на лбу и сзади заплетали 2 косы или вокруг головы обвивали косу.
Украинский народ щедрый и гостеприимный.
Традиционные блюда: жаркое по-домашнему в горшках, вареники со сметаной, картошка тушёная с мясом и черносливом, борщ, галушки, каша, блинчики, драники, сало.
Восп.: А вы знаете представителей какой национальности живут больше всего на Самойловской земле?
Дети: русские.
Восп.: Давайте, мы навестим их и полетим к ним в гости?
Дети: давайте.
Старик – Хоттабыч.
Тогда продолжим наше путешествие. Полетели!
Звучит русская народная музыка.
Частушки.
Старик – Хоттабыч.
Как задорно звучат частушки! А о русских народностях нам расскажите?
Русский национальный костюм.
Мужская одежда- косоворотка, штаны, портки, кушак-пояс, картуз, фуражка, кепка.
Женская одежда- рубаха со складками к вороту, сарафан подхваченный у груди поясом. Считалось, что люди подпитывались энергией Земли, были многодетными матерями и рожали здоровых детей.
Головной убор- кокошник расшивали жемчугом, бусы, ожерелья височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю- матушку.
Русский народ хлебосольный, гостеприимный.
Традиционные русские блюда: щи, рассольник, уха, окрошка, котлеты, картофель, сдобный хлеб – каравай, пироги с мясными и рыбными начинками, блины, оладьи, сырники, репа, овощи не только в сыром виде, но и варёные, пареные, печёные, квашенные, мочёные, маринованные, квас, кисель, мёд, варенье.
Старик – Хоттабыч.
А что, у вас в Самойловке и другие национальности живут?
Звучит татарская мелодия.
Старик – Хоттабыч. Ой, ой вон там опять танцуют.
Татарский танец.
Татарский национальный костюм.
Восп.: Рубаха, камзол, шаровары.
У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких дорогих тканей. Всё расшито орнаментом растительного происхождения.
Татарский головной убор мужчины и женщины – тюбетейка, на ногах у них чекмени, ичиги – обувь из кожи.
Татары трудолюбивый, гостеприимный, щедрый народ.
Традиционные татарские блюда: суп с лапшой, студень, каши, лепёшки- кабартма, блины- коймак, пироги с начинкой, бяляши, оладьи, плов, пельмени, чак-чак.
Посуда утварь русского и украинского народа.
Деревянные кружки, чашки, ложки, черпаки, стаканы, чайные чашки, чугуны, самовар, лопата, вёдра, ухват, кочерга и т.д.
Посуда татарского народа отличается наличием пиал и кувшинов.
Восп.: Ребята, что интересного вы узнали на сегодняшнем мероприятии?
Ответы детей.
Восп.:
Главное в отношении людей – дружба!
Дети читают стихи.
Ходят в детский сад
У нас много наций.
Разной веры и судьбы
Но враждовать нам нет нужды.
И делить нас совсем не нужно.
Главное вместе, главное дружно!
Танец « ДРУЖБЫ»
Восп.: Наше путешествие закончено. Всем, спасибо!
Старик – Хоттабыч.
В следующий раз мы полетим знакомиться с другими народами нашего Поволского края. О, умнейшие из умнейших (уважаемые педагоги) ответьте на мой вопрос. Чем славится наш Поволжский край?
О, мудрейшие, из мудрейших наша национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках и мир будет без войн только в том случае, если в ДОУ воспитатели будут приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения.
« Наши предки, ваши предки все качались на одной ветки…» это с точки зрения науки, а для верующих людей – Господь Бог един для всех и Земля наша общий дом и места хватит всем не надо ссориться – нам нечего делить. Жить надо в мире, согласии, любви, дружбе. Успевайте делать добрые дела, мы же разумные люди!
Любите и вам – воздастся, творите и будет – счастье!
Восп.:
Традиции, культура и жизнь этих народов не очень похожи, но все они жители нашего посёлка, мы все живём рядом. И независимо кто мы – мы все одна много национальная семья. Поэтому мы все должны жить дружно в мире, помогать друг другу, уважать традиции друг друга.
А сейчас мы просим всех гостей к столу отведать национальные блюда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"
Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
Традиционная культура хакасского народа...
«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»
Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...
Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»
=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям хакасской народной культуре.
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям хакасской народной культуре. Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогич...
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям хакасской народной культуре.
Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный обра...