Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
материал (средняя группа) на тему
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития памяти в дошкольном возрасте.»
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Эта работа личности ребенка непосредственно влияет на его дальнейшее развитие и способность к обучению. Именно поэтому очень важно исследовать процессы формирования и развития памяти уже начиная с младшего дошкольного возраста, что и определяет социальную значимость данной научной работы.
Исследованию процессов памяти у младших дошкольников в научной отечественной (З. М. Истомина, В. С Мухина, Г. А. Урунтаева и др.) и зарубежной (В. Аткинсон, Д. Векслер, Дж. Скот и др.) литературе уделено достаточно внимания.
Однако основной упор в исследованиях у детей делается при изучении процессов памяти в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливается тем, что ребенок в этом возрасте начинает переходить из одной социально-возрастной группы в другую. Изучению же вопросов изучения памяти младших дошкольников уделяется не так много времени, особенно на современном этапе развития научной психолого-педагогической мысли. Данный факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Выделение, на основе результатов исследования, психолого-педагогических факторов, способствующих эффективному развитию памяти у младших дошкольников может быть использовано в своей работе воспитателями и психологами детских дошкольных учреждений. Это обусловливает практическую значимость нашего исследования.
Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.
В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 (+ - 2) единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала .
Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память.
Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
Для развития слуховой памяти и речи детей 2-4-летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения;
Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку.
Какая у кота шубка?
Какие усы?
Что еще есть У кота?
Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.
Зачитывая каждую строчку стихотворения попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого — весь стишок.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красть
Глаза смелые,
Зубки белые.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки-калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачй,
Подхватили калачи-
Нам осталися Ба-ра-ноч-ки!
Игра «Запомни картинки».
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»
Для развития слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет можно рекомендовать занятия с группой ребят.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
Для развития зрительной памяти дошкольников можно использовать специальные упражнения.
Для организации работы с ребенком потребуются карточки с геометрическими фигурами
Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
Рекомендуемый набор карточек:
Воспроизведение рассказа.
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:
а) Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
в) Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
(Развитие зрительной памяти)
Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку.
- Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"
По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549458-1418381631.jpg)
Консультация для родителей "Особенности развития памяти в дошкольном возрасте".
Воспитание памяти ребенка зависит от многих вопросов. Как запоминают дети ? От чего зависит непроизвольная и произвольная память? Каковы пути развития логической памяти?...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/16/picture-1310344-1652713983.jpg)
Презентация "Особенности развития памяти детей дошкольного возраста"
Развитие памяти детей дошкольного возраста зависит от внешних воздействий окружающих на ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-1455094-1675680844.jpg)
Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства
Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-861742-1480865620.jpg)
Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития
Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память - это инте...
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
Память — это сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Это запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.Особенности р...