Россия мастерами славится
консультация на тему

Консультация для педагогов по декоративно-прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №19 г.Йошкар-Олы «Василёк»

«РОССИЯ МАСТЕРАМИ СЛАВИТСЯ»

(доклад для воспитателей)

                                                                                      Выполнила:

                                                                                      воспитатель Жолобова Г.М.

г.Йошкар-Ола, 2014

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает  в  себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство  в  духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это ощущение «малой родины» воплощено в творениях народных мастеров Тульской, Архангельской, Нижегородской, Вологодской и других областей.

Духовные богатства России составляют исторические ценности, созданные народом, и постоянно преумножающиеся новыми произведениями искусства, образующими единый целостный процесс развития культуры. Особое место в этом процессе занимает народное декоративно-прикладное искусство, та область художественно-практической деятельности человека, в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные неповторимостью форм и декоративного убранства. Эти произведения своими эстетическими качествами, образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. В них раскрывается сам творец, знание им жизни и умение выразить это в своем творчестве. Устное  народное  творчество,  народное  декоративно-прикладное  искусство  должны найти большее отражение  в  содержании образования и воспитания подрастающего поколения. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и  искусства. Приобщение детей к  народной  культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как  в  основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Один из плодотворных путей освоения родной культуры  - через изобразительную деятельность. Произведения  народного   прикладного   искусства   помогают педагогам  не только развивать эстетический вкус, но и духовно взращивать подрастающее поколение. Творчество  народных  мастеров  вызывает у детей радостные положительные эмоции, искренний интерес, будят фантазию и желание попробовать свои силы  в  том или ином виде  народного  изобразительно-прикладного  искусства.

Народное   искусство  является первоосновой профессионального  искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному  искусству , природе, окружающей действительности.  Народное   искусство  как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.  В   народном  декоративно-прикладном  искусстве  окружающий мир отражается условными символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Большой популярностью пользуются глиняная игрушка (с. Дымково Кировской обл.), деревянная резная игрушка (с. Богородское Московской обл.), живописная лаковая миниатюра (Палех Ивановской обл.), Городецкая, Жостовская, Хохломская росписи, ручная вышивка и плетеное кружево, косторезное искусство, резьба по дереву и бересте и многие другие виды народного искусства. Именно с них начинается знакомство дошкольников с образцами народного искусства. Ребята с любовью относятся к изделиям народных умельцев: рассматривают их, играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приемы их изготовления.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала обычным явлением. В ней отражен разнообразный круг интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Она разносторонне воздействует на развитие у ребенка чувств, ума и характера. В ней ярко выражено стремление порадовать, повеселить детей. Выделяется забавная игрушка, радующая ребенка свистом, писком, действием.

Раскраска народной игрушки представляет одно из ее неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнет вступить современная фабричная игрушка – до того живы, ярки, по-детски выразительны ее рисунки и краски. Веселая роспись семеновской деревянной игрушки ярка и нарядна. Средства же, которыми достигнут столь сильный эффект, очень просты.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: лошади, люди, пароходы и т.д. Знаменитые «тройки» с кучерами составляли еще недавно типовую игрушку. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент – все это придает игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного искусства. Удивительная простота сюжета, четкость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно представить. На дымковской игрушке необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка.

Богородская резная игрушка. В ней все живо, все близко малышу – и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силен познавательный элемент богородской игрушки. Через нее ребенок получает верное представление о животных и других предметах.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, и поэтому они легко воспринимаются детьми.

Большие возможности развития дошкольников заложены в коллективной работе по созданию сюжетной композиции. Например, многие ребята катались на каруселях. Эта старинная забава всем знакома. Можно создать композицию из глины «Карусель». Перед этим познакомить детей с дымковской игрушкой, изучить элементы дымковской росписи. Детям предложить вылепить себя, сидящем на любом животном, расписать фигурку в манере дымковской росписи.

Дымковские и филимоновские игрушки имеют простую форму. Дети средней группы лепят игрушку, покрывают белой краской, наносят простые узоры из кружков, овалов, полосок, точек.

Золотая Хохлома – гордость Нижегородского края. Это яркая и оригинальная роспись на золотом фоне. Красивые формы деревянных изделий украшены реальными растительными мотивами. Дети в процессе изучения росписи узнают, что народные умельцы все элементы росписи брали из окружающей природной среды: веточки смородины, ягодки малины, клубники, цветы, рисовали птиц, рыбок.

Очень любят дошкольники русскую матрешку, которую вытачивают и расписывают во многих районах нашей страны. Она не только красочна, но и занимательна. Самая маленькая матрешка чуть больше наперстка. Дети очень любят собирать матрешку, расписывать платочки, сарафаны.

Ребята старшей группы знакомятся с историей городецкой росписи и успешно расписывают деревянные доски.

Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – все это мы находим в народной игрушке, в орнаменте резьбы, в вышивке. Лепка из глины становится доступна уже в трехлетнем возрасте, так же как и рисование красками, карандашом, немного позднее вырезывание. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом.

Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Главные задачи в этой работе:

 - приобщение детей к творчеству;

 - развитие чувства национальной гордости при изучении народных промыслов;

 - воспитание в маленьком человеке гуманизма.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Включение ребенка  в  различные виды художественной деятельности, основанные на материале  народного  творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Литература

  1. Аверьянова А.П., Изобразительная деятельность в детском саду: планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с., илл.
  2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ под ред. Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С.,
  3. Народные художественные промыслы России: альбом. Сост. Уткин П.И., Советская Россия, 1984, 232 с.
  4. Патриотическое воспитание
  5. Усова А.П., Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М., Просвещение, 1972, 78 с.
  6. Приобщение детей к истокам русской   народной  культуры/ автор (ы): Князева О.Л. Маханева М.Д., 1997 г.

http://www.childpsy.ru/index.php?view=book&item=495&cat=4&full=yes&print=yes


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия красавица мастерами славится

Мероприятие направлено на уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Развивитие творческих способностей детей.  Изготовление деть...

Презентация "Мастерами славится Россия"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13500809","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"456","style":"width: 100px; height: 179px;","width":"255"}}]]...

Проект «Россия мастерами славится» для детей старшей группы

ull; Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с ...

Беседа "Россия мастерами славится"

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; учить выделять характерные особенности изделий различных ...

Презентация "Мастерами славится Россия"

Данная презентация может оказаться хорошим подспорьем при разработке занятия или развлечения, посвященного декоративно-прикладному творчеству....

КВН по народно - прикладному искусству в подготовительных группах вместе с родителями. Тема: «Мастерами славится Россия»

Приобщать дошкольников к национальной культуре и традициям русского народа. Закрепить и углубить знания детей о народно декоративно – прикладном искусстве.Способствовать развитию эстетического в...

«Мастерами славится Россия»

Развлечение по народно -  прикладному искусствув подготовительной группе вместе с родителями....