Методическая разработка «ТРИЗ в детском саду»
методическая разработка на тему
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ - педагог, это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению творческих задач. Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на занятии, а добываются детьми в ходе всего дня и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya_po_triz_tekhnologii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТРИЗ в детском саду»
В журнале Дошкольное воспитание от 11.1997г. печаталась статья «Давайте сами себе работать по ТРИЗ» В ней автор статьи А. Страунинг (доктор педагогических наук г. Обнинск) писала ,что воспитатели имеют затруднения в работе по ТРИЗ т.к. не было четких рекомендаций и «путеводителя» . Поиски, разработки принесли результат была издана программа «Росток». В 2014 г. вышел специальный методический комплекс «Я познаю мир».Это стало решением проблемы планирования работы с технологиями ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, которые направленные на формирование у дошкольников интеллектуально -\ творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС ДО. Тема «ТРИЗ в детском саду», в последнее время стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том ,что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ - педагог, это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению творческих задач. Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на занятии, а добываются детьми в ходе всего дня и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В воспитательном процессе это позволяет воспитателям излагать своё занятие как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.
.
Этот процесс может быть запущен, если у вас есть желание. Вначале мы определяем объект. После включаем анализаторы, точнее органы чувств.
С их помощью определяем признак предмета (какой он?).Существует 17признаков. Затем формируем вопрос. Какой по цвету помидор? Какой помидор по размеру? и т.д. Затем ребенок определяет причинно следственную связь (помидор стал мягкий т.к. припекло солнце).Дети очень любят приемы типового фантазирования. Также им нравиться составление текста сказочного содержания. В повседневной жизни детей ,при чтении сказок нужно обращать внимание на некоторые признаки сказок.(место где происходят события, герои которые взаимодействуют, результат ,который получается .Работа с техническими картами начинается с 2.5 лет, а заканчивается к5.5годам. Далее идет использование познания в конкретной творческой учебной деятельности. Исследовательские задачи работы дошкольных учреждений по Методическому комплексу.
1.Опробация технологических карт каждое дошкольное учреждение может использовать по собственному усмотрению и самостоятельно уточнять алгоритмы. Современные требования к дошкольному образованию могут быть выполнены при условии, что способы познания будут основным содержанием работы с детьми Освоение этих способов должно идти на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира.
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО Образования ОГБОУ ДПО УИПК ПРО
ОО «Волга - ТРИЗ» Международной ассоциации ТРИЗ
«Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида№186 «Волгарик» г. Ульяновск.
Познай своё «Я»
Программа для детей от трех до семи лет
Цель программы - создание условий для познания дошкольником своего образа Я.
Развитие представлений о самоценности ,воспитание чувств собственного достоинства.
Основные задачи программы
Создать условие для раскрытия внутренних сил, образа своего Я.
Обеспечить развитие представлений о себе.
Научить соотносить самоценность своего Я с самоценностью другого человека.
Внешний образ человека
Формировать представление о своей внешности с помощью зеркала. Учить сравнивать её с внешностью других членов семьи. Учить определять какие глаза (по цвету ,по форме, по величине).Какие брови?(по цвету, форме, величине).Какие щеки? Какой нос? Какие уши? Какие волосы? Какая шея? Какие руки, плечи? Какие ладони? Какая фигура? Какой рост?
Внутренний образ человека
Учить устанавливать зависимость между внешним обликом человека (черты лица, поза ,жесты) и его внутренним эмоциональным состоянием. Например, злость(глаза уменьшаются становятся узкими, губы сжаты ,брови нахмурены).Радость(глаза слегка сужены, уголки губ приподняты, брови выгнуты дугой).Страх(глаза широко открыты, круглые, большие; губы бледные, брови подняты. Печаль (глаза тускнеют, взгляд затуманен, брови сдвинуты «домиком». Человек кажется старше. Изучив, все это ребенок сможет понимать эмоциональное состояние людей, особенно своих близких.
Мое отношение с моей семьёй
Познакомить с обязанностями всех членов семьи (Дедушка и бабушка самые уважаемые члены семьи- они заботятся обо всех, дают мудрые советы .Мама ведет хозяйство, воспитывает детей. Папа работает ,чтобы содержать семью .Дать знание о правах и обязанностях ребенка в семье(он равноправный член семьи, может высказать свое мнение)Взрослые должны постараться понять его, помочь ему. Ребенок тоже должен уметь пожалеть ,утешить .Оказывать посильную помощь в уборке квартиры, помогать в воспитании младших сестёр и братьёв. Также он должен знать об эмоционально-нравственных проявлениях родных в разных видах деятельности вне дома: брат (сестра) ходит в садик, папа работает (где? кем? ).Формировать способы проявления любви и заботы к животным(гулять, кормит ,убирать, лечить).Формировать представление о дружной семье. Учить заботиться о членах семьи, любить и уважать их. Учить составлять генеалогическое древо.
Я и мой воспитатель
Учить описывать его внешность(рост, вес, фигура).Развивать способность понимать его эмоциональное состояние(глаза озорные, лукавые, уставшие ит.д.).Создать эмоционально комфортную атмосферу для накопления положительных наблюдений для эмоционально-нравственными проявлениями воспитателя: Добрый, ласковый, заботливый, любит своих воспитанников, всегда поможет и поддержит когда им страшно или грустно, объяснит когда что-то непонятно. Рассказать ,о том что у воспитателя есть своя семья, дети .
Я и мой лучший друг
Учить описывать друга. Находить отличия и сходства. Побуждать проявлять внимание к друг другу, помогать совершать добрые поступки. Обогащать представление детей о способах разрешения тех или иных проблем, о выборе правильной тактике поведения (попросить игрушку, не спорить).Убедить что друзья доброжелательны, готовы к взаимопомощи и сочувствию ,эмоционально отзывчивы.
Я и мои соседи
Учить описывать внешность соседа. Учить понимать эмоциональное состояние людей. Обращать внимание на доброжелательность, приветливость, общительность соседей. Побуждать узнавать о профессиях соседей. Обогащать коммуникативные навыки– побуждать приветствовать соседей при встрече.
Я и искусство
Узнавать себя на фотографиях. Формировать представление об изменениях в собственной внешности. Учить понимать эмоции и настроения запечатленные на фотографии, определять где сделана фотография (на прогулке, в театре, гостях). Создавать положительную эмоциональную атмосферу при просмотре семейных фотографий. Учить замечать изменения во внешности родных на фотографиях разных лет.(мама маленькая девочка, школьница ,девушка ,женщина и т.п.).формировать половую самоидентичность; учить выделять полоролевые признаки, сравнивая прически, лица одежду изображенных на портретах мальчиков и девочек. Знакомить с сюжетом композиций -учить сравнивать его с событиями из своей жизни ,создавать свои образы .
Л. Грабаровская
Кандидат педагогических наук
Институт дошкольной педагогики и психологии
При педагогическом университете
Ростов-на-Дону
Дошкольное воспитание№9 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «ТРИЗ. Занятия и игры с детьми» Автор: педагог Рубцова И.Н.
Малыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающ...
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».
Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направ...
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».
Прогулка - один из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент,требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ф...
Методическая разработка "Триз-игры по речевому творчеству для детей дошкольного возраста"
Триз- игры по речевому творчеству....
Методическая разработка "ТРИЗ и творческое развитие дошкольников"
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, креативность....
Методическая разработка «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП»
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.Внедрение инновационных технологий в обр...