Дизайн в коротких штанишках. Консультация для воспитателей
консультация на тему
Дизайн для детей, как создание для ребёнка комфортной, материальной среды одно из важных условий педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn_v_korotkikh_shtanishkakh_konsultatsiya.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизайн в коротких штанишках
Консультация для воспитателей
Разработала Бодрова М.А.Старший воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ)
с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Творчество ребёнка можно рассматривать как образец «протодизайна».
Протодизайн – народные истоки развития профессиональной (проектной) дизайн-культуры (кустарные ремёсла- игрушки, мебель, посуда, одежда, инструменты «малой механизации» ручного труда). Так, например, ребёнок сядет на невзрачный, но более устойчивый стул, но при этом его заинтересует более яркий, а необычный стул он назовёт треножником или грибком. Он возьмёт декоративно раскрашенную игрушку. Предпочитая цвета тёплой, солнечной гаммы (жёлтый, красный, оранжевый), и не обратит внимание , к примеру, на бумагу мрачных тонов ( коричневый, тёмно-синий, чёрный).
Дети улавливают в окраске предметов цвета и оттенки, которые есть в природе: «морковный цвет», «солнечная краска». В дизайн-продукции для детей учитывается то, насколько хорошо они чувствуют себя в предметном пространстве. В кукольно-игровом интерьере дети ощущают себя комфортнее, чем во взрослом, как и в знакомой обстановке, нежели в непривычной. Однако новизну они воспринимают эмоционально. Дети любят всё необычное: принимают самые неожиданные положения, чтобы иначе увидеть привычное. Например, лёжа на коврике, они осматриваются вокруг, закидывая голову: «Как в космосе, я лечу на корабле – всё наоборот». Трансформация оборудования (складываемое, сборное, откидное, раздвижное, распашное и т.п.) вызывает у ребёнка интерес и активность. В театрализованных представлениях, на утренниках и развлечениях они испытывают восторг от таких эффектов, как пульсация света, бегущее, нарастающее и лучевое освещение (фейерверки, салюты).
Впервые в России группа московских дизайнеров в 1968 году успешно реализовала «пилотную» разработку художественного оформления и оборудования дошкольного учреждения. Красивая разнообразная цветовая отделка помещений, комплексная мебель для детей и взрослых, текстильный декор, новые интерьерные крупные игрушки и обеспечение детской деятельности современными пособиями и материалами привлекли внимание педагогов и дизайнеров. Творческие работы детей и воспитателей стали занимать достойное место в оформлении интерьера, являясь визитной карточкой каждой возрастной группы.
Дизайн для детей, как создание для ребёнка комфортной, материальной среды одно из важных условий педагогической работы.
Как деятельность продуктивная и эстетически содержательная, дизайн- деятельность имеет свои цели, образовательные принципы и развивающие ребёнка методики. Дети играют в «ряжения кукол», в «дочки-матери», обустраивают комнаты и домики, строят «крепости» и «замки». Они моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации в своих играх. Всё это можно делать не только с интересом. Но красиво, со вкусом и аккуратно, для последующего использования в играх и украшениях праздников и в быту.
В этом случае уже можно говорить о том, что ребёнок занимается проектированием, истоками дизай-деятельности, ещё не вполне это осознавая. Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому её называют дизайн-рукоделием в Японии, Италии, США, Франции.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера).
Продукты детского дизайна-творчества могут быть использованы сразу же в играх и в быту. В этом случае ребёнок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки с работами сверстников (по стилистике, манере-почерку).
Взрослый художник, прежде чем что-то создать, делает эскизы. Много рисунков для ткани, предметов одежды, игрушек, бытовых изделий и… Ребёнок же склонен представлять некую общую картину, он не обучен ещё расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своём сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки (плана помещения, выкройки одежды). Однако чертёж, рисунок, эскиз, графическая схема какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с четырёх лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты.
Если младший дошкольник чаще всего выполняет задание методом «проб и ошибок», то старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия. Проигрывая практически «в уме» варианты решений ( выбирая, сравнивая, меняя, пробуя), ребёнок достигает результата, и тем быстрее, чем интереснее задание, ярче его способности и богаче опыт дизайн-рукоделий. Одно и тоже задание девочки и мальчики выполняют по-разному. Девочки стремятся к декорированию изображаемого, к украшательству, яркости палитры и аккуратности исполнения, мальчики же склонны к сюжетным интерпретациям темы, некоторой небрежности в работе.
Дизайнеры пользуются в своей работе разными природными и искусственными материалами, способами и приспособлениями. Дети во многом используют те же материалы и инструменты: бумагу, картон, лоскут, краски, карандаши и фломастеры, глину и пластикаты, клей, природные материалы, линейки, лекала, ножницы, шаблоны, трафареты, детский пантограф, изготовленные макеты изделий. Ребёнка также можно научить бережно обращаться с исходными материалами, привить ему навык использования остатков материалов, утилизируя при изготовлении изделий «бросовый материал».
Детский дизайн многообразен по своим проявлениям: дети пробуют себя в рисовании, лепке, изготовлении аппликации и коллажей, в конструировании и моделировании, в декоративно-прикладном искусстве (плетение, ткачество, вышивание).
Появляются перспективные направления детского дизайна: игровой и декоративно-пространственный дизайн. Моделирование предметов одежды, создание новых аранжировок для одежды. Её аксессуаров и оформление игрового, бытового и праздничного интерьера.
Если качество изделий влияет на успех дизайн-фирмы, карьеру дизайнера, на воспитание художественного вкуса у потребителя, то ребёнок не ставит качество изделия целью своей деятельности, а лишь стремится к этому, самовыражаясь, развивает свои умения., учится на собственных ошибках. Однако продукция детского дизайна вполне может занимать своё место на рынке продуктов художественного творчества, что и подтверждают многие специалисты.
В работе с детьми можно использовать незаконченные работы, где дети должны дооформить их, применяя свои знания по хохломской, Городецкой росписи, украшений подносов Жостова и дымковской игрушки.
Для детей предлагаются силуэты матрёшек и посуды, бумага, лоскут декоративных ковриков и тканей, элементы одежды (рубахи, порты, сарафаны, косынки и платочки, лапти и сапожки), другие изделия и сувениры для подарков гостям. При подготовке к мероприятию, накануне, воспитатели знакомят детей с иллюстрациями и предметами народного быта, показывают слайды и видео (ярмарки и балаганы, выставки в музеях народного творчества, краеведения и этнографии); обращают внимание на красоту и своеобразие, декор старинного зодчества. Интерьеров, одежды и утвари.
Музыкально-поэтические сценарии развлечений дожны создавать атмосферу народного гуляния с музыкой и плясками, фольклорными играми и шутками, аттракционами и традиционным изготовлением и «распродажей» детьми-коробейниками изделий и сувениров, выполненных детьми к «Ярмарке». В подготовке изделий со старшими дошкольниками участвуют и воспитанники младших групп по своей возрастной программе.
Детям нравится быть «мастерами», дарить и обмениваться подарками (расписными ложками, досточками, тарелочками, салфетками, косынками…) Детей веселят фасоны, цвета сарафанов и рубах, портов, лаптей и картузов с розами, накладными усами, носами, бородой, париками. Их радуют народные пляски и шутки «Петрушка», «Скоморох», «Коробейники», «Матрёшки», «Медведь с цыганами», «Зайчик, «Лиса», «Петушок». Музыкальные номера на балалайках, домрах, цитрах, дудочках, гармониках усиливают художественно-образное впечатление детей. Своё участие в дизайн-проекте развлечения дети долго вспоминают и отражают в рисунках,
играх в детском саду и дома.
Такие темы декоративных композиций к развлечениям как « Прилёт птиц», «голубое половодье», «Бегущие облака», «Первоцвет», «Дары леса», «Цветущий луг», «Весёлые букеты», «разноцветные бабочки», «Золотой листопад», «Нарядный хоровод», «Дары урожая, «Голубая метелица», «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки», «Царство Снежной королевы», « Белая сказка» обсуждаются вместе с детьми как дизайн- проекты.
Таким образом, ознакомление детей с работой по этой методике состоит из занятий, на которых они практически осваивают последовательность способов действий при подготовке декоративного убранства в рисунке, макете и его воплощений в помещении. Дети знакомятся с построениями тематического убранства и его декоративными акцентами. Полезно подготовить и провести циклы занятий по выяснению и обогащению эстетических представлений старших детей о дизайне праздничного интерьера, а также познакомить их со спецификой поэтапной разработке оформления помещений к праздничным утренникам.
Меняются и отношения детей со взрослым: если прежде дети подражали педагогу (художнику), «дооформляя» пособия-раскраски и созданные им образцы (метод «белых пятен»), то на новом этапе освоения дизайн- деятельности педагог (художник) уже использует творческие находки самих детей-«проектировщиков» при создании генерального «наглядного ориентира» будущего изобразительного образа декоративного убранства интерьера к праздничным событиям.
По материалам книги Пантелеева Г.Н. «Детский дизайн», - М. «Карапуз- дидактика», 2006г.
Предлагаются следующие темы для самообразования педагогов:
Дизайн и дети.
Приобщение детей к дизайну.
Природа, ребёнок, творчество и дизайн.
Архитектурно-художественное конструирование.
Использование народных орнаментов в детской аппликации.
Цвет как основа образности в русском народном творчестве.
Дизайн вчера и сегодня.
Экологический дизайн в изменении предметно-развивающей среды.
Роль детского дизайна в эстетическом воспитании.
Увлекательный мир дизайна.
Чудеса из бумаги.
Литература:
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.1986г.
- «Истоки»; Базис развития ребёнка дошкольника. - М.2000.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. - М.2007.
- Лялина Л.А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М. ТЦ СФЕРА 2006.
- Парамонова Л.А. Детское творчество и конструирование. - М.1999.
- Петров Е.А., Коробцева Н.А. Истоки имиджа. - М.2000.
- Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. - М.2001.
- Сорина Е.А. Сорина Н.А. необходимый имидж. - М.2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стенгазета "Юмор в коротких штанишках"
День весенний сегодня смеётсяНадо мной, над собой, просто так.Смех дымком над планетою вьётся,Расцветают улыбки, как мак. Мир смеётся и это прекрасно! Тают в душах снежинки и лед, Это значит ...
Бал в коротких штанишках
Сценарий развлечения.Вторая младшая группа....
Брошюра для родителей по ИЗО "Художники в коротких штанишках"
Занимательные задания и информация для родителей по ИЗО...
Сценарий выпускного в яслях “Бал в коротких штанишках”.
Дети заходят друг за другом в зал под музыку «Топ- топ, топает малыш» (Слова и музыка С. Пожлакова ).Вед.: Собрались сегодня в зале,Мы на праздник в этот час.Посмотрите, как красивыНынче малыши у нас....
Сценарий выпускного в яслях “Бал в коротких штанишках”.
Дети заходят друг за другом в зал под музыку «Топ- топ, топает малыш» (Слова и музыка С. Пожлакова ).Вед.: Собрались сегодня в зале,Мы на праздник в этот час.Посмотрите, как красивыНынче малыши у нас....
Стендовая консультация для родителей "Юмор в коротких штанишках"
В стендовой консультации для родителей представлены размышления учителя-логопеда о словотворчестве детей- дошкольников и приёмах развития речи у них....
Абитуриенты в коротких штанишках. Памятка для родителей будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущих первоклассников. Особенности психологической готовности ребенка к школе...