Опыты и эксперименты
опыты и эксперименты на тему

Юферова Ольга Владимировна

 

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе

 

Тема: «Почему снег белый?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Петушок»

 

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе «Теремок»

Тема: «Почему снег белый?»

                                              Разработала: Юферова О.В.

2014 год.


Тема: «Почему снег белый?»

 Цель:

  • Обобщение представлений о некоторых свойствах льда и снега.
  • Формирование умения соотносить рукотворные предметы с предметами неживой природы (льда и снега), делать простейшие выводы.
  • Установление причинно-следственных зависимостей о цвете снега и его цветоизменениях.

Дифференцированный подход:

  • У детей с высоким уровнем развития выявлять умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Следить за речь детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, полным ответом.

Индивидуальная работа:

  • Активизация речи малоактивного ребенка Даши через заучивание загадки.

Способы:

  • Ситуативные беседы о проведении опытно-экспериментальной работы.
  • Использование художественного слова (загадки)
  • Игровой момент
  • Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Средства:

Демонстрационный материал: плоские изображения-зайка,2 тазика, кусочек оргстекла, белая  бумага и бумажная салфетка. Иллюстрации с изображением восхода и заката зимой, пинцет.

Раздаточный материал: Прозрачная пленка (целлофан), листы цветной бумаги (по количеству детей), ножницы, фонарики.

Предварительная работа: 

  • Проведение исследований, опытов.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдение  за  снегом ,снежинками, сугробами во время прогулки.

Ход  НОД:

Я знаю : вы у меня очень любознательные, любите узнавать новое, экспериментировать .Расскажите, а какие опыты и эксперименты мы с вами проводили не давно? Ребята и сегодня я вам предлагаю по экспериментировать. Давайте мы с вами присядем в кружок.

- Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе?

-А хотите узнать, что в них лежит?

- Для этого вам нужно отгадать  загадки.

Первую загадку загадаю я:

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет (снег)

Значит, в одной ванночке находится, что…..снег.

А еще одну загадку нам загадает Точилина Даша:

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло (лед)

Значит, в другой ванночке находится, что…..лед

- Правильно отгадали загадки, а теперь давайте рассмотрим снег и лед.

- Посмотрите на снег - какой он? (белый, пушистый, мягкий, холодный)

- Теперь рассмотрим лед - какой он? (гладкий, твердый, холодный, прозрачный)

- А чем похожи снег и лед? (они в тепле тают, появились из воды и т.д.)

- А чем они отличаются? (лед тает дольше, лед прозрачный и т.д.)

 Ребята, наш Зайка-любознайка приготовил для вас игру, которая называется “Похоже – не похоже”.

- У зайчика в мешочке лежат разные предметы, и он предлагает вам достать любой из них и сказать, чем этот предмет походит на снег или лед. Будьте внимательны.

Дети описывают по одному предмету (вата, зеркало, оргстекло, белая бумажная салфетка, белый кубик)наводящие вопросы :-на что похоже,- чем схожи, поэтому….

Воспитатель:  Ой ребят пока мы тут играли в игру, наш зайка-любознайка поссорился с лучшим  другом Ежиком ,у них завелся спор после вчерашней прогулки  по городу, Зайка   говорит: - Какой чудесный белый снежок! А Ежик  посмотрел вокруг и говорит, что никакой снег не белый, а голубой или даже сиреневый, и они  поссорились. Ребята может мы попробуем помочь зайке и выручим его, доказав  Ежику  что снег- действительно белый.

Воспитатель: - Дети, действительно, а снег белый?  не красный ,не  зеленый? (мнения детей)

Воспитатель: Давайте начнем все по порядку. Вспомним : из чего состоят снежные сугробы на улице? (из снежинок) А помните, мы с вами рассматривали снежинки через увеличительное стекло? Какие они были? (маленькие, красивые и т. д.). На что они были похожи? (на звездочки, на тоненькие льдинки, были прозрачные)

Воспитатель: А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Тогда и снег должен быть прозрачный. Попробуем провести эксперимент. Только опыт поможет найти ответ.

 - Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате? (нет) Почему? (растает) Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.(Чем? похвалить ответы)

На столе приготовленные предметы и воспитатель обращает на них внимание.

- Вот посмотрите на эти предметы и выберите наиболее подходящий (дети выбирают из трех предметов - салфетка, пленка, белый лист). Чем похожа пленка на лед? (гладкая, прозрачная)

Давайте посмотрим через нее на вещи. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе? (нет) Почему? (она прозрачная)

А теперь давайте попробуем сложить нашу “ льдинку” в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим.

- Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге (она стала не совсем прозрачной). Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.

- Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу “льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать? (разрезать на мелкие кусочки)

- Давайте попробуем. Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

- Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет)

Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.

-Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный)

- Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.

Воспитатель: Ну что ребята устали. Устоим физкультминутку.

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес - ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес!- разводят руки в стороны
Справа - березка в шубке стоит - отводят руку
Слева - елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся – кружатся
На землю тихо ложатся - приседают
Вот зайчонок проскакал - прыжки
От лисы он убежал
Где-то волк по лесу рыщет – имитируют бег “волка”
Он себе добычу ищет

 Воспитатель: Дети, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего “снега”?

А секрет оказывается вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

Воспитатель: А вот почем Ежик  увидел снег сиреневым ,теперь объяснить  совсем просто. Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым. Давайте это и проверим.

Чтобы получить фонарики разного цвета я на пленку нанесла краску разных цветов.

Воспитатель включают фонарики и  освещают снег в тазике разным светом.

 Воспитатель: Посмотрите на картины, которые видите на доске и скажите, каким нарисовали снег художники? А почему на этой картине снег розовый? ( указывает на картину, где изображен восход солнца) А на этой картине снег уже сиреневый. Почему? (потому, что художники рисовали восход и закат)

-Ну вот мы и доказали……что снег действительно белый и отражает любой свет!

зайка-любознайка уже не грустит, и он обязательно расскажет своему другу ежику о наших экспериментах и они помирятся.

Заключительная часть.

Воспитатель: Как хорошо когда можешь кому-то помочь. А вам ребята понравился наш эксперимент? (да) А где было особенно интересно? Что нового узнали?

Я думаю, что вашим друзьям ,братишкам ,сестренкам тоже будет интересно узнать почему снег белый, и вы и все расскажите. Ну а сейчас можно и отдохнуть.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Петушок»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Теремок»

Тема: «Удивительные камни»

                                           

                                                Разработала: Юферова О.В.

                                     2014 год.

Тема: «Удивительные камни»

Цель:

        Формирование умения  работать с таблицей, и по плану-схеме, закрепление  навыков работы последовательно, в определенном порядке

Ознакомление  со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Воспитание  желания  помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Индивидуальная работа: 

Вызвать  желание у Насти отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности

Способы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

Средства:

Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монетка, стакан с водой, мел, лимон), канат, кукла “Хозяйка медной горы”, оформленная выставка камней, конфеты “Морские камушки”.

Ход НОД:

– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).

– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).

(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат).

– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).

– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).

(Воспитатель помещает карту на мольберт)

– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).

– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).

– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)

– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)

– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)

– Что это? (камни)

– Для чего нужны камни? (ответы детей)

– Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…).

– Возьмите каждый по одному камню.

– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.

– Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

– Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

– Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.

(Дети идут по канату на полу).

– Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Положите камень на разнос к камням, которые там лежат.

– Сегодня вы исследуете свойства камней.

– Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы.

– Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях?

(Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме).

– У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”.

– Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его. (Беседа с детьми индивидуально: Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый? Занесите результаты в таблицу).

– Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей).

– Приступайте ко второму опыту. Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные) Занесите результаты увиденного в таблицу.

– Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.

(Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне? Занеси в таблицу).

– Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой?

(1-2 ответа ребенка).

– Уважаемые ученные приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они появляются?

– Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка 
(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает
, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, 
(встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет 
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь 
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. 
(часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

– Пройдите за рабочие места, продолжим работу, проверим камень на твердость.

– Поцарапайте камень ногтем, если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”. Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем. (Индивидуально: какой камень у тебя? Поставь в таблице знак).

– Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка)

– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

“Белый камушек растаял
На доске следы оставил”

– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.

– Найдите среди камней мел и покажите его мне.

– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

– Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем.

– Что можно сказать о меле? (мел мягкий)

– Значит, камни бывают и мягкие и твердые.

– Возьмите камень и опустите его в воду. Что происходит? Отметьте в таблице результаты наблюдения.

– Вот вы заполнили всю таблицу. Получили результаты исследования.

– Подойдите к карте. Какое следующее задание?

(На карте нарисован конверт)

– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)

– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)

(Собирают портрет хозяйки медной горы).

– Кто это? Что вы о ней знаете?

Появляется хозяйка медной горы.

– Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории. И я вижу, что вы проводили опыты с камнями. Что же вы узнали?

– Настя расскажи Хозяйке медной горы, что мы сегодня узнали о камнях.

– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!

– Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я дарю вам эту книгу. Когда прочтете книгу, соберите музей разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее. ( кукла в костюме Хозяйки медной горы).

– Карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей познакомить со свойствами камня.(снимает карту с доски). До свидания, очень рада нашему знакомству (уходит).

– Скажите, что нового вы узнали сегодня?

– Я довольна вашей работой, а книгу мы обязательно прочтем и музей камней соберем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Петушок»

 

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Теремок»

Тема: «Домашний лимонад?»

                                              Разработала: Юферова О.В.

2013 год.

Тема: «Домашний лимонад»

Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель) 

Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).

Воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца.

Методы и приемы :

  • наглядный,
  • экспериментирование,
  • наблюдения,
  • метод демонстрации алгоритма.

Средства:

  • вода (простая теплая, газированная),
  • посуда (прозрачные стаканы, блюдца, ложки чайные, прозрачный графин 1 литр),
  • продукты (сахар-песок, лимон ),
  • иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.

ХОД НОД:

1 ЧАСТЬ: 

Педагог: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?

Ответы детей: 2 лейки

Педагог: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?

Ответы детей: да

Педагог: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдет с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)

ОД: засохнет, завянет, погибнет

Педагог: А кто еще любит пить воду?

ОД: Люди, животные и т.д.

Педагог: Верно ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей)

Педагог: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?

ОД: Сок, чай, молоко и т.д.

Педагог: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?

ОД с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.

Педагог: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!

2 ЧАСТЬ:

Обращение педагога к детям, с одновременным показом:

  1. Ребята, возьмите каждый себе по кружки с водой, блюдце и чайную ложку.
  2. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода.

Какая вода?

Ответы детей с помощью педагога:

по температуре: теплая,

по виду: прозрачная,

по вкусу: пресная

  1. Давайте растворим в теплой воде немного сахара

Педагог и ребенок берут пиалы с сахаром, набирают пол чайной ложки сахар и кладем в свою кружку, после передают по кругу товарищам, чтобы каждый мог взять немного сахара. Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.

Какая стала вода?

Ответы детей с помощью педагога:

по температуре: осталась теплой,

по виду: стала немного мутной

по вкусу: стала сладкая.

Педагог: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.

Физкультминутка

Педагог: А теперь ребята надо добыть лимон, давайте разомнемся

Лимон на дереве найдем

Тянем руку вверх

И с ветки мы его соврем

Эмитируем срывание с дерева фрукта

Мы знаем это кислый фрукт

Движение мытья рук, прямой ладонью двигаем назад вперед

Мы Лимонад готовим друг!

Показываем большой палец вверх, рука прямая вперед.

  1. Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром), и положим лимон в кружку. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью педагога:

по температуре: осталась теплой,

по виду: имеет желтоватый оттенок

по вкусу: стала кисло-сладкая.

Педагог: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

  1. Домашний лимонад готов.

3 ЧАСТЬ

Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий лимонад?

Ответы детей с помощью педагога: из сахара, лимона и воды

Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Давайте я приготовлю лимонад для гостей, а вы мне напомните, из чего мы его делали.

  1. Беру теплую воду
  2. Что первым добавляем в воду (ОД сахар). Сколько нужно сахара? Половина лужки хватит, на такой большой графин? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим две чайной ложки.

  1. Что теперь добавляем? Маленькой дольки лимона хватит? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим половину лимона.

Все тщательно перемешаем.

Вот и готов домашний лимонад для гостей (разливаем в пластиковые стаканчики для гостей, дети угощают)

Педагог: Теперь ребята скажу вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нем много витаминов.

После того, как вы допьете свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями Лимонад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...