"Мир познаем вместе"
проект (младшая группа) на тему
Педагогический проект предметно-пространственной среды для организации познавательно - исследовательской действий для детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс педагогических проектов
предметно – пространственной среды
« Мир познаём вместе »
для организации
познавательно – исследовательских действий
детей раннего возраста
Воспитатель: Филатова Надежда Александровна
Первая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 1 « Детский городок »
г. Павлово
2014 г.
Пояснительная записка
Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому подтверждение - их любознательность и постоянное желание обследовать предметы: потрогать, понюхать, погладить, бросить, попробовать на зубок и т.д.
Моя задача, как педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, развивать и направлять деятельность детей.
Цель моего проекта по организации условий для познавательно-исследовательской деятельности детей - обеспечение как можно в более полном объеме использования образовательного потенциала предметно-пространственной среды для организации познания детей раннего возраста.
При создании среды я старалась учитывать возрастные психологические особенности детей, современные принципы к организации предметно-пространственной среды и интересы детей.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности использую простейшие приборы и приспособления: лупы, «волшебный мешочек», «шумящие коробочки», тактильная панель, зеркальце для игры с солнечным зайчиком, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, игры и дидактические пособия сделанные своими руками («Волшебная машина», «Бабочка», тактильные мешочки, мобили «Времена года» - описание в Приложении).
В группе оборудован специальный центр для детского экспериментирования: игры с водой, песком. Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ (например, песок: сухой песок можно пересыпать, сырой песок хорошо лепиться и др.).
В познавательном центре детям предлагаются материалы, которыми можно действовать по-разному. Например, с шариком можно проводить следующие игры-эксперименты: «Прокати шарик с горки», «Протолкни шарик», «Ловим шарики», в которых дети познают различные свойства одного и того же предмета.
Пособия для познавательно-исследовательских действий я использую на играх-занятиях, в совместной с детьми деятельности, а так же для самостоятельной деятельности детей. Весь материал для познавательно-исследовательской деятельности расположен на уровне, доступном для детей - специальном дидактическом столе, остальные объекты для исследования располагаются в поле зрения детей на стеллажах и полках, для свободного использования ими. Пособия периодически меняются в течение года, чтобы вызвать интерес у детей к новым материалам, или возвращаются вновь для использования в новом качестве.
При подборе и изготовлении пособий в первую очередь обращаю внимание на безопасность в использовании детьми игр и материалов (используются пластмассовые предметы с закругленными краями, мелкие и сыпучие материалы плотно зашиты и недоступны для детей и т.д.).
Я считаю, что созданные в группе условия для элементарного исследования позволят моим воспитанникам познать различные свойства, качества, возможности предметов и материалов, пробуждают в детях желание действовать. В ходе исследовательской деятельности ребёнок раннего возраста учится наблюдать, сравнивать, размышлять, соблюдать правила безопасности.
Игры – эксперименты с круглым предметом
Вариант 1 «Протолкни шарик»
Цель: формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий.
Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шарик.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями разной формы, обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко; обводя квадратное отверстие говорит, что есть и такое окошко. Затем предлагает детям обвести рукой эти отверстия, акцентируя внимание на то, что они разные: такое и такое. Последние слова должны совпадать с жестом, обводя форму отверстий.
После этого педагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие. Момент исчезновения шарика воспитатель сопровождает радостный восклицанием: «Нет шарика!», вызывая у ребят положительные эмоции.
Для самостоятельной работы каждый ребенок получает коробку с отверстиями и предметы для проталкивания.
Коробка перед малышом располагается таким образом, чтобы справа от него находилось круглое отверстие, поскольку в правую руку детям сначала дается шарик.
Задание можно усложнить, если изменить положение коробки: круглое отверстие размещается слева, и ребенку опять дается шарик в правую руку.
Аналогично могут проводиться и другие игры-занятия.
Вариант 2 «Прокати шарик с горки»
Цель: упражнять детей скатывать шарик с наклонной плоскости, совершенствовать действия с предметами.
Материал: шарики, деревянный лоток
Вариант 3 «Ловим шарики»
Цель: формировать умение малышей ловить плавающие в воде шарики.
Материал: миска с водой, шарики, ситечко или черпачок
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на миску с водой, где находятся шарики. Предлагает детям выловить шарики с помощью черпачка.
Полученный навык дети могут использовать в самостоятельной деятельности, играя в «сухом мини-бассейне» (настольном).
Список методических пособий
- Е. О. Смирнова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» Мозаика – Синтез, 2008
- М. А. Аралова «Игры с детьми раннего возраста»
Сфера – Москва 2011
- Д. Н. Колдина « Игровые занятия с детьми 1 – 2лет»
Сфера – Москва 2010
- Н. Денисенкова, И. Маврина « Ваш ребенок познает мир» Дошкольное воспитание 2000 - №2
- О. В. Дыбина , Н. П. Рахманова « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Сфера – Москва 2001
- А. И. Иванова «Детское экспериментирование как метод обучения» Управление ДОУ – 2004 - №4
- Т. Костевская « Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении» Дошкольное воспитание 2012 - №2
- А. Савенков «Маленькие исследователи в реальной жизни» Из опыта работы организации исследований в детском саду, Дошкольное воспитание 2004 - № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мир познаем вместе"
Игры с песком и водой...
ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» Рекомендации для родителей «Познаем вместе с мамой»
ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» Рекомендации для родителей «Познаем вместе с мамой»...
Презентация "Мир познаем вместе"
Презентация "Мир познаем вместе"...
Сценарий городского фестиваля детско-взрослых проектов «Познаем вместе»
Сценарный сюжет по мотивам мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей"...
Сценарий городского фестиваля детско-взрослых проектов "Познаем вместе"
Сценарный сюжет по мотивам мультфильма "Алеша Попович и Тугарин змей"...
Педагогический проект " МИР ПОЗНАЕМ ВМЕСТЕ"
Цель данного проекта является ознакомление детей с предметами окружающего мира, их качествами и свойствами. Дети исследуют свойства предметов, осваивают окружающую среду....
Сценарий городского фестиваля детско-взрослых проектов "Познаем вместе"
Сценарный сюжет по мотивам мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей»....