Кружок "Чудесная бумага"
материал (средняя группа) на тему
Рабочая программа кружка "Чудесная бумага"
Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 20.77 КБ |
perspektivno-tematicheskiy_plan.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение
«Детский сад с. Узморье»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский сад с. Узморье»
Клименко Е.В.
Рабочая программа
Кружка
«Чудесная бумага»
I разновозрастная группа
(старшая подгруппа с 5 до 6 лет)
Руководитель:
Иванова Светлана Георгиевна
Пояснительная записка.
Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Работа с таким материалом как бумага имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Цель программы
Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Ожидаемый результат.
- Научиться различным приемам работы с бумагой;
- Узнать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Научиться следовать устным инструкциям;
- Создавать изделия оригами;
- Развить внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;
- Овладеть навыками культуры труда;
- Приобрести навыки работы в коллективе.
Структура занятия
- Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
- Пальчиковая гимнастика.
- Выбрать объект для поделки, обсуждение, оговорить план действий.
- Выбор цвета.
- Самостоятельная работа детей.
- Анализ готовой работы.
- Физкультурная минутка или игра с поделкой.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 31.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Содержание программы.
Блок 1 – «Волшебные полоски»
Блок 2 – «Игры с бумагой»
Блок 3 – «Рваная бумага»
Блок 4 – «Мятая Бумага»
Блок 5 – «Объемная аппликация»
Блок 6 – «Игрушки в интерьере»
Блок 7 – «Плоскостной картонаж»
Блок 8 – «Что имеем, то храним»
Блок 9 – «Вырезаем из бумаги»
Блок 10 – «Оригами»
Список литературы
1. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
2. Никонова Е.А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России.- СПб.: «Паритет», 2005.
3. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб.: «Детство – пресс»; 2005.
4. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008.
5. Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999..
6. Грушина Л.В.Что имеем, то храним. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.
7. Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
8. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002.
9. Карнавал: маски, костюмы. (Наши руки не для скуки)/ Рей Гибсон// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
10. Домашний кукольный театр: куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы (Наши руки не для скуки).// К. Хайнс и др.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематический план для детей старшей группы на 2014-2015 учебный год
Месяц | Тема | Содержание занятия | Компонент ДОУ | Материал | Сопутствующие формы работы | |
Сентябрь | Объемная аппликация | Осенний лес | Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Изготовить коллективную объемную аппликацию на листе бумаги. | Бумажная пластика. Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира. | Полоски бумаги 1*5 см для стволов белого и коричневого цвета, прямоугольники 12*15для кроны желтого, оранжевого и бордового цвета. | Ознакомление с окружающим. Экскурсия на природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе. |
На лесной полянке | Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. | Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. | Полоски бумаги 1*5 см для стволов белого и коричневого цвета, прямоугольники 12*15для кроны желтого, оранжевого и бордового цвета, конфетти, еловая шишка, пластилиновые шарики, веточки. | Развитие речи. Беседа на тему: «Кто живет в лесу?» Закрепление понятия «дикие животные». Дидактическая игра «Посели животное». | ||
Дары осени – овощи | Научить делать объемную аппликацию дары осени – овощи. | Учить детей правильно складывать бумагу, работать с ножницами и клеем, воспитывать аккуратность. | Полоски длиной 15 см и шириной, равной высоте шаблона: морковь, свекла, огурец – 12 см, перец – 9см, помидор – 6 см, соответствующего цвета. | Развитие речи. Чтение стихотворения Тувим Ю. «Овощи». Д/и «Во саду ли, в огороде». | ||
Октябрь | Дары осени – фрукты | Научить делать аппликацию с фруктами. | Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук. Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Полоски длиной 15 см и шириной, равной высоте шаблона: груша – 9,5 см, яблоко – 7 см, слива, абрикос – 4,5 см, виноград – 3,5 см соответствующего цвета. | Театрализованная деятельность по сказке Сутеева В. «Яблоко» | |
Осенняя ветка | Познакомить детей с новым видом объемной аппликации, объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и «гармошкой». | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. | 2 прямоугольника 5*10 см желтой бумаги для листьев, полоска 12*0,5 см коричневого цвета, ½ листа цветного картона. | Музыкальное воспитание. Слушание песни «Падают, падают листья» сл. М.Ивенсон, муз. М.Красева. | ||
Зонтик | Изготовление зонтика способом объемной аппликации. | Наблюдение за погодой, соотношение ее со временем года. | Полукруг радиусом 8 см, полоска 0,5*15 см, ½ альбомного листа. | Развитие речи. Стихотворение С.Г. Козлова «Серый дождик затяжной». Рассматривание картинок на тему «Погода». | ||
Георгины | Изготовление осеннего цветка – георгина. Показать новый способ создания объемной аппликации путем многослойности. | Способствовать развитию воображения, эмоциональной отзывчивости. | Круги красного цвета радиусом 4,5 см и 5,5 см и два круга радиусом 6 см, полоска зеленого цвета 0,5*12 см – стебель, квадрат желтого цвета со стороной 1 см – тычинки, прямоугольник голубого цвета 7*10,5 см – ваза. | Ознакомление с окружающим. «Чем осень нам запомнилась?» - «Цветами». Дидактическая игра «Назови этот цветок». | ||
Ноябрь | Астры | Изготовление цветка астры. Закрепить способ многослойности. | Учить детей складывать бумагу, ножницами придавать нужную форму, формировать из деталей объемную аппликацию. Развивать цветовое восприятие. | 4-6 кругов цветной бумаги розового или фиолетового цвета радиусом 3,5 см для цветка, квадрат желтого цвета со стороной 1,5 см для тычинок, полоска зеленого цвета 12*0,5 см – стебель, прямоугольник 8,5*5,5 см – ваза. | Художественное воспитание. Напомнить детям понятие «натюрморт». Дидактическая игра «Создай из предметов красивый натюрморт». | |
Ёжик | Создать объемную аппликацию ежика, используя способ изготовления астры. | Закрепить навык складывания бумаги «юбочкой», нарезание краешков «лучиками», развивать воображение, мелкую мускулатуру рук. | Полукруг сиреневого цвета радиусом 2,7 см – голова, прямоугольник сиреневого цвета 2*4 см – туловище, 8 кругов фиолетовой бумаги радиусом 3,5 см – колючки, прямоугольник 3*4 см – нос, конфетти – глаза. | Физическое воспитание. Дыхательная гимнастика «Ёжик». Экологическое воспитание. «Угощение для ёжика». | ||
Ёлка | Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. | Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике. | Прямоугольник коричневого цвета 1,5*1 см, прямоугольник зеленого цвета 14*22 см, шаблон. | Изобразительная деятельность. Рисование по загадке «Зимой и летом одним цветом». | ||
Ёлочные игрушки из «гармошки» | Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. | Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. | Цветные прямоугольники 6*12 из плотной бумаги разного цвета, елочные игрушки. | Развитие навыков декоративного конструирования. | ||
Декабрь | Матрешка | Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению украшений к празднику. Знакомить с традициями русского народа. | ¼ круга розового цвета радиусом 5,5 см – платочек, малиновый прямоугольник 9,5*16 см – платье, конфетти –горошки, желтый полукруг радиусом 1,7 см – прическа, белый круг R=1,7 см, конфетти для глаз, щёк и рта. | Театрализованная деятельность. Разучивание ролей к новогоднему празднику. Рассматривание фотографий детей с прошлого новогоднего праздника. | |
Веточка ели | Изготовление веточки ели. | Создание праздничного настроения и украшение группы к празднику. | 2-3 прямоугольника зеленого цвета 35*15 см, елочные игрушки из «гармошки», матрешка. | Экологическое воспитание: «Для чего сажают ёлки?» Музыкальное воспитание. Разучивание песенки о елочке. | ||
Январь |
| Снегурочка | Создать объемную аппликацию «Снегурочка» используя бумагу и вату. Показать детям новый способ аппликации. | Способствовать развитию у детей воображения, умения использовать в аппликации дополнительный материал. | Голубой прямоугольник 5,5*6 см – корона, белый круг радиусом 1,5 см – голова; желтые полукруг радиусом 1,5 см и 2 полоски 1*8 см (косы) – прическа; красная полоска 1*3 см – рукавички, ¼ круга голубого цвета радиусом 8 см – шубка, конфетти для глаз, щёк, носа и рта, вата. | Развитие речи. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» |
Снежинка | Научить детей делить круг на 6 и 12 частей, вырезать снежинку. | Познакомить с новым способом аппликации. | Круг из тонкой бумаги для пишущих машин белого цвета радиусом 5 см или 3,5 см. | Театрализованная деятельность. Кукольный спектакль «Как медведь считал снежинки» | ||
Февраль | Звезда | Научить детей делать из бумаги звездочку. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Круги цветной бумаги желтого, оранжевого и красного цвета радиусом 5 см, 4 см, 3 см. | Развитие речи. Чтение рассказа С. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды» | |
Зимняя сказка | Помочь детям, используя приобретенные навыки работы с бумагой, создать то, что они задумали. | Развивать у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Кусочки цветной бумаги различного цвета и разной формы, вата, конфетти, клей, ножницы. | Художественная деятельность. Рисование «Белоснежна, белокрыла наша зимушка – зима». | ||
Подснежники | Изготовить корзину с подснежниками | Способствовать формированию навыков деления круга на 6 частей и использование это при изготовлении поделок, Воспитывать старательность, аккуратность. | Белый круг радиусом 2,5 см – цветок, 2 желтых круга 1,5 см – тычинки. | Театрализованная деятельность. Словацкая сказка «Двенадцать месяцев». | ||
Алые паруса | Научить детей с помощью аппликации создавать корабль с объемными парусами. | Познакомить детей с различными видами морских кораблей. Способствовать развитию навыков конструирования. | Коричневый прямоугольник 21*5 см – корпус корабля, 3 полоски коричневого цвета 0,5*14 см, 0,5*10 см, 0,5*5 см; красные квадраты со сторонами 5,5 см, 4,5 см, 3,5 см – паруса. | Ознакомление с окружающим. Рассматривание картинок и беседа на тему «Морской транспорт» | ||
Март | Мимоза | Создать открытку с весенним цветком – мимозой. Напомнить детям способ скатывания бумаги. | Сформировать навыки детей из кусочков бумаги скатывать шарики, составлять композицию. Вызвать желание сделать красивый подарок для мамы. | Зеленый прямоугольник из полукартона 14*4 см, зеленый прямоугольный треугольник 3,5*9*9,5 см; из цветной бумаги два прямоугольника желтого цвета 14,5*20 см и зеленого цвета 7*10 см | Развитие речи. Разучивание стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине» | |
Мать - и - мачеха | Научить делать из бумаги цветок мать-и -мачехи | Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. | Зеленый полукартоновый прямоугольник 1*2 см зеленого цвета – стебель, желтый круг радиусом 1,5 см – цветок. | Экологическое воспитание. Беседа о подснежниках, рассматривание их на картинкам. | ||
Букет из веток вербы и березы в воде | Создать букет из веток вербы и березы. Напомнить способ придания бумаге формы листочка. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Коричневый прямоугольник 1*4 см – веточка, вата, 2 полоски коричневого цвета 1*18 см – веточки, 3 зеленых прямоугольника 4*8 см – листочки, 2 прямоугольника (желтый и зеленый) 6*2,5 см – листочки, коричневый квадрат со стороной 8 см - ваза | Экологическое воспитание. Рассматривание живых веток вербы и березы. | ||
Букет сирени | Научить детей из бумаги делать объемную аппликацию сирени. | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Белый прямоугольник 15*7,5 см из альбомного листа в форме морковки, 4 зеленых прямоугольника 7*6 см – листья, 15-20 кругов радиусом 1,5 см сиреневого, фиолетового цвета – цветы. | Художественное воспитание. Рисование веточки сирени. | ||
| Веточка яблони | Научить детей делать аппликацию веточки яблони, закрепить навыки складывания из бумаги листочка, вырезания цветов. | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту в аппликации. | 9 белых кругов R=3,5 см – цветы, 9 белых и 9 желтых кругов R=1,5 см – тычинки, коричневая полоска 18* 0,5 – ветка, зеленый прямоугольник 6*12 см – листья. | Ознакомление с окружающим. Беседа на тему «Цветущие сады», рассматривание картинок и иллюстраций. | |
Апрель |
| Нарциссы в хрусталь-ной вазе | Сделать панно «Нарциссы в хрустальной вазе» | Развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать их путем аппликации. | 2 белых круга R=3,5 см – цветок, желтый прямоугольник 5*7 см – тычинки, зеленая полоска 0,5*11 см – стебель, голубой прямоугольник 15*5,5 см – ваза. | Художественное воспитание. Декоративное рисование «Составь узор из листьев, веточек». |
Гвоздика | Научить детей делать из бумаги гвоздики | Развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, закреплять умения вырезать различные формы. | 4 розовых круга R=3,5 см – цветок, зеленый прямоугольник 2*4,5 см – чашелистик, зеленая полоска 0,5*15 см – стебель, зеленый прямоугольник 3*6 см – листья. | Художественное воспитание. Рисование «Готовимся к майским праздникам». | ||
Игрушки в интерьере | Золотая рыбка | Познакомить с понятием «интерьер». Показать прием изготовления игрушки на палочке. | Познакомить с новым способом объемной аппликации. Учить детей пользовать выкройками при создании аппликации по образцу. | Выкройка рыбки, цветная бумага желтого или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки мелких деталей, скотч. | Ознакомление с окружающем. Экскурсия на пруд. Беседа о речных рыбах, слушание Стихотворения Н.Н.Матвеевой «Рыба, рыба…» | |
Май | Райские птички | Сделать игрушку птички. Закрепить прием изготовления игрушки на палочке. | Закрепить навыки работы с выкройками. Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Выкройка птички, цветная бумага желтого или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки мелких деталей, рыболовная леска диаметром 1мм, скотч, пластилин. | Физическое воспитание. Развлечение «Десять птичек – уже стайка». | |
Цветок «Виолетта» | Научить детей с помощью выкройки, цветной бумаги и деревянной палочки делать красивые цветы. | Способствовать усвоению навыков работы с выкройками, развивать эмоциональную отзывчивость. | Выкройка цветка, цветная бумага любого цвета, деревянная палочка, цветная липкая лента, гибкая проволока, выкройки мелких деталей, рыболовная леска диаметром 1мм, скотч, пластилин. | Ознакомление с окружающим. Наблюдение за цветами на клумбах, рисование их в свободное от занятий время | ||
Лягушонок «Квак» | Показать новый вид объемной аппликации и способ ее изготовления | Учить создавать динамические игрушки из бумаги, развивать, мелкую мускулатуру рук | Выкройки туловища, лапок, плотная цветная бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Зайка «Прыг» | Закрепить понятие динамической игрушки и навыки ее создания. | Закрепление умения делать динамическую игрушку. | Выкройки туловища, лапок, плотная цветная бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк. | Развитие речи. Заучивание стихотворения Г. Бойко «Зайчик». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага» [[{"type":"med...
Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.
Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...
Бумага. Применение бумаги
Мастер - класс для педагогов и родителей....