Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
статья на тему

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех  возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех  возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В жизни детей дошкольного возраста большое место занимают разнообразные игры: сюжетные, а затем и сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, игры с песком и водой. Дети этого возраста в игре с сюжетными игрушками передают отдельные действия, подражая близким людям — маме, воспитателю, бабушке. Так, играя с куклой, малыши изображают кормление ребенка, укладывание его спать. Если на протяжении года целенаправленно, систематически давать ребятам определенные представления о том, что делают взрослые, расширять круг игровых действий, можно подвести постепенно малышей к сюжетно-ролевой игре, где будут изображаться взаимоотношения людей. Содержание игры имеет важное значение в нравственном воспитании малышей, так как в хорошей игре имеются большие возможности для упражнения детей в положительных взаимоотношениях, формировании гуманных чувств, необходимых нравственных качеств.

В начале года я поддерживаю индивидуальные игры детей. С этой целью я создаю такие условия, чтобы малышам было спокойно и удобно играть в разных местах комнаты, не мешая друг другу. Тем самым предупреждаются столкновения, обеспечивается овладение каждым ребенком игровыми умениями. От того, какими представлениями и умениями ребенок будет располагать, какой накопит эмоциональный опыт, будет зависеть и его совместная игра со сверстниками: чем больше он знает и умеет, тем интереснее проходит и совместная игра. Я поощряю попытки ребенка не отнимать, а просить у товарища кубик, тележку, обращаю внимание на красивую постройку, вызывая тем самым интерес к игре сверстника и желание присоединиться к нему. Исключительно ценна игра взрослого с ребенком. Игровое общение со взрослым активно способствует освоению малышом нравственного опыта.

В нашей группе много игрушек, которые дают детям возможность играть вместе: большая машина, лошадь, крупный строительный материал, конструкторы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и т. д. Прежде всего я поддерживаю, поощряю все разговоры, возникающие между детьми, когда они обращаются друг к другу с просьбой, говорят о своих действиях, иногда объясняют их. Объединяя детей в игре, я учу их умению общаться со сверстниками, проявлять внимание друг к другу, бережно относиться к игре товарищей, выражаю свое положительное отношение к хорошим поступкам детей, одобряю малейшее проявление внимания к товарищам.

Для воспитания у детей добрых чувств я использую содержание песенок, потешек, сказок, рассматривание картин, одновременно приучая малышей быть на занятиях внимательными, не мешать друг другу, не отвлекаться и не перебивать чтение или рассказ взрослого.

Также забочусь о нравственном развитии детей и во время непосредственно-образовательной деятельности. Я воспитываю у каждого ребенка умение активно участвовать в общей работе, приучаю к более смелому, уверенному поведению в обществе сверстников: прочитать, не стесняясь товарищей, стихотворение, спеть песню, показать движение.

Много внимания уделяется воспитанию у ребят привязанности, любви к родному дому и семье, к своему детскому саду, воспитателям группы и няне. Это кладет начало воспитанию любви к Родине. На простых, конкретных фактах я помогаю ребенку почувствовать общественную роль близких ему людей, ту заботу, которую взрослые проявляют о нем. Воспитанию любви к нашей стране особенно помогают прогулки по улицам родного города. Я обращаю внимание детей на памятники, достопримечательности. Ребятам очень нравятся такие прогулки. Радостные эмоции и впечатления надолго запоминаются. Задача воспитателя заключается в том, чтобы быть чутким, внимательным к проявлениям детской наблюдательности, бережного, любовного отношения к окружающей природе и животному миру.

Тесная работа по нравственному воспитанию детей ведется и с родителями. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Мы проводим совместные утренники, выставки, ярмарки, экскурсии.      Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании дошкольников.

Итак, используя различные виды деятельности детей дошкольного возраста, решаю задачи нравственного развития воспитанников своей группы, создаю необходимую основу для дальнейшего углубления навыков культурного поведения, добрых чувств и отношений к взрослым и сверстникам, расширения представлений об окружающей жизни. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой».

Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...