ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
консультация на тему

Лопина Людмила Александровна

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Отдельные крупинки песка символизируют индивидуальность человека. А песочная масса –жизнь во Вселенной.Игра с песком дарит бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  •  Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Виды познавательных игр в песке:

  • игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
  • географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
  •  фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
  • исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
  •  игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:

  • сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
  • языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
  • дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
  • игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)

При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только увидели и услышали, а еще и включили «телесную» память, плюс бонус - развитие моторики.

Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.

Содержание занятий :

  • этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка –разогревающие игры и дидактические упражнения («Здравствуй, песок!», «Песочный дождь»,»Узор на песке»)
  • этап игр и упражнений с погружением рук в песок («Секретное задание для кротов», «Песочные прятки»)
  • этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка (Аналогично играм с сухим песком)
  • профилактика тревожных состояний(сюжетные игры на песке с использованием игрушек)

     Сочинять истории дети начинают спонтанно. Рисование на песке формирует спонтанность, креативность, способность преобразовывать старые образы в совершенно новые, расставаться с сюжетами, не зацикливаться на них. Один сюжет сменяется другим. И так бесконечно. Просто старое уступает место новому. Много раз, проживая эту тайну, ребенок достигает состояния душевного равновесия.

     В ходе обыкновенного рисования ребенок начинает рисовать ради «результата», и если при этом что-то не получается, он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и у творящего ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития. При этом они не бояться ошибиться или сделать что-то неправильно. Пластичность песка позволяет не бояться ошибок, изменяя любую ситуацию одним движением руки. 

           Интересно, что рисование концентрических  окружностей способствует концентрации внимания. Можно начать рисование с самого маленького круга в центре или наоборот, двигаться от внешней окружности к центру. Рисование спирали, закручивающейся к центру, так же способствует концентрации внимания, а спираль, раскручивающаяся наружу, предполагает динамичное движение.

       При работе с песком у ребенка происходит развитие обеих полушарий головного мозга, приобретение навыка выражения себя. Речь - один из способов выражения себя. За развитие речи отвечает левое полушарие. Детям с нарушением речи необходимо синхронизировать движения 2-ух рук одновременно:

  • Рассыпать (протоптать дорожку). Если одна рука идет вперед взрослый использует отягощение.
  • Горизонтальные и перекрестные дорожки, восьмерки.
  • Встречные поезда

        Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Место игры в развитии ребенка. Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста через игру....

Польза игры с песком для развития ребенка

Все мы с улыбкой вспоминаем, как в детстве играли в песочнице. Мы могли часами колупаться в песке или грязи, копая, пересыпая, строя замки и тоннели. Современные детки, хоть и увлекаются всевозможными...

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидате...

Родительское собрание на тему: «Аппликация, как способ развития творческих способностей ребенка»

В консультации я  расскажу Вам, как с помощью различных видов аппликации развить у детей творческие способности....

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для дошкольника игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....