Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
методическая разработка (средняя группа) на тему
из опыта работы воспитателя Бахтиевой К.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_vozmozhnosti_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_razvitii_rebenka.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
(из опыта работы воспитателя Бахтиевой К.С.)
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребенка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия взрослых в развитии ребенка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе, у 67-69 % детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазированию, сочинительству, который я стараюсь использовать ежедневно.
Решение этих проблем - театрализованная деятельность.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (к.С.Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и ,может быть, особенно именно им.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М .Д. Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функции.
В настоящее время учеными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возвратных группах (Н.Ф.Сорокина и Л.Г.Миланович, Э.Г.Чурилова), выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И.Буренина), предложена методика работы (Т.Н.Доронова, Э.Г.Чурилова), выявлены особенности поведения театрализованных занятий (Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова, М.Д.Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объем знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, мы используем ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни - достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми воспитателями игра-драматизация и вовсе отдается на откуп детям.
Сегодня дошкольная педагогика в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра-ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться воспитателем.
Театрализованная деятельность, которую я организую, является разновидность игры, изначально носит синтетический характер: это разучивание с детьми литературного текста и звучащего слова, обучение пластике и действиям актера, рассматривание и подготовка его костюма и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет мне решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Для развития театрализованной деятельности в группе созданы театры для режиссерской игры: настольный театр картинок и игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе; для игр - драматизация: игры - драматизации с пальчиками; импровизации; с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для педагогов на тему: "Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии дошкольников"
Данный материал подготовлен для педагогов по театрализованной деятельности...
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....
Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по - настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К. С. Станиславский...
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...
«Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии самостоятельности ребенка в младшей группе»
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии самостоятельности ребенка в младшейгруппе»...
«Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»...
Выступление на педсовете: "Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Речевое развитие ребенка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задач...