Статьи
статья на тему
Представленные статьи были опубликованы на разных уровнях, в том числе и в интернет-ресурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 23.14 КБ |
statya_po_srede_derevyankina.docx | 28.77 КБ |
derevyankina_n.v._zaytseva_m.a.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Деревянкина Наталья Викторовна
Бутыгина Елена Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №77 «Василек», г. Нижний Новгород
Формирование экологической культуры младших дошкольников
в условиях проектной деятельности
Уже в середине 20 века ученые забили тревогу об угрозе уничтожения всего живого в связи с глубоким внедрением промышленной деятельности человека в мир природы. Именно тогда стала оформляться новая наука – экология, призванная встать на защиту всего живого на земле. Так появилась острая необходимость в экологическом воспитании личности, то есть в формировании у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основы такого воспитания надо закладывать, прежде всего, в детском возрасте. Детство – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, формирования многогранных отношений к природе и людям.
Учитывая, что представления детей младшего дошкольного возраста об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствует организация проектной деятельности. Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, трудовую, музыкально-художественную, игровую, двигательную, коммуникативную и восприятие художественной литературы.
Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.
Реализация любого проекта строится с учетом следующих этапов работы:
- Целеполагание – определение педагогом проблемы, формулировка цели, максимальное уточнение задач с ориентацией на достижение результатов. Выдвижение гипотезы.
- Разработка проекта. Формирование стратегической программы реализации проекта:
- описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния)
- выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели,
- подбор материалов и средств реализации,
- построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта.
3. Реализация проекта (внедрение). Корректировка проекта.
4. Анализ и обобщение результатов.
5. Оформление результатов проектирование как продуктов педагогического творчества (проект, доклад, сообщение, публикация и т.д.)
На примере проекта «Юный исследователь» раскроем содержание работы по экологическому воспитанию в рамках проектной деятельности.
Цель проекта: Формирование представлений о потребности растения в почве, свете, тепле, влаге и уходе.
Задачи:
1. Дать представление о строении растения и о стадиях его развития.
2. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между условиями и результатом развития растения.
3. Воспитание доброго, гуманного отношения к растениям.
4. Понимание взаимной связи между человеком и растением.
Гипотеза проекта заключается в следующем: если у ребенка сформировать достаточный опыт взаимодействия с растениями, видение необходимости в потребности растений в воде, свете, почве, то он сможет решать элементарные проблемы экологической направленности.
Организационные формы работы над проектом:
непосредственная образовательная деятельность фронтальная и подгрупповая, совместная деятельность воспитателя и детей в режиме дня, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
Методы и приемы, используемые для реализации задач.
Для мотивации детей к деятельности | Проблемные ситуации «Почему Смайлик грустный» | Сюрпризные моменты «Письмо из луковой страны» «Что принёс нам Чиполлино» «Чудо-стеклышко» (лупа) | ||
Для накопления знаний | Беседы «О пользе витаминов» | Пословицы, поговорки, загадки | Наблюдения за ростом и развитием растений (на примере бальзамина и лука) | Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, дидактических пособий |
Для обогащения и подкрепления знаний, умений и навыков | Опыты, эксперименты, практические действия на мини – огороде, индивидуальные поручения в уголке природы | Ведение индивидуальных дневников наблюдений в ходе проведения опытов | Дидактические игры - «Путаница», «Береги живое», «Собери растение» | Модели «Строение растений» «Потребности растений» «Способы ухода за растениями» «Смайлики» |
На протяжении реализации проекта родители для нас были сначала помощниками, а затем соратниками. Первоначально мы провели анкетирование родителей «Мир вокруг» с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников. Провели консультацию «Человек и природа – взаимосвязь и гармония», подготовили папку-передвижку «Зеленый мир на подоконнике». Фоторепортаж «Почемучки» стал своеобразным фотоотчетом о работе в рамках проектной деятельности.
Родителей заинтересовала проводимая работа, сами дети стали привлекать родителей, обращать их внимание на свои маленькие достижения, в результате далее взаимодействие с родителями уже носило сотруднический характер. Совместно с родителями мы выпустили экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем». Под рубрикой «Семейный сундучок» семьи наших воспитанников поделились опытом приобщения ребенка к природе и труду в природе «Ребенок на даче». Так же было предложено совместное сочинительство «Всё начинается со сказки». Родители совместно с детьми придумывали сказки экологического содержания и оформляли их в виде мини-книг.
Итогом работы по проекту стал выпуск группового журнала «Юный исследователь».
По результатам работы можно сделать выводы, что работа в рамках проектной деятельности одинаково эффективна как для развития воспитанников, так и для профессионального развития и роста педагогов.
На перспективу мы определили для себя задачу реализовать долгосрочный проект «Мой любимый Нижний», направленный на формирование понятий и представлений об экосистемах нижегородской земли.
Список литературы
- Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проетов в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012. 96 с.
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды в соответствии ФГТ.
Старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №77 «Василек»
Деревянкина Н.В.
Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
«Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой новых Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
В чём же существенные отличия организации предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГТ.
Во – первых – одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
При проектировании воспитательно-образовательного процесса для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход к организации предметно-развивающей среды.
Интеграция в образовании – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям. Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире.
Интеграция в среде обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе.
При создании предметной развивающей среды важно руководствоваться следующими принципами:
Принцип информативности, предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
Принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Принцип трансформируемости обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Второй основополагающий аспект организации образовательного пространства – комплексно - тематический подход организации образовательной деятельности, то есть отражение в среде содержания тематической недели, которое в свою очередь отражено при планировании тематической недели. В связи с этим, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы, отобрать содержание образовательного материала, продумать какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы.
Комплексно-тематическое оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможности:
- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- организации разнообразной игровой деятельности;
- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
- освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В условиях перехода к ФГТ игра остаётся основной, важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?
Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек:
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста детей, их интересов и потребностей, с учетом имеющегося потенциала развития.
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ
Деревянкина Наталья Викторовна,
старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №77 «Василек»
Зайцева Марина Александровна , воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №77 «Василек»
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всё же первая школа воспитания маленького человека – это семья. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в статье 44 приоритетное право на обучение и воспитание детей отводится родителям воспитанников. С другой стороны, этот же документ определяет родителей как полноправных участников образовательных отношений, дает возможность участвовать в управлении образовательной организацией [1].
Многие родители выражают желание стать участниками педагогического процесса, но в силу занятости реализовать желаемое на практике получается не всегда. Однако, по результатам опросов и анкетирования, многие родители ежедневно пользуются разнообразными Интернет-ресурсами. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий как средства взаимодействия и сотрудничества с родителями становится актуальным и востребованным. Посредством этих технологий родители могут получать консультативную поддержку, информацию о жизнедеятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации, имеют возможность задавать интересующие их вопросы и получать на них ответы [2; 21].
Одним из наиболее эффективных информационно-коммуникативных средств взаимодействия детского сада и семьи является персональный сайт дошкольной образовательной организации. Возможности данного Интернет-ресурса весьма многогранны и для педагогов и для родителей.
Педагоги имеют возможность завести на сайте свою персональную страничку или персональную страничку группы и систематически размещать и обновлять разнообразную информацию о жизни детей в группе. Например:
- Фотографии детей в ходе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов;
- Электронные выставки рисунков или поделок;
- Сведения о тематике образовательных мероприятий на неделю;
- Консультации и рекомендации для родителей;
- Поздравления с днем рождения;
- «Говорят дети…»
- Объявления о предстоящих мероприятиях.
Так же, на официальном сайте ДОО целесообразно разместить форум для педагогов и родителей, который даст возможность пообщаться, задать интересующие вопросы, поделиться опытом по проблеме, подискутировать на актуальные темы. При этом важно, чтобы форум был активным и обеспечивал обратную связь [3; 72].
Ещё одним эффективным методом применения информационно-коммуникационных технологий является мультимедийное сопровождение мероприятий с родителями. Для этого эффективно используются программа – видео редактор Windows Movie Maker и программа PowerPoint из пакета программ Microsoft Office. Так, презентации, короткометражные видеоролики, представленные на родительских собраниях, семинарах-практикумах повысят наглядность и эффективность подобных мероприятий.
Информационно-коммуникационная компетентность педагогов позволяет сегодня эффективно справляться ещё с одним важным аспектом во взаимодействии с родителями – оформлением наглядных материалов. Раньше верными друзьями педагогов были цветная бумага, картон и фломастеры. Оформление этими средствами занимало довольно много времени. На сегодняшний день при помощи таких технических средств как компьютер, цветной принтер, ламинатор оформить наглядный материал можно быстро, эстетично, в едином стиле. С помощью пакета программ Microsoft Office (Word, Excel, Publisher) оформляются консультации, буклеты, стенгазеты, афиши, объявления, выставки, фоторепортажи.
День ото дня информационно-коммуникативные технологии всё больше используются педагогами ДОО, способствуя повышению качества образовательного процесса, выводя на новый уровень взаимоотношения участников образовательных отношений, позволяя идти в ногу с современными тенденциями общества.
Список литературы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Калина М.А. Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями//Справочник старшего воспитателя. МЦФР Ресурсы образования.– 2013.- №9 – С.20-23.
- Мерцалова Т. Сайт детского сада: ожидания родителей//Справочник руководителя дошкольного учреждения. МЦФР Ресурсы образования.– 2013.- №11 – С.70-72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...