"ТАМ,ГДЕ ЖИВЁТ КРАСОТА"
проект (средняя группа) по теме

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondarenko_proekt.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Там, где живёт красота»

Название:  Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности.

Авторы:  Бондаренко С.В.- воспитатель  I-ой категории.

Руководитель проекта:  Родионова М.В. старший воспитатель высш. категории.

Участники:  воспитанники средней группы, специалисты ДОУ

База реализации проекта: МБДОУ детский сад №8 «Искорка» город Каменск-Шахтинский

Вид проекта: инновационный.

Срок реализации: 2011-2012г.

Проблема:  Какие необходимо создать условия для развития художественно-творческой деятельности дошкольников через интеграцию.

Цель: создание условий  для раскрытия творческого потенциала детей  в процессе художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  • Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества” О.А. Соломенниковой;
  • Знакомство  с технологиями, способствующими  самоактуализации ребенка в рамках художественно – творческой деятельности;
  • Внедрение  технологию по развитию творческих способностей в систему организованной образовательной деятельности;
  • Определение  динамику эффективности усвоения разнообразных видов художественной деятельности.

Актуальность проблемы:

В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее ни одна из них не освещает в полной мере системы работы по интеграции в художественно-эстетическом направлении. Большинство новых программ концентрируется на познавательных аспектах развития, а развитию творческих способностей уделяется недостаточное внимание.

Проектные действия

I этап Подготовительный

 (VII-VIII, 2011г.)

Цель: создание условий  для раскрытия творческого потенциала детей  в процессе художественно-творческой деятельности.

Схема реализации проекта

№ п/п

Форма работы

Содержание

Предполагаемый результат

1.

самообразование

изучение научных методов, литературы, теоретических исследований по проблеме;

знакомство с практическим опытом;

через интернет-рессурсы;

готовность применять теоретические знания в практическую деятельность;

теоретическая готовность к реализации проекта

2.

 модель предметно-пространственной среды для занятий художественно-изобразительной деятельностью

пополнение развивающей среды оборудованием (мольбертами, модулями, магнитными грифильными досками  ширмой); дидактическими пособиями, иллюстрациями, репродукциями;

Создание передвижной выставки «Цветная акварель»

дизайн-проект

3.

подготовка методического обеспечения

разработка плана по реализации проекта, подбор методической литературы, подбор аудио и видеозаписей, модернизация диагностического инструментария;

картотека методического инструментария

4.

проведение диагностик

Выявление уровня развитие творческих способностей детей

 ( диагностика  П. Торренса,  Л.А. Венгера)

уровень творческих способностей

2 этап  Основной

( IX- V 2011г. )

Цель: создание научно-методических условий, способствующих реализации технологий.

№ п/п

Форма работы

Содержание

Предполагаемый результат

1.

Внедрение инновационого подхода в художественно-эстетическом воспитании

разработка перспективно-тематического плана

перспективно-тематический план

2.

 проектная деятельность

Разработка занятий и этапов, способствующих формированию интегративных качеств личности.

Конспекты СОД

(специально организованной деятельности)

3.

Внедрение инновационного подхода  к построению занятий

Разработка плана индивидуальной и фронтальной работы

Творческая активность детей, интерес к художественно-эстетической деятельности.

Творческие работы детей.

Готовность к сотрудничеству в совместной работе

4.

мониторинг по отслеживанию результатов работы по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста

разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по развитию творческого потенциала детей

система мониторинга

5.

Активизация деятельности детей

Использование нетрадиционных техник на занятиях изобразительной деятельности;

 технологий  Броффмана;

Цикл упражнений, игровых заданий Чумичевой Р.М.

Современные технологии  Лыковой И.А.

3 этап Заключительный

(VI, VII)

Цель: подведение итогов с целью выяснения эффективности проекта по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности.

№ п/п

Форма работы

Содержание

Предполагаемый результат

1.

Проектная деятельность

2.

Диагностика

Проведение итоговой диагностики по методикам  Торренса, Венгера Л.А.

Протокол обследования

3.

Мониторинг

Проведение сравнительного  анализа по результатам диагностики

Диаграмма, таблица

4.

Анализ деятельности

Осуществление комплексной рефлексии всеми участниками проекта

Выработка стратегии дальнейшего развития творческого потенциала  средствами интеграции художественно-творческой деятельности

Предполагаемые результаты проекта

  • Дети научились отражать связанность отдельных частей мира, как систему, представлять мир, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны; овладели навыками рисования в различных техниках, расширился их кругозор; научились успешно действовать в художественно-творческой деятельности (формирование компетентности у дошкольников).

Итоговые выводы

1.    Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики.

2. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, необходимостью создания условий для формирования успешности ребенка, развития его индивидуальных способностей.

3. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в дошкольном   образовании позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания; усилить мировоззренческую направленность интересов; более эффективно сформировать их убежденность,  способствует  развитию творческих способностей.

4. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

5. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов.

6. Проектирование содержания образования с учетом выделенных блоков и интегрированного подхода позволяет связать материал, изучаемый и осваиваемый детьми, в единое целое.

 7.  Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.

8. Дети овладели навыками рисования в различных техниках, расширился их кругозор.

9. Благодаря интеграции для дошкольников созданы условия для формирования компетентности – умения успешно действовать в художественно – творческой деятельности.

Литература

1.  Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

2.  Безрукова В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.

3.  Белая К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ. 2003. № 4.

4. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М., 1993.

5.  Васюкова И., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. № 6

6. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. №

7. Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6—7 лет в детском саду. М., 1997.

8.  Зверев ИД. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1974. № 12.

9.  Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей//Дошкольное воспитание. 1983. № 2.

10.  Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа, 2005.

11.  Коложвари И., Сеченикова Л. Интегрированный курс, как его разработать// Народное образование. 1999. № 1.

12. Комарова Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. 2004. № 6.

 13.  Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Метод, пособие / Авт-сост. Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина. Ростов н/Д, 2004.

  14.  Куликовская И.Э., Чумичева P.M. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. М., 2004.

15. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного занятия: Практич. пособие. Ростов н/Д, 2003.

16.  Левченко В.В. Интеграция в учебном процессе: Уч.-метод, пособие для студ. ф-та начального образования. Самара, 2002.

17.  Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ. 2004. № 6.

18.  Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе С ПТУ / Сост. Ю.С. Тюнников. М., 1986.

19.  Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. 1997. № 5.

20.  Найна. Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995.

Приложение 1

Конспект интегрированного занятия

по художественно-эстетическому направлению

для детей 4-5  лет

«Осеннее настроение»

Цель: формировать представление о настроении и способах его выражения в разных видах искусства.

Задачи:

—  учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами для передачи настроения и находить близкие средства выразительности в разных видах искусства: музыке, живописи, поэзии;

—  учить сравнивать контрастные произведения музыкального и изобразительного искусства, близкие по тематике и содержанию;

—  формировать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, картин, стихотворений;

—  развивать творческие способности с помощью разных видов деятельности;

—  воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

Материалы к занятию

Музыкальный: музыкальное произведение «Театр» Р. Паулса; песни: «Листопад» Т. Попатенко, «Осень» П. Чайковского из цикла «Детские песни»; пьесы: «Октябрь», «Осенняя песнь» П. Чайковского; фонограмма пьесы «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди; фотоальбом П. Чайковского; иллюстрация «Парк около дома Чайковского в Клину»; портреты композиторов; традиционные и нетрадиционные народные и детские музыкальные инструменты; цветовые карточки «Цвет — настроение»; мимические пиктограммы (для мимической гимнастики); «Волшебное покрывало» для превращений.

Изобразительный: картины «Рябинушка» (И. Грабарь), «Задумчивые дни осени» (В. Бялыницкий-Бируля); акварельные краски, гуашь, пастель; клеточки, стаканчики для воды; бумага.

Речевой: стихи А. Жемчужникова, Ф. Тютчева, А.Толстого.

Дети входят в зал под спокойную музыку Р. Паулса «Театр» и садятся па ковер.

Музыкальный руководитель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее.

Музыкальный руководитель. Всегда ли у вас одинаковое настроение?

Дети. Нет.

Музыкальный руководитель. А можно ли сохранить настроение, например хорошее, веселое?

Дети. Да.

Музыкальный  руководитель. А как его можно сохранить? Как вы думаете, может ли быть настроение у птиц и животных?

Дети отвечают.

Нас с вами окружает природа. Может ли природа вызывать у человека какое-нибудь состояние, давать ему какие-нибудь ощущения, чувства?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель. Какое состояние? Какие ощущения? Какие чувства?

Дети отвечают.

Когда любуешься красотой природы, испытываешь разные чувства — восхищение, радость, легкую грусть, печаль, тоску. А какое настроение вызывает у вас осенний день сегодня?

Дети отвечают.

Осень бывает разная. Какая она бывает вначале?

Дети. Красивая, теплая.

Музыкальный руководитель. Да, ранняя осень вызывает у нас радостные чувства. Деревья раскрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно красивым. Это золотая осень. Сейчас я сыграю фрагмент знакомой вам песни. Какое настроение в ней выражено? Каков характер музыки?

Исполняется первый куплет песни Т. Попатенко без слов.

Дети отвечают.

Правильно, песня светлая, радостная. Музыка озорная, задорная, солнечная, веселая, улыбающаяся.

Дети встают у фортепиано и исполняют песню, затем садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, всегда ли осень бывает такой веселой, радостной?

Дети: нет

Воспитатель  А какая осень бывает еще и почему?

Дети отвечают.

Да, листья темнеют, опадают, оголив деревья. Все чаще льют дожди. Как грустно видеть, что природа увядает. Она как будто готовится к зимнему сну. Кажется усталой и утомленной. Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: истома, нежность, удивление от любования красотой, и грусть оттого, что красота осени уходит. Давайте сравним времена года с частями суток (относительно природы).

Дети отвечают.

Если сравнивать времена года с частями суток, то весна — это утро, когда природа просыпается, лето — середина дня (солнечно, ясно, тепло), осень — это сумерки, вечер, конец дня, когда природа готовится отдыхать, а зима — это ночь, когда природа спит.

Музыкальный руководитель. Послушайте, какое настроение передает композитор П. Чайковский в песне «Осень» из никла «Детские песни».

Музыкальный руководитель исполняет композицию. Дети отвечают.

Что помогло композитору передать свое настроение?

Дети отвечают.

Не хотите ли вы теперь сами, с помощью разных звуков, отразить это настроение?

Исполнение «Осени» П. Чайковского на детских музыкальных инструментах.

Какие звуки природы вы изображали своими инструментами?

Дети отвечают.

А чем еще можно выразить настроение?

Дети. Цветом.

Музыкальный руководитель. Правильно, настроение можно выразить не только звуками музыки, но и цветом. Выберите, пожалуйста, карточки, соответствующие, как вы считаете, переданному вами настроению. Дети отвечают. Почему вы выбрали такой цвет карточки?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вы сейчас с помощью цветовой карточки (цвета) показали настроение. А кто еще использует цвет в передаче настроения?

Дети отвечают.

Правильно, художники-живописцы используют в своих работах многоцветье красок. Внимательно посмотрите на картины художников. (И. Грабарь «Рябинушка» и В. Бялыницкий-Бируля «Задумчивые дни осени».) Какая из этих картин больше подходит по настроению к песне П. Чайковского «Осень». Почему?

Дети отвечают.

Какими красками написал художник свою картину?

Дети отвечают.

Правильно, картина печальная, грустная, задумчивая, как и песня П. Чайковского. Давайте придумаем название картины.

После ответов детей педагог говорит истинное название картин. Сравнивает правильность и неправильность ответов детей.

Послушайте стихи об осени и скажите, который из них подходит по настроению к картине И. Грабаря. Почему?

Небо холодное — в тучах, Хмуры лужайки и чащи; Слышен в березах плакучих Ветер, уныло гудящий...

А. Жемчужников

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Ф. Тютчев

Дети отвечают.

Правильно, стихотворение Федора Тютчева пронизано светом, спокойной радостью, волшебством так же, как и эта картина. А какая из прозвучавших песен близка по настроению к этой картине?

Дети отвечают.

Музыкальный   руководитель. Мы с вами услышали сегодня уже два музыкальных произведения. О чем были они?

Дети отвечают.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию инструментальное произведение, написанное специально для фортепиано. В сборнике П. Чайковского «Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году. И каждая имеет название и подзаголовок. Например: апрель — «Подснежники», февраль — «Масленица», октябрь — «Осенняя песнь». Каждую пьесу композитор предваряет стихотворением. Перед «Осенней песнью» — отрывок из стихотворения А. Толстого:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят...

Исполняется фрагмент. Какое настроение передал композитор?

Дети отвечают. Как передается в музыке такое настроение?

Дети отвечают.

Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая, затем немного взволнованная, беспокойная. В музыке можно услышать порывы ветра (проигрывает 5—6-й такты), и как падают листья (проигрывает 7— 8-й такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, наполненными вздохами. Что увидел в природе композитор, чтобы написать такую музыку?

Дети рассматривают иллюстрацию «Парк около дома Чайковского в Клину».

А теперь представим себя в осеннем лесу, но не детьми, а осенними листьями, деревьями, ветром, капельками дождя, улетающими птицами, животными.

Дети импровизируют в движениях. Пьеса звучит в симфоническом звучании.

Кого вы изображали?

Дети отвечают. Кто вам больше понравился и почему?

Дети отвечают. Вы заметили, что пьеса прозвучала по-другому?

Дети отвечают.

Правильно, сначала мы услышали ее в звучании фортепиано, а теперь в исполнении симфонического оркестра.

Воспитатель:  Мы сегодня говорили о настроении. В каких видах искусства и с помощью чего можно его выразить?

Дети. При помощи музыкальных звуков, красок, слов.

Воспитатель:  А сейчас мы попробуем изобразить настроение, которое передает пьеса «Осень» из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Прослушивание пьесы.

Подумайте, какие цвета красок вы подберете, чтобы передать настроение музыки. Давайте сначала закроем глаза и попробуем почувствовать то настроение, которое передает композитор.

Дети рисуют цветовыми пятнами. По окончании работы вместе с педагогом встают в круг. Работы вывешиваются  на стенд.

Какое настроение передает в своей музыке А. Вивальди?

Дети отвечают. Какими цветами вы выразили это настроение?

Дети отвечают.

Давайте унесем это настроение с собой, и, чтобы его сохранить, сделаем в группе коллективное панно.

Приложение 3

Развитие воображения

«Холод и тепло»

Интегрированное занятие в старшей группе

Цель. Развивать воображение детей на основе синтеза искусств и разнообразных видов художественной деятельности (музыка, живопись, пластическое движение).

Программное содержание.

•   Развивать эмоционально-эстетическое восприятие детей.

•   Формировать способности к импровизации, инициативу, самостоятельность в выборе действий для передачи эмоционального состояния (образа).

Задачи.

•  Придумывать и исполнять небольшие мелодии на заданную тему.

•   Различать средства музыкальной выразительности (темп, динамику, звуковысотность), сочинять с их помощью мелодии по теме.

• Развивать и закреплять умение выразительно двигаться в характере музыки, перевоплощаться.

•   Продолжать осваивать разные изобразительные материалы: пастель, карандаш, гуашь, акварель.

Материал. Репродукции картин: «Лоси» В. Степанова, «Март» И. Левитана, «Царевна-Лебедь» М. Врубеля, «Композиция №7» В. Кандинского, «Кружевница» В. Тропинина.

Предварительная работа.

Чтобы заинтересовать детей темой занятия, можно использовать игровой момент: предложить им сделать фильм про холод и тепло и объяснить жителям севера про тепло, а жителям юга про холод. Можно также предложить организовать переписку с жителями севера и юга.

Педагог по изодеятельности на своих занятиях демонстрирует детям картины, на которых изображены холод и тепло. Объясняет, как художник изображает холод и тепло, какие использует тёплые и холодные тона, линии и формы.

Музыкальный руководитель слушает с детьми музыку, в которой чувствуются холод и тепло («Зима» А. Вивальди, «Зимнее утро» П. Чайковского, «Фея зимы» С. Прокофьева, «Зима» Г. Свиридова, «Весна» А. Вивальди, «Фея весны» С. Прокофьева, «Подснежник» П. Чайковского). Беседует о характере прослушанной музыки, средствах музыкальной выразительности, с помощью которых композиторам удалось передать ощущение холода и

тепла. Музыкальный руководитель развивает вокальные данные детей, умение передавать голосом темп, динамику, звуковысотность музыки.

Педагог-психолог на предварительных занятиях предлагает детям придумать пластические движения, передающие холод и тепло под музыку. (Используются музыкальные произведения, которые дети разбирали ранее с музыкальным руководителем и которые будут исполняться на итоговом занятии?)

Ход занятия

Дети входят в зал. Здороваются. Воспитатель приглашает их на вернисаж:, где развешаны картины, изображающие холод и тепло.

Воспитатель. Дети, какие жанры представлены на вернисаже? (Пейзаж, портрет, абстракция.)

Музыкальный руководитель подготовила песню, которая подскажет вам название вернисажа. Послушайте песню и расскажите о том, что вы почувствовали, какое настроение навеяла она на вас. (Музыкальный руководитель и девочка подготовительной к школе группы исполняют первый куплет песни «Ух ты, зимушка-зима», музыка Ан. Александрова, слова народные.) Правильно, наш вернисаж называется «Холод и тепло».

Как удалось композитору передать холод в музыке? (Медленный темп, низкие звуки создают ощущение неуютности.)

А теперь найдите картины, от которых также веет холодом. (Пейзаж «Лоси» В. Степанова, картина «Царевна-Лебедь» М. Врубеля.)

Почему вы выбрали именно эти картины? Что в них общего? Как художникам удалось передать холод, с помощью чего? (Холодные тона, холодное выражение лица, общее ощущение неуютности.)

Педагог по изо. Холод существует не только в природе. Холод может жить и в человеке, например, во взгляде, как на картине Врубеля, соответственно и в характере, так как глаза - зеркало души. Холодный человек может быть равнодушен, недоброжелателен, от него как бы веет холодом.

А как композиторы могут изобразить холод? (Ответы детей.) Да, они рисуют холод звуками.

Музыкальный руководитель вспоминает с детьми прослушанные ранее «холодные» произведения: «Зима» А. Вивальди, «Зимнее утро» П. Чайковского, «Фея зимы» С. Прокофьева, «Зима» Г. Свиридова.

Музыкальный руководитель. Дети, вспомните, сравнивая эти пьесы на прошлом занятии, мы выбрали самое холодное произведение. Как оно называется? («Зима» Г. Свиридова.) Каким изобразил композитор зимний холод? (Суровым, леденящим.) Как композитор об этом рассказал? (Он использовал низкие звуки, медленный темп.) Теперь давайте сами изобразим холод под музыку Свиридова. Вспомните движения, мимику, с помощью которых можно изобразить холод.

Дети импровизируют, движения скованные, выражение лица сердитое. Педагог-психолог комментирует движения детей. Они рассказывают, кто и как двигался, каким изобразил холод, какие ощущения он испытывал во время этой музыки. (Холод проникает внутрь, леденит, затормаживает движение, хочется согреться.)

Музыкальный руководитель. Давайте теперь поиграем в композиторов и попробуем сами придумать разные мелодии, навевающие холод. Вам поможет волшебный шарфик. (Используются лёгкие шарфики холодных тонов.) Каким может быть холод?

Музыкальный руководитель предлагает детям по одному напеть «холодную» мелодию без слов. Взрослые и другие дети комментируют использованные средства музыкальной выразительности: отрывистые звуки, быстрый темп с резкими крещендо и диминуэндо, резкие окончания фраз. Певцы по желанию помогают себе пластикой, изображают порывы ветра, вьюгу, дрожь в мороз, презрение, равнодушие.

Музыкальный руководитель. Какое чувство возникает от этих мелодий? (Становится неуютно, дрожь пробегает по телу. Очень хочется согреться!) С помощью какой известной нам по-певки мы можем согреться? («Солнышко», муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найденовой.) Давайте встанем врассыпную, чтобы тепло от нашей попевки распространялось повсюду. Как мы будем её исполнять? (Певуче, ласково, весело, чтобы наполнить всё вокруг теплом.) (Дети исполняют первый куплет попевки «Солнышко».)

Вот и стало теплее. Теперь давайте согреемся другими тёплыми мелодиями. Вот шарфик (в тёплых тонах), который поможет придумать тёплые мелодии. Какими они будут? (Музыка напевная, плавная, светлая, весёлая, приятная, ласковая.)

Музыкальный руководитель предлагает детям по одному без слов пропеть мелодии тепла: также с комментариями о средствах музыкальной выразительности (певучая мелодия, средний и высокий регистр, мягкие окончания фраз, подвижный или спокойный темп).

Музыкальный руководитель. Какое чувство возникает от этих мелодий? (Становится тепло, приятно, уютно.)

Давайте теперь вспомним пьесу Петра Ильича Чайковского, в которой, как и в попевке, поётся о первых цветочках. («Подснежник».) Как эти цветочки появляются? Что они чувствуют?

Дети рассказывают, как композитор нарисовал тепло в музыке: через плавное движение мелодии, подвижный темп.

Воспитатель. После зимнего холода весной особенно чувствуешь тепло в природе. А когда на душе становится тепло, то хочется это тепло подарить всем вокруг. Давайте всем вокруг подарим тепло под музыку Чайковского. Какими движениями, мимикой можно передать тепло? (Через раскрытые руки, улыбку.)

Дети пластически изображают, как дарят тепло всем вокруг под музыку П. Чайковского «Подснежник». (Возможны комментарии взрослого о движениях)

Педагог по изо предлагает детям вернуться на вернисаж: и найти там «тёплые» картины: пейзаж: «Март» И. Левитана, портрет «Кружевница» В. Тропинина. Представляет художников и названия картин.

Воспитатель. Почему вы выбрали именно эти картины? Что в них общего? (Ответы детей) С помощью чего художник передал тепло? (Через тёплые тона, улыбающееся, приветливое лицо.) Добрый человек согревает теплом своей души, с ним легко, весело, приятно.

А теперь обратите внимание на абстрактную картину «Композиция №7» В. Кандинского. Чего больше в этой картине: холода или тепла? Почему? (Есть холодные тона, резкие линии и тёплые тона, плавные линии.) Действительно, здесь можно найти и холод, и тепло.

Воспитатель приглашает детей нарисовать холод и тепло.

Музыкальный руководитель предлагает детям после рисования рассказать о своём рисунке мелодией. Дети могут выступать парами: тот, кто «поёт холод», и тот, кто создаёт музыкальный образ тепла. (Вместе с пением можно использовать соответствующие шарфики.)

В конце занятия педагоги устраивают выставку рисунков детей, подводят итоги. Можно спросить у зрителей, есть ли ощущение холода или тепла от получившихся рисунков и мелодий.

Дети прощаются и уходят в группу.

Памятка для воспитателя

(по технологии Броффмана)

Каждое занятие начинается одинаково - своеобразным ритуалом введения в  художественно-творческое пространство.     Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир    фантазии и вымысла, чувств и переживаний. Для этого мы используем волшебный    колокольчик, звук которого перемещает  детей в воображаемое творческое пространство - туда, где живут и работают художники и мастера, где сказка и вымысел  становятся реальными произведениями искусства. Заканчивается занятие таким же особым образом: звук колокольчика говорит о «выходе из мира сказок» (принцип ритуала).

• Эмоциональное введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Приемы: непродолжительный и эмоционально насыщенный рассказ, обращение к опыту ребенка, элементы игры, пластических движений, имитация действий, походки, голоса и других характерных особенностей изображаемого персонажа, передача мимики и экспрессии и т.д. (принцип эмоциональной вовлеченности взрослого).

•  Индивидуальный характер общения с ребенком, т.е. отсутствие любого давления со стороны взрослого. Творческая работа предполагает индивидуальную работу с ребенком,   равенство участников диалога  (принцип личностного общения).

•  Ребенку никогда не предлагаются образцы, . Он использует в качестве «образца» только окружающий его мир или собственную фантазию, а взрослый «ведет» его к изменениям, детализованной проработке и обогащению собственной работы. При этом техника всегда вторична по отношению к творческой задаче, которая не имеет (не может иметь!) одного-единственного решения, и поэтому возможны разные равноценно правильные и интересные варианты (принцип отсутствия образца.)

•  В процессе работы ребенок допускает ошибки - это естественное и закономерное явление. Важно найти правильный образ для их определения, развития деятельности в нужном направлении и правильный тон по отношению к художнику.

Анализ изображенного  и соотнесение его с реальностью требуют и от взрослого умения видеть и узнавать в хаотичном расположении элементов уши слона или лапы кота, умения включать фантазию для понимания того, почему слон розовый, а заяц зеленый (принцип невидимки).

•   Хвалить детей необходимо не только за каждое достижение, но и за то, что они просто очень старались (принцип «если не похвалишь ты, то кто?»).

•  Не ошибается только тот, кто ничего не делает, - древняя как мир истина. Страх ошибки (или неудачи) - главное препятствие в творческой работе, но право на ошибку есть и у взрослого, и у ребенка. Если признать это право, то мы избежим главной ошибки - нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого ребенка, а значит, будем относиться к его внутреннему миру максимально бережно и трепетно (принцип права на ошибку).

   •   На каждой работе указывается имя художника и данное им самим название работы. Так формируется авторская позиция ребенка и его личностная включенность в творческий процесс (принцип авторства).

•  После каждого занятия все работы вывешиваются, а после завершения работы над какой-либо темой устраивается выставка детских работ; при этом

 работы отбираются так, чтобы все дети-художники и все направления были представлены (принцип выставки работ).                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической беседы по правилам дорожного движения в старшей группе. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Программное содержание:- закреплять правила дорожного движения; - учить применять свои знания на практике; - пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема «Кто у бабушки живёт?»

Воспитатель встречает гостей в костюме бабушки. Знакомятся.Бабушка(воспитатель) – Здравствуйте ребятки!Дети – Здравствуй бабушка!Бабушка (воспитатель) – Я со своими животными давно вас жду. Посм...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема «Кто у бабушки живёт?»

Воспитатель встречает гостей в костюме бабушки. Знакомятся.Бабушка(воспитатель) – Здравствуйте ребятки!Дети – Здравствуй бабушка!Бабушка (воспитатель) – Я со своими животными давно вас жду. Посм...

КВН "Живёт повсюду красота"

КВН "Живёт повсюду красота"...

«Красота мира начинается с красоты души»

Красота души -это красота внутренняя, на первый взгляд не заметная, но когда пообщаешься с человеком, понимаешь, что этот человек красив душой.Влюбиться можно в красоту, но полюбить -лишь только душую...