Семинар - практикум "Секреты психологического и физического здоровья"
методическая разработка на тему
- Оказать психологическую помощь родителям.
- Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
- Совершенствование навыков у родителей в оздоровлении детей.
- Повышение родительской компетентности при обучении детей игры с мячом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_psikhologicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2«Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области
Старший воспитатель:
Тимофеева Л.В.
Январь
2015 г.
Цель:
- Оказать психологическую помощь родителям.
- Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
- Совершенствование навыков у родителей в оздоровлении детей.
- Повышение родительской компетентности при обучении детей игры с мячом.
План:
- Тренинг – «Приветствие – знакомство»
- Секреты психологического и физического здоровья.
- Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
- Стихотворение «Выслушайте своего ребенка»
- Секреты физического здоровья.
- Видеоролик «Куда уходит детство»
- Комплекс оздоровительной гимнастики после сна под музыку.
- Веселые игры с мячом под музыку.
Оборудование:
- Чистая бумага и простые карандаши,
- Мячи разных размеров по количеству участников,
- Фонограмма для гимнастики и для игр с мячом,
- Видеоролик «Куда уходит детство»,
- Оборудование для просмотра видеоролика.
Семинар – практикум
«Секреты психологического и физического здоровья»
Приветствие.
Ведущий предлагает сидящим в кругу родителям по очереди назвать свое имя, добавив к нему какое-либо прилагательное, в какой-то степени характеризующее его (возможен вариант подбора прилагательного, начинающегося с той же буквы, что и имя).
Когда все участники встречи назовут свои имена, ведущий рассказывает о теме
семинара, о ее актуальности,
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.
В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.
В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, и в частности, педагог-психолог, а за что отвечают сами родители?
Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» (приложение №1)
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье, это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 1005, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, которые он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Крометого важна ежедневная двигательная активность и активный отдых. В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни деревьев, бревно, подлезание под сучья, прыжки с возвышения, подъем в гору, перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется бегать в медленном темпе: с детьми 5 – 6 лет до 1,5 минут, с детьми 6 – 7 лет до 2 минут. Все виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.
Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом продолжительностью до 20 минут.
Большое значение в укреплении здоровья имеют длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Одно из таких упражнений – бег трусцой со скоростью 5 – 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 -4- го года жизни через один – два года можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 – 3 раза).
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, т.к. нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить их со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.
Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становиться ценностным. (приложение №3, 4).
Приложение №1
Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.
- Все ли вам нравится в своем ребенке?
- Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
- Смотрите ли на малыша, когда он говорит?
- Стараетесь создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь ребенка?
- Позволяете ли вы ребенку совершить ошибки?
- Хвалите ли вы ребенка?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
- Часто ли обнимаете ребенка?
- Играете ли вместе?
- Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
- Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
- Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего ребенка?
- Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?
- Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
- Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
- Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
- Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
- Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?
Ключ: «Да, почти всегда» - 4 балла,
«Иногда, может быть» - 2 балла,
«Нет, почти никогда» - 0 баллов.
Сложите полученные баллы. Если сумма:
От 80 до 60 баллов – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;
От 60 до 30 баллов – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего ребенка, посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «Иногда» и «Нет, почти никогда», что это за ситуация? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?
Меньше 30 баллов – стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.
Приложение №2
Выслушайте своего ребенка
Найдите сегодня время
И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.
Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,
Или он не захочет выслушать вас.
Узнайте о его проблемах,
Узнайте о его нуждах,
Празднуйте с ним его маленькие триумфы,
Хвалите его за подвиги,
Выслушивайте его болтовню,
Смешите его,
Выясняйте с ним, в чем дело,
Интересуйтесь, что будет потом,
Но каждый вечер говорите, что любите его.
И даже браня ребенка,
Не забывайте его поддержать.
И говорите: «Все в порядке!
Завтра все будет прекрасно»,
Найдите сегодня время
И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.
Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,
И тогда он вернется, чтобы выслушать вас.
Чери Фуллер «Подбери ключ к обучению своего ребенка». Минск, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Неделя психологического и физического здоровья в ДОУ"
"Неделя психологического и физического здоровья в ДОУ" проводится педагогом -психологом для педагогов и детей разного возраста. В течении недели проводятся психологические игры, конкурсы, викторины, и...
Проект "Сохранение психологического и физического здоровья педагога"
В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в о...
семинар-практикум "Секреты психологического и физического здоровья"
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...
Психологическое и физическое здоровье будущего первоклассника
Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый кол...
"Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по сохранению психологического и физического здоровья детей"
Семинар-практикум "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по сохранению психологического и физического здоровья детей"...
«Создание в организации условий для сохранения социально-психологического и физического здоровья воспитанников в условиях ФГОС ДО»
Состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость к...