Проект по музыкотерапии "Музыкальная палитра"
проект на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «РОСТОК»
отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.
СОГЛАСОВАНО Председатель методического совета бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток» _________ Т.Г. Прокопьева протокол № от _______2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток» __________ И.В. Ганина «___» _____________ 2014г. |
Проект
(музыкотерапия)
| Разработчик: музыкальный руководитель Бауэр Л.М. |
Игрим
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………....... | 3 |
Содержание проекта | 8 |
Результаты | 17 |
Список литературы | 23 |
Приложение | 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень физического и интеллектуального развития, нуждающихся в специализированной помощи. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития, и, как следствие, нарушены познавательно – речевые процессы, двигательные и эмоционально – волевые функции.
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития [2].
Сущность музыкотерапии состоит в ее способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Музыкотерапия сочетает в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии.
К рецептивной музыкотерапии относится восприятие-слушание музыки направленное на релаксацию, моделирование положительного психоэмоционального состояния, а также на формирование художественно-эстетического вкуса, воображения, слуховой памяти, активизации умственной деятельности.
Активные формы (Вокалотерапия и инструментальная терапия, танцетерапия) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также и коррекции. (Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать - петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).
Проект «Музыкальная палитра» направлен на развитие личности, оздоровление, адаптацию к общественной жизни.
Между музыкально-эстетическим воспитанием и оздоровлением есть вполне объяснимая взаимосвязь. На музыкальных занятиях ребёнок с задержкой физического и психического развития имеет шанс на проверку своих способностей, а это помогает пробудить веру в себя, в свой успех. Занятия музыкой у таких детей вырабатывает внимание, умение контролировать и оценивать действия.
Так вокалотерапия улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат, является своеобразным видом дыхательной гимнастики.
В процессе восприятия музыки расширяется представление о жизни общества и предметном окружении, расширяется кругозор детей путём формирования знаний и представлений.
Занятия ритмопластикой способствуют развитию мышления детей, когда каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней (игре), вовремя включаться в деятельность. Создаются условия развития внимания, памяти для детей с задержкой психического развития.
Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях отделения реабилитации ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с этим возникла необходимость разработать проект проведения занятий музыкотерапии для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах, неоднородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести ограничения.
Отделение реабилитации посещают дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей характерны следующие проблемы:
- отсутствие мотивации к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
- недостаточный уровень освоения опыта творческой деятельности, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
- несформированость коммуникативной компетенции.
Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной в обществе, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
В связи с этим музыкотерапия в проекте «Музыкальная палитра» будет, рассматривается как один из видов педагогической арт-терапии; как контролируемое использование музыки в реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Продолжительность проекта
Проект «Музыкальная палитра» рассчитана на реабилитационный период (октябрь - май). Общее количество занятий в год примерно 42 - 47.
Целевая группа
Проект ориентирован на детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста от 3 до 18лет.
Дети разделены на 3 возрастные группы младшая (дошкольный возраст), средняя (младший школьный возраст), старшая (средний и старший школьный возраст). Каждая возрастная группа имеет уровни развития детей, которые определяются с помощью диагностик. Оптимальный объём группы - 10 человек.
Для детей, прибывших на краткосрочный реабилитационный курс (от 10 до 21 дней), тематическое планирование сокращено.
Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.
Задачи:
- Дать представление о музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей. Формирование у детей интерес к музыкально-творческой деятельности, практических умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности.
- Формировать положительное психоэмоциональное состояние у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями средствами музыкотерапии. Учить регулировать свое поведение.
- Развивать музыкальные способности у детей с ограниченными возможностями (слух, голос, чувство ритма, эмоциональное восприятие мелодии, музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах).
- Воспитывать у детей положительные качества личности (доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым)
Для решения этих задач необходимо выполнение следующих условий:
- Использовать все виды музыкальной деятельности:
- восприятие музыки,
- хоровое и сольное пение,
- ритмика,
- пластическое интонирование (познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы в активную.),
- импровизация,
- драматизация,
- игра на детских музыкальных инструментах.
- Обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественное его исполнение.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития с учётом медицинских показаний.
- Разнообразие форм и методов работы во избежание переутомления детей и для поддержания их творческой активности.
Формы и методы работы
Формы работы - занятия, игры, праздники, подготовка музыкальных номеров, консультации родителей.
Формы организации занятий - групповые, подгрупповые (дуэты, трио) и индивидуальные занятия (с солистами).
Типы занятий - типовые, доминантные, тематические, интегрированные, ознакомительные, репетиционные.
Методы работы
Наглядный метод (позволяет в конкретных, красочных образах показать детям события окружающей деятельности, рассказать о чувствах и действиях людей, отразить красоту природы и т.д.) Наглядный метод включает следующие компоненты:
- слуховую наглядность (слушанье музыки, исполнительская деятельность);
- тактильную наглядность (непосредственное ощущение предмета, непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания);
- зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой (показ певческих приёмов, упражнений на тренировку дыхания, дикции, иллюстрации к музыкальным произведениям).
Словесный метод (обращение к сознанию ребёнка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности). Помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности, включая в себя следующие приёмы:
- объяснение (обычно дается на 1 этапе усвоения детьми музыкального материала) используется в виде образного рассказа перед слушаньем музыкальных произведений;
- поэтическое слово - чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй;
- беседа – обычно проводиться после слушанья музыки, реже перед слушаньем. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают своё отношение, дают элементарную оценку.
Практический метод. Конкретная деятельность детей в пении игре на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, театральная деятельность. Необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно.
Эвристический метод – метод позволяет ребёнку сомореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие (используя приём импровизации).
Принципы реализации проекта:
- принцип гуманности - учет личностных, индивидуальных и возрастных особенности ребенка в процессе обучения;
- принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка;
- принцип учета интересов – учет музыкальных интересов и направленностей ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности;
- принцип субъект - субъективного взаимодействия - учет свободы реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка;
- принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе обучения, снятие эмоциональной напряженности и снижение уровня не комфортности;
- принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, логопеда, психолога, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, осуществляющими реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- принцип целенаправленности процесса коррекции – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется коррекционная деятельность;
- принцип отбора музыкального репертуара - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей и с учетом медицинских показаний;
- принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки, постепенное усложнение музыкального содержания;
- принцип продуктивности – результатом работы по музыкотерапии должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове, песне и т. д.;
- принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, проект «Музыкальная палитра» (музыкотерапия) может стать частью комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и использоваться в других подобных учреждениях социальной сферы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
Этапы проекта:
Подготовительный этап (октябрь) - аналитико-диагностический включает в себя:
- Анализ информации об особенностях развития (изучение ИПР, выписки из больницы, анкеты родителей).
- Выявление интересов детей и их уровня музыкального развития (диагностика, беседа с ребенком).
- Определение реабилитационного потенциала, составление плана реабилитационных мероприятий разработка отдельных форм и методов работы с детьми.
- Формирование интереса к музыкальной деятельности.
Основной этап (октябрь-май) - непосредственная реализация проекта, включающая:
- Восприятие музыки (слушание музыки активное и рецептивное - пассивное).
- Вокалотерапия (дыхательная гимнастика, звукотерапия, упражнения на развитие голосового аппарата, пение сольное и хоровое).
- Игра на детских музыкальных инструментах.
- Ритмопластика (хороводы, танцы, игры) направлены на решение проблем развития ребенка.
Аналитический этап (январь - промежуточная диагностика, май – итоговая диагностика). На этом этапе:
- Ведется мониторинг результатов музыкальной деятельности, отслеживается динамика формирования музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями, проявлений творческой и социальной активности детей.
- Определяется степень решения проблем ребенка.
- Вносятся рекомендации и коррективы в индивидуальную карту социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями для проведения дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Направление деятельности
Проект имеет следующие направления:
- коррекционное,
- оздоровительное,
- развивающее,
- воспитательное,
- творческое.
Проект «Музыкальная палитра» состоит из 4 разделов:
- раздел - восприятие музыки.
Активное восприятие музыки – основа музыкального восприятия в целом. Музыка на занятиях музыкотерапии выполняет эстетическую, познавательную и развивающую роль. Дети учатся слышать и размышлять о ней, при этом активизируется внутренний мир детей, их чувства и мысли.
Восприятие музыки будет, происходит не от общего к личному, а от личного к общему, то есть не от представлений к чувствам, а от чувств к представлениям. В связи с этим музыку дети понимают как специфический язык психологического состояния человека, как лирический процесс в его жизни. Ведь когда человек познает окружающий мир, то при этом задействуется не только мышление, но пробуждаются также чувства и эмоции, через которые он открывает себя и свое отношение к миру.
Процесс формирования активного восприятия музыки у детей с проблемами в развитии предполагает следующие направления работы:
— формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными детям художественными образцами современной, классической и народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыке, формирование представлений о «жанре», о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса;
— формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: силы, высоты, тембра, длительности);
— развитие активной слушательской деятельности (способности эмоционально откликаться на музыку; формирование произвольности процесса восприятия, умения давать совместно с педагогом и самостоятельно элементарный анализ услышанному; узнавание, различение, выделение понравившегося музыкального произведения; сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, высказывание своего отношения к услышанному).
Рецептивное (пассивное) восприятие музыки направленно на релаксацию, расслабление, отдых, что способствует гармонизации и оздоровления ребенка,
преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.
2 раздел - вокалотерапия.
Это главный элемент, присутствующий во всех занятиях. Каждое занятие начинаться с упражнений на развитие дыхания, голосового аппарата (артикуляционная гимнастика) и распевания. Это не только развитие и приведение голосового аппарата в рабочее состояние, но и настройка слуха и внимания.
Артикуляционная гимнастика - направлена на подготовку артикуляционного аппарата к пению. Гимнастика проводится также в игровой форме. На первом занятии для каждого упражнения рассказывается своя история и дается название выполняемому упражнению («Лошадка», «Рыба-прилипала», «Салат из капусты», «Футбол», «Дразнилка», «Горячая картошка», «Снежки», «Колокола» и др.). На последующих занятиях, по мере запоминания упражнений, детям предлагается исполнить роль педагога и провести артикуляционную гимнастику самостоятельно, причем педагог садится на место ребенка и выполняет все упражнения вместе с детьми. Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:
- развитие артикуляционной моторики;
- обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
- выработку контроля за положением рта.
Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания) – может входить, как в раздел занятия так быть и самостоятельным видом деятельности (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой).
Гимнастика проводиться как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды).
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Звукотерапия проводиться для профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания.
Распевание и пение. При распевании используются короткие, легко запоминающиеся песенки шуточного содержания, с использованием наглядности (детям предлагается самим описать то, что изображено на картинке), затем распевка исполняется педагогом, вместе с детьми определяется характер, темп, динамика песенки и детям предлагается подпеть то, что они запомнили. Распевание начинается с песен на одном звуке, постепенно диапазон расширяется.
Большое внимание уделяется формированию вокально-технических навыков влияющих на качество исполнительской деятельности детей и на развитие их мысленных способностей. Воспитание положительных качеств личности, достигается в процессе знакомства с шедеврами вокального искусства и развития эстетического вкуса у детей.
Решение этих задач в реабилитации будет, осуществляется по нескольким направлениям:
— формирование основ певческой, вокально-хоровой культуры детей, развитие у них художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
— развитие музыкального слуха и как особого его проявления — вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
— накопление вокальных навыков - певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции; формирование певческих умений детей - исполнение песни с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него, на занятиях и вне их в игровой, досуговой деятельности;
— активизация творческих проявлений детей в пении.
Вокалотерапия – это объемный комплексный процесс, в ходе которого осуществляться развитие детского голосового аппарата, а так же расширяются воспитательные, коррекционные задачи.
3 раздел - ритмопластика (музыкально-ритмические движения). Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Акцентируется внимание на развитии чувства ритма у детей, двигательных навыков, артистичности, быстроты реакции, координации движений, осознанному овладению танцевальными, ритмическими движениями.
На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
- доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
В этом разделе используются музыкальные и театральные игры подвижные массовые игры с пением, танцевальными движениями, театрализацией. Коррекционно-развивающая цель данного раздела состоит в том, чтобы активизировать эмоции детей, научить коллективному взаимодействию, научить выполнять условия и правила игры, в игровой форме закрепить необходимые навыки (например, выразительности движений или четкой артикуляции при пении).
4 раздел – игра на детских музыкальных инструментах
Дети получают практическую возможность познакомиться с ударно-шумовыми инструментами. На первых занятиях детям дается возможность попробовать поиграть на различных инструментах самостоятельно, сравнить тембры и способы извлечения звука. Как правило, все дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, но участие в оркестре предполагает ряд определенных навыков: необходимо иметь внимание и выдержку, контролировать свои действия, чтобы одновременно со всеми начать игру и закончить; развивать чувство ритма и выдерживать определенную динамику. Постепенно требования увеличиваются, и дети осваивают правила игры. Используется элементы методики элементарного музицирования Карла Орфа (Австрия).
Знакомство с нотной грамотой способствует более быстрому усвоению клавиатуры на музыкальных инструментах и более свободной ориентации на ней. Дети (старшая группа с сохранным интеллектом) получают необходимые сведения по музыкальной грамоте, а именно:
- расположение нот на нотном стане,
- скрипичный, басовый ключи,
- размер,
- длительность нот (целая, половинка, четвертная восьмая),
- паузы,
- темп.
Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.
Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии равномерно распределяется психофизическая нагрузка, и занятия проводятся по следующей схеме:
- Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки детей на рабочий лад.
- Ритмическая разминка (музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения).
- Восприятие-слушание музыки (активное).
- Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений (артикуляционная гимнастика).
- Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания, звукотерапия).
- Пение (распевка, исполнение песен).
- Музыкально-дидактическая игра (не на каждом занятии).
- Игра на музыкальном инструменте (не на каждом занятии).
- Подвижная музыкальная игра, танец с элементами ритмопластики, хоровод.
- Рецептивное (пассивное) восприятие музыки.
- Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Порядок и количество разделов может варьироваться в зависимости от цели, темы и формы занятия.
Структура проведения занятий различна, она зависит от этимологии заболевания детей (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна аутичных детей и др.). При необходимости могут присутствовать воспитатели или социальные работники для оказания помощи для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложно ориентирующихся в пространстве в передвижении по залу. Они выполнение задания вместе с ребёнком - «рука в руке», предшествующей длительной социальной депривации. Сюда же входит знакомство с новым музыкальным материалом, освоение приёмов взаимодействия с ребёнком.
Подгрупповые и индивидуальные занятия также строятся в зависимости от поставленной задачи и основной проблемы ребенка, его эмоционального состояния, которое определяется в результате диагностики (проводит психолог и дает рекомендации.) Темы занятий представлены в приложении (приложение 2).
Музыкальный материал занятий подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы - Чайковского, Шумана, Гречанинова, Майкапара, Моцарта, Глинки, Римского – Корсакова, пьесами Грига, Дебюсси, популярными произведениями Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Гаврилова. Активно вовлекается в репертуар фольклорный материал и современная детская музыка.
Данные занятия имеют особую специфику. Они проводятся 2 раза в неделю, продолжительность зависит от возраста группы:
- младшая группа (дошкольники) по 15-20 минут,
- средняя группа (младшие школьники) по 25- 35 минут,
- старшая группа (средние и старшие школьники) по 30 – 40 минут.
Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкальным руководителем.
Музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи, с чем возникает необходимость перевести их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал.
Во время одного занятия исполняется 1-2 песни, и используются 1-2 произведения для слушания. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания звучать не более трех-пяти минут.
Элементы музыкальной грамоты даются на занятиях 1, 3, 7, 12 в следующем объеме:
- три «кита» в музыке: танец, марш, песня,
- знание нот октавы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си),
- понятия: форте – громко, пиано – тихо и в последующем закрепляются.
Тематическое планирование представлено в приложении к проекту. Направления музыкальной деятельности ежегодно остаются неизменными, меняется содержание в соответствии с контингентом детей.
Календарно-тематическое планирование представлено по возрастным группам в приложении (приложение 1).
Ресурсы
Таблица 1
Кадровые ресурсы
Должность | Кол-во штатных единиц | Функции |
Музыкальный руководитель | 1 | Реализация проекта «Музыкальная палитра» |
Логопед | 1 | Коррекция речевых нарушений. |
Воспитатели, социальные работники | 2 | Помощь в проведении музыкальных занятий, праздников, развлечений. |
Психолог | 1 | Помощь в проведении совместной диагностики эмоциональной сферы. |
Материально-техническая база
Для реализации проекта необходимо наличие следующих материально-технических средств:
- Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
- Фортепиано, синтезатор, шумовые музыкальные инструменты, микрофоны.
- Музыкальный центр.
- Фонотека (аудиокассеты и диски с записями музыкальных произведений классической, детской, мультипликационной, современной музыка, звуками живой и неживой природы, фонотек различных шумов диски с записями танцев и танцевальной музыки).
- Портреты композиторов, иллюстративный материал.
- Фломастеры, цветные карандаши, пастель, акварельные и масляные краски, белая и цветная бумага, картон, ватман, кисти разных размеров.
- Компьютерная техника.
- Проектор, экран, телевизор.
- Набор детских музыкальных инструментов.
Таблица 2
Смета проекта
Наименование | Кол-во | Цена | Сумма |
Компьютер | 1 | 15000 | |
Диски | 70 | 50 | 3500 |
Аудиокассеты | 20 | 30 | 600 |
Портреты композиторов (комплект) | 1 | 400 | 400 |
Фломастеры (набор) | 6 | 50 | 300 |
Акварельные и масляные краски (набор) | 6 | 150 | 900 |
Ватман | 20 | 25 | 500 |
Картон (пачка) | 10 | 60 | 600 |
Цветная бумага (набор) | 10 | 40 | 400 |
Цветные карандаши (набор) | 6 | 70 | 420 |
Альбомы для рисования | 10 | 30 | 300 |
Кисти для рисования разных размеров | 10 | 30 | 300 |
Бумага для принтера (формат А 4) | 1 | 250 | 250 |
Металлофон | 2 | 1350 | 2700 |
Ксилофон | 2 | 898 | 1796 |
Детский синтезатор | 2 | 1240 | 2480 |
Детское пианино | 2 | 1440 | 2880 |
Маракас | 2 | 129 | 258 |
Барабан | 2 | 400 | 800 |
Бубен | 2 | 300 | 600 |
Дудочка | 4 | 300 | 1200 |
Итого: | 36.184руб. |
Информационные ресурсы
Размещение информации о реализации программы в СМИ (сайт учреждения, сайт п. Игрим).
Методические ресурсы
В основу проекта «Музыкальная палитра» были положены идеи, принципы организации и проведения занятий зарубежными и отечественными музыкотерапевтами, успешно работающими с детьми-инвалидами (Ж. Некту, Ж. Македа (Франция), И. Захарова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, (г. Москва), А. Черкасская (г. Санкт-Петербург). Также была использована универсальная концепция элементарного музицирования и включен музыкальный материал с международных музыкально-педагогических конференций, организованных Обществом Карла Орфа (Австрия). Оказалось полезным и знакомство с опытом работы ведущих реабилитационных учреждений России.
Проект составлен на основе образовательно-развивающей программы для детей с нарушением речи (ФФНР) (С.Ф. Рыжова), Программы «Арт-гармония» (Киселева Т.Ю., Медведева Е.А.), пособия по артпедагогике и арттерапии в специальном образовании (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская). А.О.Панкратова Программа музыкально-развивающего направления «Здоровье по ноткам». Программа специальных коррекционных образовательных учреждений VIII типа утвержденным Министерством образования РФ 10 апреля 2002 г. (№ 29/2065-п). Дополнительной программы музыкального развития с 3-го по 7-ой год жизни «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
Контроль и управление проектом осуществляет заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:
- Освоение определённого объёма знаний по музыкальной терапии
- Развития эмоциональной сферы и творческой активности.
- Восстановление эмоционального равновесия, снятие нервного напряжения у детей.
- Развитие музыкально-творческих способностей.
- Формирование положительной самооценки и социальной адаптации.
- Развитие специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкальный ритм, способность к воспроизведению).
- Формирование адекватного восприятия-слушания музыки (устойчивость внимания, заинтересованность).
- Развитие певческих навыков (дыхание, протяжность звука, слаженность в хоровом исполнении и т.д.).
- Развитие музыкально-ритмических навыков (исполнение в соответствии с темпом, ритмом, характером).
- Развитие музыкального чувствования (эмоциональная реакция, способность к эмоциональному самовыражению).
- Динамика мотивационной готовности к музыкальной деятельности.
Дети должны знать:
Младшая группа.
- Характер и содержание музыкальных произведений.
- Три «кита» в музыке: танец, марш, песню.
- Понятие композитор.
- Музыкальные инструменты и их звучание (пианино, металлофон, гармошка, дудочка, погремушка, бубен, барабан, деревянные ложки, треугольник, трещотка).
- Средства музыкальной выразительности (темп – быстрый, медленный, динамические оттенки - тихо, громко).
Средняя группа.
- Характер и содержание музыкальных произведений.
- О творчестве наиболее известных русских и зарубежных композиторов.
- Три «кита» в музыке: танец, марш, песню.
- Четыре ноты октавы (до-ре-ми-фа) понятия – скрипичный ключ, длительность нот (длинный звук, короткий).
- Средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки, регистры звучания (высокий, средний, низкий).
- Музыкальные инструменты и их звучание (пианино, скрипка, гитара, труба, баян, балалайка, арфа).
- Знать вступление, запев, припев.
Старшая группа
- Характер и содержание музыкальных произведений.
- О творчестве наиболее известных русских и зарубежных композиторов. Знать имена выдающихся композиторов.
- Три «кита» в музыке: танец, марш, песню.
- Семь нот октавы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си); понятия - скрипичный, басовый ключи, длительность нот (целая, половинка, четвертная восьмая) паузы темп.
- Музыкальные инструменты и их звучание (рояль, пианино, скрипка гитара, труба, баян, балалайка, орган, арфа, флейта, саксофон).
- Музыкальные коллективы: оркестр и ансамбль.
- Музыкальную форму (одночастную, двухчастную).
- Средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки, регистры звучания (высокий, средний, низкий).
- Знать вступление, запев, припев, проигрыш, заключение.
Дети должны уметь:
Младшая группа
Восприятие музыки.
- Различать характер музыки.
- Различать музыкальные инструменты на слух.
- Определять на слух высокие и низкие звуки, различать громкие и тихие звуки, различать звуки по длительности, темпу, определять на слух источник звука.
- Запоминать и узнавать мелодии.
Вокалотерапия.
- Пропевать имена детей, вовремя начинать и заканчивать пение, выделяя музыкальные фразы, интонируя голосом, прислушиваться к звучанию голоса взрослого инструмента.
- Правильно брать дыхание во время пения, петь с увеличением и ослаблением силы голоса и темпа.
- Выразительно и эмоционально исполнять выученные песни;
Ритмопластика.
- Выполнять движения под музыку по зрительному, слуховому и двигательному сигналу.
- Выполнять движения с предметами.
- Двигаться в соответствии с характером звучания музыки.
- Уметь передвигаться по залу маршевым, приставным шагом на носочках, выполнять прямой галоп, легкий бег.
- Выполнять простые танцевальные движения.
- Передавать игровые образы посредством рук, головы, туловища.
- Играть на шумовых детских музыкальных инструментах (по одному и в группе).
Средняя группа.
Восприятие музыки.
- Определять характер и содержание музыки.
- Различать музыкальные инструменты на слух.
- Определять на слух высокие и низкие звуки, различать громкие и тихие звуки, различать звуки по длительности, темпу, определять на слух источник звука.
- Запоминать и узнавать мелодии.
- Различать вступление, запев, припев, проигрыш.
- Различать средства музыкальной выразительности.
- Различать песню, танец, марш;
- Различать вступление, запев, припев.
Вокалотерапия.
- Петь с инструментальным сопровождением и без него.
- Выразительно и эмоционально исполнять выученные песни.
- Одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу.
- Уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, понимать дирижерский жест.
- Правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов.
Ритмопластика.
- Уметь пантомимой, жестами в танце и игре передавать музыкальный образ.
- Выполнять движения под музыку по зрительному, слуховому и двигательному сигналу.
- Выполнять движения с предметами.
- Двигаться в соответствии с характером звучания музыки.
- Уметь самостоятельно передвигаться по залу маршевым, приставным шагом на носочках, выполнять прямой галоп, легкий бег, подскоки.
- Выполнять простые танцевальные движения.
- Уметь передавать хлопками ритмический рисунок, повторять любой ритм заданный педагогом.
- Играть на шумовых детских музыкальных инструментах (по одному и в группе).
- Играть на клавишных детских инструментах небольшие мелодии.
Старшая группа.
Восприятие музыки
- Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
- Различать музыкальные инструменты на слух.
- Определять на слух высоту звучания, различать динамические оттенки различать звуки по длительности, темпу, определять на слух источник звука.
- Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.
- Различать вступление, запев, припев, проигрыш, заключение.
- Различать средства музыкальной выразительности.
- Различать песню, танец, марш.
- Знать классификацию музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные).
- Различать вокальную и инструментальную музыку.
- Уметь эмоционально откликаться на послушанное произведение.
- Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды оркестра, имена выдающихся композиторов.
Вокалотерапия
- Петь с инструментальным сопровождением и без него.
- Выразительно и эмоционально исполнять выученные песни.
- Одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу.
- Уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, понимать дирижерский жест.
- Правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов.
- Исполнять песни сольно и ансамбле.
- Уметь выполнять самостоятельно дыхательную гимнастику и упражнения на дыхания.
Ритмопластика
- Уметь пантомимой и жестами в танце и игре передавать музыкальный образ.
- Выполнять движения под музыку по зрительному, слуховому и двигательному сигналу.
- Выполнять движения с предметами.
- Двигаться в соответствии с характером звучания музыки.
- Уметь самостоятельно передвигаться по залу маршевым, приставным шагом на носочках, выполнять прямой галоп, легкий бег, подскоки.
- Выполнять простые танцевальные движения.
- Уметь передавать хлопками ритмический рисунок, повторять любой ритм заданный педагогом.
- Играть на шумовых детских музыкальных инструментах (по одному и в группе).
- Играть на клавишных детских инструментах небольшие мелодии.
Критерии эффективности реализации проекта
Эффективность проводимой работы с детьми по музыкотерапии определяется с помощью диагностики, предусматривающей педагогическую оценку уровня развития навыков и умений в музыкальной деятельности.
Итоговая диагностика развития детей средней и старшей группы основана на авторской разработке практических работников (г. Сургут, Т. Ю. Киселева музыкальный руководитель высшей квалификационной категории г. Новосибирск ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования»), Анисимов В.П. «Диагностика музыкальных способностей», на методики диагностики музыкальных способностей О. Радыновой и Н. А. Ветлугиной.
Мониторинг качества музыкального развития для младшей группы (дошкольный возраст) разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» (И. Каплунова и И. Новоскольцевой).
Систематическое проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования музыкально-ритмических и коммуникативных навыков и умений детей и их творческой реализации.
В мониторинг входит:
- Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.
- Оценка качества промежуточных результатов проекта.
Способы определения результативности:
- наблюдение — основной метод диагностики, позволяющее выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы;
- итоговые и обобщающие занятия;
- выступление на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
- беседы с родителями;
- тестирование;
- диагностирование по параметрам.
Диагностика предусматривает выявление знаний детей по следующим разделам:
1 раздел - диагностика эмоциональной сферы
Диагностика эмоционального состояния проводиться психологом. Затем по рекомендации составляется цикл подгрупповых занятий. Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера (приложение 3).
Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения предлагается ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т.д.
- раздел - диагностика музыкальных способностей
Диагностики музыкальных способностей детей (приложение 4) представляют собой систему игровых тестов (приложение 5), направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, певческие навыки а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей (средняя и старшая группа).
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
2) применимы для массового исследования;
3) дают сравнимые между собой результаты.
Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор» (приложение 4), с помощью которой можно не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической, коррекционной работы в развитии личности ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА:
- Анисимов. В.П. «Диагностика музыкальных способностей» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 12.
- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.
- Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991
- Котышева Е.Н. «Групповая музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра социальной помощи.
Лобова, А.Ф. Аудиальное развитие детей / А.Ф. Лобова; Урал. гос. пед. унт. – Екатеринбург, 1999.
- Нестерюк. Т.В. Дыхательная и звуковая М.: издательство «Книголюб» гимнастика 2007 -56 (Педагогика оздоровления)
- Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». С-Пб., 2000.
- Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 10. – ART131672. – 0,3 п. л. – URL: http://www.kids.covenok.ru/issue/131672.htm. – Гос. рег. ЭЛ № ФС 77 - 55136. – ISSN 2307-9282
- Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной терапии / Петрушин В.И. – 1991. – (Журнал неврологи и психиатрии им.Корсакова, № 3).
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / Петрушин В.И.– М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с. – (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений).
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольника»
- Теряева С.В. Доверяйкина планета. Комплексно-целевая программа. Тюмень 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование проекта Музыкальная палитра
приложение к проекту по музыкотерапии...
Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)
Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...
Проект "Палитра"
Детско-родительский образовательный проект «Палитра» направлен на: Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эсте...
Проект Палитра Мастерства
В проекте показана работа с родителями. Как совместо с детҗми они создают поделки....
Проект:"Волшебная палитра"
Нетрадиционная техника рисования...
Проект "Разноцветная палитра"
Актуальность проблемы:Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и с...
Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"
Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...
Комментарии
приложение к проекту Музыкальная палитра
Календарно-тематическое планирование