Проект "Палитра"
проект по рисованию (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palitra1.doc | 1.72 МБ |
analiz_palitry.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №14 «Солнышко»
Отчёт по реализации программы
дополнительной образовательной деятельности
за 2012-2013 учебный год
«Развитие мелкой моторики руки
посредством использования нетрадиционных техник рисования
«Палитра»»
В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в двух группах детей старшего дошкольного возраста в рамках программы дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра».
Настоящая программа дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра» разработана на основе программы «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) с использованием технологии Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования» и представляет собой программу по художественно-продуктивной деятельности, предназначенную для детей старшего дошкольного возраста.
Программа дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра» направлена на:
* Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
* Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
* Ознакомление с универсальным « языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
В реализации программы запланированы занятия по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где представлены разнообразные нетрадиционные техники и способы рисования: раздувание краски, монотипия, фотокопии и др.
Цели программы:
1. Разностороннее развитие ребенка;
2. Реализация потенциальных возможностей детей и первые проявления творчества;
3. Создание условий для вовлечения детей в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Задачи программы:
1.Познакомить с новыми видами нетрадиционной изобразительной техники;
2. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности;
3. Формировать чувство композиции и ритма;
4. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;
5. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Формой обучения являлись занятия по подгруппам. Занятия проводились в соответствии с сеткой два раза в неделю.
Актуальность:
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.
Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей манипулировать с' разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники
Работая в детском саду, наблюдала, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Основная программа, по которой я работаю - это новая авторская программа Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.
В программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя. Ведь главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Все занятия по программе Г. Н. Давыдовой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных техник: например, рисование по - мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, рисование щёткой или расческой.
Отличительная особенность программы дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра»:
1. Внедрение регионального компонента в проект - как основа для формирования национальных представлений и национальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
В реализации программы запланированы занятия по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где представлены разнообразные нетрадиционные техники и способы рисования на основе использования литературного и фольклорного материала югорских авторов и сказителей: М. Анисимковой, Е. Айпина, А. М. Коньковой, Л. Кошиль, А. Тарханова, Ю. Шесталова, Г. Слинкиной.
Использование данного материала позволило сделать занятия интересными, содержательными и познавательными. Поэтичны, своеобразны сказки народов Севера. Одни звучат как размеренное повествование в долгие зимние вечера, другие - совсем короткие рассказы о лесных зверях и растениях – друзьях человека. Поэтические творения глубоки и искренни. Но все они – об истории нашего города, о культуре народов ханты и манси, о стремлении к добру и справедливости.
2. Занятия выстраивала с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно – продуктивной деятельности дошкольников. В построении занятий применялась единая сюжетная линия:
* Организационная часть - содержит познавательный компонент.
* Практическая часть – применение нетрадиционных техник и способов рисования.
* Итоговая часть - «вернисаж» детских работ.
3. Использование тематического литературного, музыкального, фольклорного материала позволило сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. Занятия продумывала так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.
4. Выстраивая педагогический процесс, уделяла большое внимание игре, как методу радостного, ненапряженного познания. Включение дидактических игр и упражнений значительно повысило эффективность обучения, обеспечило рациональное сочетание и смену деятельности, предупредило утомляемость, сохранило высокую работоспособность. В своей работе использовала игры на развитие творческой активности:
- Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
- Игровое упражнение «Простые рисунки".
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.
В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочется.
В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.
5. К методическим особенностям построения занятий с целью развития мелкой моторики рук я отнесла пальчиковые игры (массажи) с используемым на данном занятии изоматериалом.
6. Нетрадиционные техники позволили осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует: интеллектуальному развитию ребенка; коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; развивает мелкую моторику рук.
7. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в работе: рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, рисование ватными палочками («Пуантилизм»), печатание листьями, рисование свечой и солью, «кляксография» с трубочкой, « кляксография» с ниткой, «монотипия», «набрызг», восковые мелки + акварель, «оттиск» смятой бумагой, пробкой, поролона, пенопласта, «тычок» жесткой полусухой кистью, рисование по сырому, черно-белый и цветной граттаж, расчёсывание краски
8. Большую помощь в приобщении детей к прекрасному оказали прогулки. Наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя неизгладимый след в их сознании, жизни. Наблюдения проводились с группой детей в утренние и вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения являлась беседа.
Дети учились не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, на снегу, а впоследствии карандашами на бумаге. Если приучить детей любоваться яркими красками природы (неба на закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой осенних листьев), у ребёнка развивается художественный вкус, он глубже познаёт окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Работа с родителями в ходе реализации программы дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра»
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я использовала возможность общения с родителями, и одна из наших задач - установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей.
Взаимодействие с родителями было индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требовала особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя.
В работе с родителями придерживалась следующих правил:
- учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
- находить в каждом ребенке что - то хорошее и хвалить от души детей;
- уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
- доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
- по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
Тесный контакт с родителями помог не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в занятиях – досугах, КВН. Использовались следующие формы сотрудничества:
- «Консультационный пункт» (где предлагались консультации для родителей).
- «Домашние задания». Бывает, что рисунок не получился: неправильно передана форма, не выдержана величина и цвет, или ребёнок не успел доделать работу. Отложив такие работы, вечером показываются родителям, рассказывается, над чем нужно поработать. Утром дети приносят в детский сад творческие домашние задания, которые в дальнейшем используются для выставки работ детей.
- «День открытых дверей». Каждый второй четверг месяца родители посещали занятия и участвовали в нём.
- «Выставки работ детей» проводились в конце каждого месяца.
- «Развлекательно-познавательный КВН» как итоговое мероприятие.
В ходе реализации задач программы «Палитра» отслеживались результаты детей. Для этого проводилось педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (7 лет) по продуктивной деятельности по определённым критериям анализа и оценки, созданных детьми изображений.
Достигнутые результаты:
- Дети знают виды нетрадиционной изобразительной техники (тычок, смешивание цветов, кляксография, монотипия, фотокопия, витраж, граттаж, батик, рисование солью, рисование нитками, расчесывание краски).
- Дети знают жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет
- Дети составляют описательный рассказ о нарисованном.
Дети умеют с помощью разнообразных изобразительных средств создавать рисунок, подбирают интересный познавательный материал.
- Рост познавательной активности детей,
- Педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (7 лет) по продуктивной деятельности к концу учебного года показало высокий результат усвоения знаний (100%) по данной программе, что показывает рост интереса детей к нетрадиционной изобразительной технике, повышение художественной, творческой активности у детей.
- Высокий уровень социализации воспитанников: дети являлись активными участниками творческих конкурсов муниципального, регионального и федерального уровня, где занимали призовые места,
- Повышение активности родителей.
- Сформированы у детей интегративные качества:
-овладевший необходимыми умениями и навыками;
-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;
-любознательный, активный.
Реализация программы дополнительного образования «Развитие мелкой моторики рук «Палитра» помогла всесторонне развить личность воспитанников, научить их выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Итоги реализации программы дополнительного образования «Развитие мелкой моторики рук «Палитра» подводились в форме периодических выставок по темам, итоговой выставки творческих работ детей «Вот чему мы научились», развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности (итоговый).