Доклад к педсовету (рисуем с мамой)
статья (старшая группа) по теме

Пушишина Татьяна Борисовна

«Детское рисование. Его значение в развитии ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования как средства коррекции ребёнка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_risuem_s_detmi.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы «Детский санаторий № 42

Департамента здравоохранения города Москвы»

Доклад к педсовету «Рисуем с детьми»

«Детское рисование. Его значение в развитии ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования как средства коррекции ребёнка».

Подготовила: воспитатель  Пушишина Т.Б.

Первая квалификационная категория

Цели и задачи

  1. Значение рисования в жизни ребенка.
  2. Использование натрадиционных техник рисования как средство коррекции психики ребенка
  3. Рисование – один из путей совершенствования организма

План доклада

  1. Зачем и почему дети рисуют?
  2. Достоинство рисования – согласованное участие многих психических функций
  3. Почему ребенок теряет интерес к рисованию?
  4. Нетрадиционные техники рисования – преодоление чувства страха
  5. Абстракционизм – часть мирового изобразительного исскуства

Удивительное явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни рисует. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисования остаются только художественно одаренные дети.

Зачем и почему дети рисуют? Почему все какое-то время столь самозабвенно увлекаются рисованием, и от чего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Скорее всего, как отмечает кандидат педагогических наук И. Дьяченко, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма.

В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнения с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Тогда почему ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью. Всерьёз побудить взрослого человека - нехудожника к рисованию не возможно.
Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Почему ребенок теряет интерес к рисованию? Причин много. Одна из них: рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приёмов работы с различными красками. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребёнком в русле традиционной техники рисования. Однако есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой – недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается. Уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, выполненного с помощью оттиска, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Что касается беспредметного рисования, подойдут разные техники: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, пальчиками, ладонью, нитями.  Это направление в искусстве начала ХХ века получило название абстракционизма. На сегодня его считают частью мирового изобразительного искусства. Многие признанные художники: В. Кандинский, П. Пикассо, Е. Поленова, П. Филонов - принадлежали к этому течению.

Литература:

  1. И. Дьяченко. Так ли важно рисование в жизни ребенка?// Дошкольное воспитание – 2009 - №8 – с. 27.
  2. А.А. Лукашева. Формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник./ Современные проблемы дошкольного образования. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Кенеман, М., 1996, с.113.

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Рисуем с мамой, рисуем сами.

Как заинтересовать ребенка рисованием....

Проект "Я рисую с мамой, я рисую с папой"

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно -осязаемые анали...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...